29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

Человеческий фактор промышленных аварий

Люди гибнут не только за металл, но и за уголь, руду, камни. Одно неправильное распоряжение мастера, маленькое нарушение в технологическом процессе или "легкое" пренебрежение техникой безопасности – и происходит трагедия. Но кто бы не был виноват, ответственность всегда несет руководитель предприятия. По крайней мере, в этом уверены представители Ростехнадзора по УрФО. На прошедшей накануне коллегии управления самыми главными причинами аварий и трагедий были названы разгильдяйство и халатность. Корреспондент Накануне.RU побывал на этом совещании и готов рассказать, на каких предприятиях "бестолковый менеджмент", сколько тонн отходов засоряют Уральский федеральный округ и зачем Ростехнадзор пристально следит за слияниями-поглощениями.

Оказывается, лишь 4-6% аварий происходят по техническим причинам, а в остальных случаях виной всему человеческий фактор. "Надежда на русский "авось" лежит в основе этого", - отметил руководитель МТУ Ростехнадзора по УрФО Анатолий Сидякин. Кроме того, он добавил, что на предприятиях изношено оборудование, низкая квалификация рабочих, а вопросам безопасности производства уделяется очень мало внимания. Несмотря на то, что за год число аварий уменьшилось, количество тревожных инцидентов увеличилось в 1,5 раза. На производстве за год пострадали 495 человек, а 68 погибли. Причем, наибольший травматизм характерен для нефтегазового производства.

В частности, за год произошло три аварии и групповой несчастный случай, когда группа обслуживания газопровода подъехала в Фото: АРзапретную зону, и произошла вспышка, а за ней взрыв. Тогда пять человек погибли, семь пострадали. Чаще всего аварии происходят из-за коррозии металла на трубопроводах. "Аварии на магистральных проводах происходят, потому что газ подается под большим давлением, и там, где есть коррозийные трещины, под давлением выбивается металл и происходит взрыв. А причина коррозии металла еще до конца не изучена", - пояснил Накануне.RU Анатолий Сидякин. Далеко не за всеми трубами работники Ростехнадзора могут уследить, поскольку протяженность подконтрольных трубопроводов – 57,5 тыс. км. Естественно, что каждый участок инспекторы не могут проверять.

Кроме того, серьезную опасность представляют передвижные газозаправочные станции, не имеющие проектной документации. Фото: Накануне.ruЗамруководителя уральского Ростехнадзора Андрей Фоминых рассказал, что зачастую баллоны заполняются на улице в мороз, что является грубейшим нарушением. Давление в баллоне не контролируется, закачивается газ, а когда баллон заносят в тепло, газ расширяется и может произойти взрыв.

Взрывы газа в жилых домах, которые прогремели в январе по всей России, к магистральным трубопроводам не имеют отношения, поэтому находятся вне поля деятельности Ростехнадзора. Тем не менее, это ведомство отслеживает ситуацию, касающуюся взрывов. Однако, можно сказать, что в этом году пик взрывов миновал. "Проблема взрыва газа сезонная. Как только понижается температура, люди начинают, особенно в старых ветхих домах, включать газ для отопления квартир. Где-то забыли выключить, где-то еще что-то. Спичка, и происходит взрыв", - говорит руководитель МТУ Ростехнадзора по УрФО.

Еще одной бедой, даже настоящим бичом, являются незаконные свалки отходов, которых сотни. Из 707 свалок лицензии имеют билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU лишь 11%. Причем, некоторые лицензии, выданные Ростехнадзором, пытается опротестовать Росприроднадзор. Один из таких случаев произошел в Сургуте. Замруководителя Ростехнадзора по УрФО Николай Крупинин рассказал, что свалка в этом городе, может быть, и не отвечала абсолютно всем требованиям, но она была "одной из лучших в округе", поэтому лицензию ей выдали. Росприроднадзор же опротестовал это решение. "Но если там не дать лицензию, то можно вообще никому не давать", - отметил Николай Крупинин. Руководитель МТУ Ростехнадзора по УрФО Анатолий Сидякин также заметил, что несогласованность действий двух надзорных органов не приводит ни к чему хорошему. "Когда мы не можем между собой разобраться, собственники предприятий начинают над нами насмехаться", - считает Анатолий Сидякин.

Возвращаясь к вопросу мусора, Николай Крупинин заявил, что в УрФО лицензировано всего лишь 1,8% предприятий, Фото: Накануне.ruобращающихся с отходами. "Крупные предприятия должны иметь лицензии. У них есть деньги! Наша позиция по привлечению к ответственности должна быть более жесткой", - дал наставление коллегам замруководителя Ростехнадзора по УрФО.

Между тем, объемы всего мусора сложно даже представить. В одной только Свердловской области за год появляется около 25 млн т отходов. По словам Крупинина, "размещение отходов происходит с мыслимыми и немыслимыми нарушениями". Проблема есть и с очистными сооружениями, 80% которых не соответствуют требованиям. Причем, с собственников этих сооружений много не возьмешь и не потребуешь, поскольку ими являются муниципалитеты. "Когда в сентябре мы проверяли Сочи, оказалось, что там уже десять лет никто не вкладывал деньги в очистные сооружения. У нас тоже самое", - рассказал Николай Крупинин.

По его словам многие собственники предприятий, недовольные контролем Ростехнадзора, забрасывают ведомство судебными исками, полагая, что они действуют незаконно. "Все с нами судятся, но у нас нет даже юристов. Могут быть серьезные проблемы", - подчеркнул замруководителя уральского Ростехнадзора. Он также сообщил и о том, что был один Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU положительный судебный прецедент, когда в Невьянске суд приостановил деятельность предприятия, которое не имело разрешительных документов.

Отсутствием разрешительных документов страдают не только предприятия, но и застройщики. Заместитель Анатолия Сидякина Андрей Фоминых отчитался, что за год две стройки были приостановлены, а штрафов наложено на 28 млн руб. Основными нарушениями при строительстве являются получение разрешительных документов при отсутствии проектной документации, а также низкое качество выполняемых работ.

Однако одним из самых серьезных вопросов является работа служб производственного контроля на предприятиях, из-за чего, собственно, и происходят несчастные случаи. "Если система производственного контроля работает так, как должна, то аварии, гибель и травматизм исключены, но система не срабатывает на каком-то участке, потому что кто-то где-то поленился, недосмотрел, понадеялся на авось", - считает руководитель МТУ Ростехнадзора по УрФО.

Многие предприятия оформляют обычный, текущий ремонт как капитальный. "Возможно, в этом есть финансовые уловки", - считает замруководителя Ростехнадзора по УрФО Анатолий Соловьев. По его словам, аварийность и травматизм зависят от руководителей и собственников предприятий, поэтому Ростехнадхзор отслеживает кадровые перестановки, а также смену собственников. Например, на одном из предприятий "Макси-Групп" отстроена кислородная станция, но из-за отсутствия всех документов, которые нужно было получить до начала строительства, Ростехнадзор ее не принимает. "Не знаю, чем руководствовалось руководство "Макси-Групп", но, по-моему, они шли от принципа "победителей не судят". С точки зрения технологии, быстроты строительства, ими можно только восхищаться. Но все идет с пренебрежением к работникам. Недаром у них был случай, когда двух человек засыпало кирпичом. Мастер отправил работников в раскаленную печь, хотя они говорили, что может произойти осыпание", - рассказал Накануне.RU Анатолий Соловьев. Возможно, что со сменой владельца ситуация изменится в лучшую сторону. Но есть и обратные примеры. После объединения "СУАЛа" и "Русала" Ростехнадзор ожидает серьезные проблемы на предприятиях "СУАЛ-холдинга".

"Есть "СУАЛ", а есть "Русал". С "СУАЛом" проблем не было, но пришел новый хозяин, они хотят решить все иначе, - заявил Накануне.RU Анатолий Соловьев. - Они решают все самостоятельно, невзирая на то, что сложились отношения и по промышленной безопасности. Сокращение службы производственного контроля может привести к потере контроля вообще над состоянием безопасности. Знаю, что в "СУАЛе" раньше работали великолепные специалисты, но какой будет их дальнейшая судьба, не знаю. Смена руководителя мне категорически не нравится. Я высказываю свое мнение. У холдинга своя точка зрения".

Фото: Накануне.ruС мнением своего заместителя согласен и Анатолий Сидякин, подчеркнувший, что у "СУАЛа" "бестолковый менеджмент" в плане промышленной безопасности. Поэтому это предприятие Ростехнадзор решил взять на свой контроль. В целом же, как считает руководитель Ростехнадзора по УрФО, аварийность в целом во многом зависит от состояния всего общества: "Если оно в хорошем состоянии, где уровень ответственности ясен, то аварий меньше. Там, где разруха в умах, аварий будет больше"


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС