07 Ноября 2024
search

Праздник непослушания с чак-чаком

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Что такое "вонючие поезда" и почему их могут пустить по всей России

"Сделка века" на вывоз столичных отходов таит немало опасностей

По стране прошли митинги против "мусорной реформы". Жители десятков городов и сел вышли на протест. Больше всего людей собралось в небольших населенных пунктах, возле которых власти строят новые мусорные объекты. Самыми же массовыми стали выступления в Поморье, где собираются складировать московские отходы.

В Северодвинке, по оценке самих активистов, на акцию пришли почти 9 тыс. человек, хотя по официальным данным – 3 тыс. В Архангельске собралось 1,5 тыс. человек. В Котласе более 2 тыс. Около 1 тыс. человек вышло в селе Урдомы, возле которого собираются строить мусорный полигон для столичных ТБО. В Москве и Подмосковье крупных акций не было – власти попросту не согласовали там "экологические" митинги.

Тем временем, московские чиновники, которые ранее отрицали строительство сортировочной базы для отправки мусора в регионы, наконец косвенно это признали. Роспотребнадзор заявил, что объект в Некрасовке, который активисты называют мусорным кластером, все же "оказывает негативное влияние на окружающую среду".

В распоряжении редакции Накануне.RU оказался ответ Роспотребнадзора на запрос жителей Некрасовки по объекту АО "Мосводоканал".

(2019)|Фото: Фото депутата Дмитрия Шувалова

Ранее департамент жилищно-коммунального хозяйства столицы только вскользь признавал, что строящийся объект действительно предназначен для обращения с отходами. Как выяснилось, проект все же был поставлен на учет Росприроднадзором и включен в реестр объектов, вредящих окружающей среде.

(2019)|Фото: Фото депутата Дмитрия Шувалова

Несмотря на это, чиновники по-прежнему не называют объект мусорным кластером, а предпочитают упоминать как стоянку гаража и производственно-складскую базу.

За все время, что длится эта история, столичные активисты сумели детально изучить объект в Некрасовке.

По их мнению, так называемый производственный погрузочно-разгрузочный кластер на территории Люберецких очистных сооружений АО "Мосводоканал" в Некрасовке якобы спешно перестраивается под объект, на который будут свозить мусор, брикетировать его и загружать в вагоны. Туда уже подведены железнодорожные пути, построены каркасы нескольких ангаров. Планируется построить три крупных ангара и несколько технологических крытых площадок с устройствами фундаментов, силовых полов, металлических каркасов зданий.

(2019)|Фото: sovnek.ru
Схема управления так называемого экокластера в Некрасовке, по версии активистов

Протестующие уверены, что строительство якобы ведется незаконно и без необходимых для хранилища отходов разрешений. При этом у организаторов проекта есть сразу несколько пакетов документов для получения разрешений.

"Когда надо, они оформляют как гаражи Люберецких очистных сооружений, когда надо – как производственно-складскую базу, – говорит муниципальный депутат Дмитрий Шувалов. – При этом чиновники только несколько раз оговорились, что основное предназначение объекта – складирование мусора. В остальном же они предпочитают об этом умалчивать. Префектура, например, предпочитает говорить, что не имеет полномочий по надзору за объектами, находящимися в частной собственности, а объект находится на частной территории. Для этого АО "Мосводоканал" передал его своей аффилированный структуре ООО "Профземресурс".

Изначально утверждалось, что мусор будет сортироваться, а органика отделяться от неорганики. Однако, как рассказали Шувалову сами же сотрудники "Мосводоканала", которые пожаловались на объект, закупленное оборудование якобы не справилось с этой задачей, и было принято решение просто раскладывать мусор по обычным пакетам. Впрочем, называть это по-прежнему будут брикетированием. Отправляться мусор в пакетах будет в поездах. Активисты уверены, что весной и летом отходы в вагонах будут гнить и распространять запах по пути следования.

Накануне.RU направляло запрос в "Мосводоканал" с просьбой прояснить ситуацию, однако ответ мы не получили. Как полагает Дмитрий Шувалов, московские власти просто не могут построить полигон для сортировки мусора законно, поэтому, вероятно, вынуждены идти на ухищрения.

"Невозможно законно построить такой объект. В терсхеме этого объекта нет, по ПЗЗ нельзя, ОВОС надо проходить. Для всего этого нужны публичные слушания, общественные обсуждения. А это означает: народные волнения, скандалы, внимание СМИ. То, что и получилось из-за огласки. Они думали, что огласки не будет", – говорит он.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU
Терсхема потоков ТКО, на которой есть мусоросжигательный завод, однако нет экокластера в Некрасовке

(2019)|Фото: sovnek.ru

Если в Москве историю с мусорным проектом пытаются замолчать, то в Архангельске, как уже говорилось выше, ее активно обсуждают в местных СМИ, причем в положительном ключе. Чиновники предпочитают называть объект не мусорным полигоном, а "ЭкоТехноПарком". За чиновниками повторяет местная пресса, много говорится об инвестициях в регион, в защиту проекта также пишут, что Поморью повезло, потому что оно выиграло конкуренцию с республикой Коми.

Поморцам обещают, что после запуска проекта "ЭкоТехноПарка" "Шиес" регион получит 6 млрд руб. (средства от правительства Москвы будут поступать в течение трех лет). На эти деньги в Архангельской области обещают обновление коммунальной и транспортной инфраструктуры, строительство переправ через реки, спортивных объектов и реставрацию памятников архитектуры.

При этом, несмотря на все заявленные плюсы, архангельские чиновники пытаются дезавуировать то, что строительство объекта уже идет.

"Нужно понимать, что те работы, которые сейчас ведутся на станции Шиес, пока не связаны напрямую с проектом "ЭкоТехноПарка", как пытаются представить организаторы протестов. Работы там сейчас ведет РЖД в рамках своей территории и своих компетенций", – говорил недавно глава Ленского района Архангельской области Алексей Торков. Утверждается, что стройка начнется только после того, как проект "Шиес" пройдет все этапы экспертизы и общественного обсуждения.

Местные активисты, в свою очередь, уверены, что РЖД уже строит подъезды к "ЭкоТехноПарку", который сами называют просто свалкой.

Чиновники отмахиваются от общественности, заявляя, что акции организованы с целью дестабилизации ситуации в Поморье. Аргументы протестующих подаются как абсурдные.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Мне стало очевидно, что в области работает организованная группа людей, которые предпринимают действия, направленные на дестабилизацию обстановки в регионе, – говорил на местном телевидении зампред правительства Архангельской области Евгений Фоменко. – Так в поселке Яренск массово расклеивают листовки. Я бы хотел прокомментировать информацию в них, чтобы показать, что происходит массовая манипуляция сознанием. Указывают, что 5 тыс. га вырублено (леса под проект "Шиес", – прим. Накануне.RU), хотя всего было предоставлено только 15 га. Далее указывается, что ежедневно на станцию будет приходить 90 вагонов, в которых будут привозить 15 тыс. т мусора. Если 15 тыс. т мусора умножить на 365, получается 5,5 млн т. Это абсолютно нереальная цифра".

Активист Дмитрий Секушин объясняет позицию протестующих. По его словам, опасения основаны именно на том, что мусор в Москве не будет должным образом сортироваться, и органические отходы попросту испортят местные реки и озера.

"Архангельская область – очень водянистая местность. Несколько десятков тысяч рек, озер. Конкретно в районе станции Шиес залегают грунтовые воды (4 м в глубину), несколько истоков рек, которые в итоге впадают в Северную Двину, а затем в Белое море. Никакое брикетирование, которое нам обещают, не избавит нас от фильтрата", – объясняет Секушин.

"Чтобы вы понимали, что они хотят делать. В Некрасовке и на станции Бойня они собираются мусор, привезенный из Москвы, измельчать, не сортируя, и упаковывать в пленку. Они это называют – брикетирование. Все это поедет к нам в Шиес. Около 300 га будет по плану (полигон, – прим. Накануне.RU). Что будет происходить дальше? Они это не пишут, кстати. Поскольку мусор несортированный, он содержит пищевые фракции, они начнут гнить, упаковка взорвется, фильтрат начнет попадать в почву, а потом начнет разноситься по всей области через ручьи и через реки. Фильтрат это сплошной диоксин – вся таблица Менделеева. Он еще имеет свойство накапливаться в жировой ткани", – выражают опасения общественники.

Протестующие уже писали письма и в прокуратуру, и в Росприроднадзор, в региональное заксобрание, а также президенту РФ Владимиру Путину, с требованием ввести закон о запрете ввоза мусора из других регионов в Архангельскую область.

"Это все безрезультатно. Мы 2 декабря собрали около 30 тыс. людей на улицах. Всего участвовало 36 населенных пунктов, среди которых Москва, Питер, Коми, Вологодская область. Власть не пошла на диалог. Нас назвали "экстремистами и бузотерами". Нет, власть на контакт не идет. В наш адрес идут только обвинения и, правда редко, угрозы. Хотя кого ни спроси из жителей, все поддерживают наш протест", – говорит Секушин.

Характерно, что при этом между москвичами и поморцами нет конфликта. Что не так очевидно, если почитать некоторые лозунги на плакатах. Например, "Москва загадила свой дом – не лезь в чужой", "Московские отходы – на московские заводы".

"Мы с москвичами полностью понимаем друг друга. У нас активисты ездили на митинг в Некрасовку, их активисты приезжали к нам. И мы и москвичи понимаем, что эта проблема власти, а не отношений между регионами, с москвичами. Москвичи поддерживают раздельный сбор, строительство мусороперерабатывающих заводов. Это необходимо было еще 20 лет назад делать, власть этим не занималась, а теперь шантажирует нас просто", – заключает активист.

По мнению социолога, левого публициста Бориса Кагарлицкого, в основе "мусорной проблемы" лежат особенности российского капитализма, в котором люди привыкли зарабатывать деньги без инвестиций.

"Понятно, что за этим стоит просто хорошо придуманный способ зарабатывать деньги с одной стороны, а с другой стороны – нежелание государства как на региональном, так и на федеральному уровне решать проблему и, как ни странно, развивать промышленность. Мусороперерабатывающая промышленность – передовая технологическая отрасль, которая еще и позволяет обеспечить пресловутое импортозамещение. Вы получаете продукцию, которую еще и можно использовать как сырье. Казалось бы, если бы власть серьезно относилась к своим собственным словам, то как раз переработка мусора могла бы стать одним из приоритетов развития для многих регионов. Но власти надо извлекать деньги из ресурса или из людей, не вкладывать, а сразу получать", – говорит Кагарлицкий.

Политолог Максим Жаров отмечает, что пока нельзя сказать, что "мусорная реформа" сильно будоражит умы. Этим активно пользуются провластные политологи, которые раскачивают эту тему для каких-то своих целей (отметим, что среди защитников мусорного полигона в Архангельской области отметился, например, политолог Сергей Марков). Однако, по мнению Жарова, мусорная тема вполне может "взорваться" в перспективе.

"Пока "мусорная реформа" не слишком беспокоит людей, это видно по сегодняшним акциям протеста в регионах. Они в большинстве своем крайне малочисленны, больше всего людей организаторам протеста удается собрать в тех регионах, где тема переработки мусора уже используется во внутриэлитной борьбе (Архангельская область, Подмосковье). Тема переработки отходов, вывоза мусора, не стала главной и для организаторов этих митингов, они стараются обратить внимание жителей на те темы по экологии, которые уже поднимались ими ранее. Тем не менее, при включении "мусорной реформы" в общефедеральный внутриполитический контекст, она способна стать мощным триггером людского протеста против социально-экономической политики власти", – говорит Максим Жаров.

Борис Кагарлицкий обращает внимание на то, что люди протестуют не против самой идеи перевозки мусора из региона в регион, что, кстати, активно вменяют им региональные власти по всей стране, а против того уровня безответственности к экологии, с которым к этой проблеме подходят.

"Сама по себе идея транспортировки мусора не несет ничего страшного. Пожалуйста, постройте по современным технологиям мусороперерабатывающий завод в Архангельске, загрузите его работой, создайте рабочие места и все будет прекрасно", – говорит он.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС