Смещение донецкого митрополита: киевский режим пользуется моментом
В сети опубликован протест 30 архиереев против "вмешательства" РПЦСмещение Священным Синодом РПЦ митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона и назначение на его место нового правящего архиерея — митрополита Владивостокского и Приморского Владимира — вызвало на Украине новую волну, которую то ли оседлали, то ли инспирировали местные власти, мечтающие о публичном разрыве УПЦ с РПЦ и уходе в раскол. Что произошло — в материале Накануне.RU.
24 октября решением Синода РПЦ 73-летний митрополит Иларион был почислен на покой в связи с состоянием здоровья, которое сильно затрудняет беспрепятственное управление им епархией, тем более в условиях региона, где идут военные действия (73-летний архиерей давно болеет и, по свидетельству очевидцев, с трудом ходит). Поэтому было принято решение почислить его на покой с выражением благодарности за "многолетние труды по созиданию епархиальной жизни, строительству многочисленных храмов, рукоположению многих священнослужителей".
Через несколько дней в сети появилось обращение архиереев УПЦ, протестующих против такого грубого "вмешательства" РПЦ. Его подписали 30 епископов из примерно 100. Характерная черта: почти все подписанты — из центральных и западных областей. По крайней мере, их имена опубликованы в интернете. В обращении говорится, что решение было принято "в одностороннем порядке, без какого-либо согласования с УПЦ, которая является канонически самостоятельной согласно Томосу (Грамоте) Патриарха Алексия II от 27 октября 1990 года и подтверждена решением Собора УПЦ 27 мая 2022 года". Архиереи решительно осудили это решение как "антиканоническое, поскольку церковное право регламентирует канонические отношения между Православными Церквами". Каноны прямо запрещают любому епископу вмешиваться в юрисдикцию другого епископа. А вот дальше идет чисто политическое заявление (плюс обвинения в "оккупации"):
"Это решение направлено на подрыв самостоятельности Украины... Антиканоническое освобождение митрополита Иллариона, украинца по происхождению... и назначение на его место архиерея-россиянина свидетельствует именно о стремлении Москвы аннексировать каноническую территорию УПЦ с целью уничтожения". В обращении призывается отменить это решение, отказаться от "агрессивной церковной политики относительно УПЦ", "уважать границы Украины".
Обращает на себя внимание синхронность и оперативность реакции архиереев УПЦ по такому относительно маловажному вопросу, в то время как принципиальная тема преследования Церкви, угрожающего самому ее существованию на Украине, остается без внимания. Также важно, что эту тему не подняли на Синоде УПЦ, проходившем практически одновременно с Синодом РПЦ. Само обращение никому не адресовано и не выглядит текстом, написанным епископами. Его тон выдает совсем других авторов, а появление тоже весьма показательно. Вначале оно появилось в телеграм-канале УПЦ, но впоследствии было удалено и опубликовано в телеграм-канале Одесской епархии. Все это выглядит более чем странно и свидетельствует о подковерных играх.
Как пишет "Правблог", обращение архиереев выглядит фарисейством. Когда дали пятилетний тюремный срок митрополиту Тульчинскому и Барцлавскому Ионафану, они молчали, хотя такое длительное заточение могло бы его убить, учитывая его состояние здоровья. Когда арестовали и подвергали ужасным условиям содержания наместника Святогорской Лавры митрополита Арсения, они тоже молчали и молчат. Когда раскольники и боевики совсем недавно захватили архиерейский собор в Черкассах — тоже была тишина. Зато почисление на покой старого и болеющего митрополита Илариона вызвало бурю негодования. С чего бы это? Это точно в интересах Церкви?
Как и в других случаях, самым достойным образом возвысил свой голос митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука, который проживает на территории, пока контролируемой украинским режимом. Но, как и ранее, он не побоялся выступить в защиту Церкви.
"С печалью смотрю на то, как все больше раскручивается маховик обсуждения вокруг темы решения, принятого по митрополиту Илариону. И грустно мне из-за того, что все эти напрасные обращения, действия, "баталии" в интернете радуют врага рода человеческого и вносят еще большую смуту в жизнь нашей Матери-Церкви... Прошу всех не быть фарисеями и не давать повод для очередного поношения нашей Матери-Церкви Ее врагами", — написал владыка (его намек вполне легко читается).
А в Киеве, естественно, сразу же поддержали обращение 30 епископов.
"Некоторые вещи, о которых идет речь в заявлении, в частности о нарушении автономии УПЦ в пределах Русской Церкви, на многих священников и мирян этой церкви, которые давно хотели бы порвать с Москвой, произведет ободряющее впечатление", — сказал глава службы по вопросам этнополитики и свободы совести Виктор Еленский.
Характерно, что под обращением нет имени предстоятеля УПЦ — митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Он всегда дистанцировался от попыток втянуть Церковь в политические игры. Его позиция является чрезвычайно важной. Она во многом маргинализирует позицию "автокефалистов". Поэтому неудивительно, что на него стали поддавливать. "Целый" архидиакон Одесской епархии Андрей Пальчук призвал Онуфрия начать решительно действовать (ясно в каком направлении) и открыто осудить действия РПЦ. При этом публичных заявлений от подписантов обращения не прозвучало, не считая комментария митрополита Виктора (Коцабы), известного своей самостийнической позицией.
Что касается каноничности действий РПЦ, то глава Синодального отдела по взаимоотношениях Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил, что решения о порядке управления епархиями на территориях Донбасса и Новороссии принимаются священноначалием РПЦ в особых условиях военных действий. Прецедентом разрешения подобных ситуаций является указ №362 от 7/20 ноября 1920 года патриарха Московского и всея Руси Тихона, принятый на случай разобщения епархии с высшим церковным управлением вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т.п.
Ссылки же на то, что РПЦ "вторгается" в дела УПЦ, несостоятельны, пишет иподиакон Олег Смирнов. УПЦ пошла на нарушение, провозгласив "полную самостоятельность и независимость" на собрании епископов в мае 2022 года. Также в уставе РПЦ, который принимался и с участием УПЦ, есть целая глава, посвященная УПЦ. В пункте 10 говорится, что определения Поместных и Архиерейских соборов РПЦ (а заседание Священного Синода — это малый Архиерейский Собор) являются обязательными для выполнения УПЦ. Эти основания напоминает также священник Георгий Максимов.
"И говорить, что Синод РПЦ не имел права без согласования с УПЦ менять архиерея Донецкой епархии, при этом еще манипулятивно ссылаясь на определения Вселенских Соборов (что крайне неграмотно с точки зрения тех же канонов, ибо УПЦ не является автокефальной, но всего лишь самоуправляемой частью с правами широкой автономии, границы которой Собор Кириархальной Церкви может либо сократить, либо отменить вовсе)..." — подчеркивает иподиакон.
Для России и РПЦ главная опасность состоит в том, последуют ли более решительные действия украинского режима по отрыву от РПЦ. Или судьба снова убережет хрупкое, но все еще держащееся духовное единство Руси, включая ее блудную юго-западную часть?