Освобождение от долларовых пут
Сейчас или никогда. Мировой кризис стал отличным поводом для того, чтобы поднять вечный вопрос о мировой резервной валюте, освободиться от вороха зеленой бумаги, заполонившей мир. Данный вопрос Россия и Китай планировали поставить на саммите G20, который начинается в Лондоне. Вариантов того, чем можно заменить доллар – несколько, начиная от зоновых валют, заканчивая искусственной валютой SDR (Special Drawing Rights - специальные права заимствования). А вот реальна ли альтернатива при нынешнем сопротивлении США и, конечно же, Федеральной резервной системы, неизвестно. Мирового финансового господства лишаться никому не хочется, даже если оно и привело уже планету к кризису.
Доллар без золота
Когда-то, до принятия в 1944 году Бреттон-Вудского соглашения, некой "мировой валютой" было золото. Но вторая мировая подточила резервы ее участников, золота не хватало, и поэтому было решено придумать его эквивалент. Так сложилось, что этим эквивалентом стал доллар. Тогда ФРС США получила всю полноту финансовой власти, включающую возможность печатать деньги в любом количестве. Об инфляции можно было не беспокоиться - раз валюта мировая, то и отвечать за раздутую денежную массу всем миром, но никак не США.
Самое интересное в этой истории, что ФРС – это частная лавочка, а не государственная структура. ФРС фактически состоит из 12-и банков, которыми владеют конкретные семейные кланы (Ротшильды, Рокфеллеры). И пусть назначение председателя ФРС происходит с подачи государства, суть это не сильно меняет.
Не удивительно, что финансовый кризис стал отличным поводом для того, чтобы вполне законно и обоснованно миру попытаться освободиться от долларового бремени, тем более, что доллар дискредитируется уже не в первый раз. Так, в 1971 году президент Никсон оторвал доллар от золота, и таким образом эта валюта стала просто бумагой. "По сути, это было первым банкротством доллара, тогда стало понятно, что США не выполняли взятые на себя обязательства, касающиеся обеспечения доллара. Почему мир тогда не отвернулся от доллара, тоже очевидно. На тот момент сила - у НАТО, да и конкурентов у доллара возникнуть не могло", - напомнил Накануне.RU соучредитель Центра экономического консерватизма, известный экономист Андрей Кобяков.
Позже, на Ямайской конференции в 1976 году была создана система плавающих валютных курсов, но никто не назначал доллар главной мировой валютой, это сложилось само по себе, опять же из-за отсутствия конкуренции. Но, несмотря ни на что, американцы на тот момент не имели такого чудовищного дефицита, таких накопленных долгов в своей финансовой системе, как сейчас, ведь США долгое время потребляли куда больше, чем производили, и за товары расплачивались долларами. Например, платит США России за нефть, а Россия эти деньги вкладывает в американские же долговые бумаги.
"Это просто бумага, можно долго жить не по средствам и расплачиваться новыми тоннами макулатуры. Долго, но не бесконечно. Это ни что иное, как финансовая пирамида, совершенно мошенническая операция, ведь доллары ничем не обеспечены", - продолжает Андрей Кобяков.
За альтернативу замолвите слово
И когда пирамида начала складываться как карточный домик, Россия и Китай единодушно и почти одновременно подняли на мировой арене вопрос о новой резервной валюте. В качестве альтернативы доллару были предложены SDR – специальные права заимствования, чей курс определяется курсом доллара, евро, йены и британского фунта стерлинга. Директор-распорядитель Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан поддержал идею создания единой мировой валюты. Президент США, Барак Обама, в свою очередь, идею отверг. Что касается Обамы, то его мотивация вполне понятна. "США объявили о том, что собираются напечатать в этом году $1 трлн. Как это поможет американской экономике? Очень просто: раз доллар - мировая валюта, то на эти напечатанные деньги можно по всему миру купить что-нибудь полезное. Это беспроигрышный бизнес: печатаем доллары, которые ничего не стоят, и покупаем, что хотим. США не заинтересованы в нарушении этой системы", - высказал Накануне.RU свое мнение известный экономист, президент компании экспертного консультирования "Неокон" Михаил Хазин.
Однако, по его словам, доллар выполняет две функции: мировой валюты и национальной валюты. Люди, которые отвечают за мировую валюту (ФРС, МВФ), заинтересованы в том, чтобы разделить эти функции, продолжая сохранять контроль. Поэтому, как отмечает Хазин, и говорится о том, что надо создать мировую валюту в противовес национальной – доллару, но обязательно на базе МВФ. Собственно, поэтому МВФ и согласен избавиться от доллара.
"С 1969 года, момента начала выпуска SDR, их совокупный объем составляет всего $40 млрд. Если начнется кампания по приданию SDR некоего национального статуса, то это будет означать увеличение денежных вливаний и резервирования в самом МВФ. А кто же будет против увеличения собственных активов?", - пояснил Накануне.RU научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский.
А тем временем, Россия перестала настаивать и на немедленной финансовой конференции по итогам саммита, и на отказе от доллара как мировой резервной валюты. Не настаивает на этом и Китай. И вообще, повестка саммита склоняется в сторону США. Лидеры стран обсудят изменения в стандартах МСФО и регулирования операций на финансовых рынках США. О причинах отказа от запланированных тем ничего не сообщается.
Как говорит Никита Кричевский, Поднебесную не устраивала девальвация доллара, поскольку страна опасалась за свои резервы, а теперь мини-девальвация сошла на нет. "Китай понимает, что для создания новой валюты нужно потратить пять-семь лет, созвать отдельную конференцию, определить структуру эмиссию новой валюты. Сегодня, когда доллар является мерилом международных расчетов, как можно одним директивным решением G20 изменить сложившуюся парадигму? Этот вопрос на встрече "двадцатки" подниматься просто не будет, сейчас не до этого. Против бессмысленной говорильни выступают не только американцы, но и Европа", - подчеркивает эксперт.
То, что сегодня обсуждать вопрос о новой валюте совершенно бессмысленно, считает и руководитель отдела глобальных экономических проблем и внешнеэкономической политики Института мировой экономики и международных отношений РАН Иван Королев. "Внедрить новую валюту невозможно. Либо она будет оторвана от частных сделок, либо, если вы ее пустите в частные сделки, с ней будут также спекулировать, как с долларом. Кто будет выпускать эту валюту? Мировое правительство? Безусловно, в долгосрочной перспективе (30 лет) произойдет замена доллара новой валютой. Но сейчас зачем сейчас об этом вообще говорить?", - высказал свое недоумение Накануне.RU Иван Королев.
"Сейчас не очень-то своевременно заниматься созданием новой мировой валюты, - также полагает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. - Решения подобного рода задач как показывает тот же опыт евро, занимает десятилетия. Это все равно, что сочинять правила противопожарной безопасности, когда пожар во всю полыхает. Потушите пожар, а потом в спокойной обстановке решите".
По мнению же президента компании "Неокон" Михаила Хазина, просто группа банкиров, контролирующая ФРС, пытается объяснить всему миру, что надо бы создать валюту на базе МВФ, и тогда сохранит контроль, но снимет всякие риски, связанные с кризисом в США и, заодно, во всем мире. "Американские власти не заинтересованы в том, чтобы эту тему обсуждать", - добавил Михаил Хазин.
То же самое отмечает и соучредитель Центра экономического консерватизма Андрей Кобяков: "Добровольно отказываться от паразитирования США не станут. Считаю, что переговоры о мировой валюте нереалистичны в нынешних условиях, но разговоры о замене доллара возникли не на пустом месте. Объективно, необходимость ухода от доллара в качестве монопольной мировой валюты назрела, но не думаю, что этот вопрос может быть решен в рамках какой-то одной конференции".
Золото без доллара
Мир постепенно и незаметно попал в долларовую ловушку. Как не надувает Федеральная резервная система США огромный денежный пузырь, он все никак не может лопнуть, ведь это больно ударит по всем государствам. Получается палка о двух концах. Вот, например, Китай. Почти половина его гигантских золотовалютных резервов ($600-700 млрд из $2 трлн) находятся в бумагах США. Теоретически, пытаясь освободиться от "зеленых", Китай мог бы выбросить доллары на рынок, чтобы преобразовать их в товары, золото – все, что угодно. Теоретически, так бы поступила и Россия и другие страны. Но что бы все они получили? Обесценивание доллара, а значит, скопленных резервов. Именно поэтому такого радикального развития событий, а значит, быстрого освобождения от долларового рабства не произойдет.
Правда, как считает известный экономист Андрей Кобяков, де-факто происходит постепенное освобождение. "Думаю, вне зависимости от того, будет ли международное сообщество обсуждать проблему, мир станет другим в любом случае. Даже если пустить этот процесс на самотек, доллар все равно будет утрачивать свои функции мировой валюты. В еврозоне доллар уже никому не нужен. Даже если вы поедете в Египет, который находится недалеко от ЕС, то на рынке с удовольствием возьмут евро, но уже не захотят брать доллары. Меняется структура национальных резервов. Даже недавнее объявление Банка России, что лишь треть будет держать в американских бумагах, тому подтверждение", - отмечает соучредитель Центра экономического консерватизма.
От долларов страны уходят и в торговле. Так, Китай подписал соглашение с Аргентиной о валютном свопе объемом 70 млрд юаней (это примерно $10,2 млрд), то есть фактически речь идет о расчете за китайские товары юанями. Ранее подобные соглашения Китай заключил с Малайзией, Южной Кореей, Гонконгом, Белоруссией и Индонезией. Нечто подобное обсуждается и в рамках ЕврАзЭС – президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предлагал создать региональную валюту "евраз". В общем, тенденция деления мира на зоны налицо. "Фактически, мир начинает на наших глазах уходить от доллара как от главной мировой валюты. Можно спрогнозировать ситуацию на пять лет вперед, мы придем к мультивалютной системе, когда функцию резервной и торговой валюты будут выполнять несколько валют одновременно", - полагает Андрей Кобяков. По его словам, азиатские страны могут перейти в своих расчетах на юань, страны, примыкающие к Европе, будут пользоваться евро, страны Латинской Америки, возможно, останутся в зоне доллара или появится "амера" – валюта США, Канады и Мексики.
"Для мировой банковской элиты это катастрофа, а для мира – нормально. Расчеты между зонами могут быть привязаны к золоту. Это для всего мира золота мало, а для межзональной торговли – нет", - говорит президент компании экспертного консультирования "Неокон" Михаил Хазин.
Тем не менее, региональные валюты не есть единая мировая валюта. Пока самый очевидный претендент на финансовое господство – евро. "На смену доллару может придти евро, потому что его доля в мировом валютном рынке раза в два ниже, чем доля еврозоны. В частности, по экспорту еврозона в два раза превосходит США", - отметил в разговоре с Накануне.RU главный эксперт "Центра развития" Валерий Миронов. Однако здесь есть существенное "но".
Сама конструкция, из которой состоит евро, сегодня крайне хрупка: страны, входящие в Евросоюз, находятся в разном экономическом положении. За счет одних Евросоюз держится на плаву, а другие тянут ЕС вниз. "В период кризиса такое искусственное образование, как евро, может естественным образом распасться. Поскольку зона евро, Евросоюз, а также Прибалтика и страны Восточной Европы, которые тяготеют к этой зоне (их валюты привязаны к евро), очень разнородны по своим экономикам. В составе зоны евро есть сильные страны – Германия, Франция, более слабые Португалия, Италия, Греция, - которые по большому счету дотируют посредством общей валюты экономики других слабых стран. Искусственность такого образования, как евро в кризис только обострилась, и есть предпосылки к возвращению стран-участников к национальным валютам – итальянской лире, французскому франку, немецкой марке. Для многих стран, например, Португалии, Италии, Греции, вхождение в зону евро сейчас наносит больше вреда, чем пользы. Так, если бы у них были национальные валюты, была бы возможность их девальвации и решения таким образом ряда проблем", - писал в своей авторской колонке на Накануне.RU кандидат экономических наук, директор уральского филиала инвестиционно-финансовой группы "Аккорд-Инвест" Константин Селянин.
Кроме евро, существует еще один претендент - Special Drawing Rights. Но это по сути замена шила на мыло. Какой смысл переходить на эту валюту, если она ничем не отличается от других, разница только в том, что не является национальной? В этом смысле соучредитель Центра экономического консерватизма Андрей Кобяков напомнил о замечании главы Народного Банка Китая, который обращает внимание, что если и переходить на SDR, это должен быть не тот SDR, который существует сегодня. "Уже в 40-е годы великий экономист Джон Мейнард Кейнс предложил валюту "банкор", которая должна быть привязана к корзине из 30-и наиболее репрезентативных товаров. Речь идет о металлах, нефти, зерне. Если мы заменим нынешний доллар на наднациональную валюту, то она должна быть совершенно другой, иметь свою постоянную цену, быть производной не от каких-то финансовых инструментов, а от реальных товаров. Это совершенно радикальный подход, который возвращает нас к идее, что мировая валюта должна быть чем-то обеспечена. Эта дискуссия, действительно, содержательная", - заключает Андрей Кобяков.
Сценариев дальнейшего развития событий в валютной сфере несколько. Либо и в самом деле мир разделится на зоны, либо будет определена валюта, привязанная к товарам, либо…Но во всяком случае, похоже, что в история о мировом господстве доллара подходит к концу. Пусть это только начало конца, пусть развязка наступит не сегодня, а через годы, но главное, что она будет. А от того, что придет доллару на смену, зависит дальнейшее развитие мировой финансовой системы.