16 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBk5ar
Рекомендуем: http://remont.youdo.com/building/roofing/montazh/naplavlyaemaya/, лучшие цены по ссылке.
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/rostov/zakazgazeli/ - посмотреть.
youdo.com


Аналитика все материалы

Калининградский анклав в осаде

Великая и страшная Литва постоянно грозит своей восточной соседке несусветными карами, но если ранее это были, образно выражаясь, вербальные угрозы, то сейчас местный режим решил душить грошами, объявив, в частности, о выставлении на торги представительства Калининградской области в Вильнюсе за якобы старые долги. Москва, разумеется, не бросит в беде самый западный регион и, надо надеяться, вопрос разрешится по справедливости. Не вдаваясь в детали дела и сознавая, что 150 тыс.  евро на дороге не валяются, отметим, что нас в этом случае интересует также ситуация в целом вокруг анклава, переданного победителю по итогам Второй мировой, а также порочная практика обвинять во всем  "азиатского варвара", хотя Россия ни в чем, кроме помощи в обретении своих и не совсем земель, не замечена (это касается таких важнейших территорий, как Виленщина с древней столицей и Клайпедский, прежде Мемельский край с единственным портом). Подробности – в материале Накануне.RU

Вместо признательности – черная неблагодарность, "агрессор и оккупант". Но не только, наследники "Великого княжества Литовского, Русского, Жямойтского и других земель" (таков официальный титул средневекового государства, кстати, одного из мощных на востоке Европы) лелеют мечты прибрать к рукам и соседний российский регион, положение которого в отрыве от большого отечества кажется им непрочным, а потому легкой добычей. Как ловко, играючи, воспользовавшись разрухой в послевоенной Германии, взяли почти сто лет назад Мемельский край, принадлежащий восемь веков Восточной Пруссии, объясняя эту оккупацию историческим правом – якобы здесь издавно жили литовские племена. Эта местность хорошо исследована, прежде всего немецкими археологами, а теперь уже полвека копают землю местные специалисты, но хоть убей – никаких следов материальной культуры древни хлитовцев. Поселения пруссов, куршей – сколь угодно, а вот для литовцев, чья культура связана с возделыванием земли, здесь, судя по всему, был неподходящий климат.

Те же племена обитали и на большей части Восточной Пруссии, включая и нынешнюю российскую область. Более того, литовцев всегда тянуло на обжитые и устроенные территории, и потому в Занеманье их сейчас несколько десятков тысяч, тут действуют литовские школы, дети занимаются по литовским программам и учебникам. Но не только поэтому власти Литвы уже в открытую говорят о том, что у них больше прав на эти земли, чем у этих "понаехавших",  и что историческую несправедливость следует исправить. Недавно включилась в заочный спор и президент Даля Грибаускайте, заявившая, что Малая Литва (так называется весь российский анклав, а центр области значится не иначе как Караляучюс) дорога как колыбель литовской культуры, здесь начиналась отечественная литература, творили такие "титаны просвещения и культуры" (только так и не иначе – хотя рядовому европейцу эти фамилии вообще не известны!), как Мартинас Мажвидас и Кристийонас Донелайтис. В минувшем году общественность соседних государств торжественно отметила 300-летие со дня рождения Донелайтиса, в Чистых Прудах (здесь поэт родился, всю жизнь прослужил настоятелем в местной кирхе и при ней и похоронен) читали его произведения, звучали тосты. Что показательно: литовцы много говорят о культурном сотрудничестве, но главные расходы по содержанию мемориала и реставрации кирхи несут хозяева в лице вовсе не богатого Гусевского райисполкома, о чем не раз говорилось с высоких трибун, но все без толку. В Клайпеде уже более четверти века активно работает государственный музей Малой Литвы, в его экспозициях представлена и российская область. В центре города-порта недавно соорудили гранитный реквием (горожане обозвали его "виселицей") по "потерянным" территориям с символически обломанным концом – указание на надежды на воссоединение.

Прибалтика, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Россия|Фото:

Обострение отношений между НАТО и восточным противником заставляет посмотреть на эту проблему под иным углом. Американский генерал, командующий сухопутными войсками НАТО в Европе Бен Ходжес определил решающее для восточного театра боевых действий стратегическое положение этого "непотопляемого авианосца, который держит под прицелом Датские проливы, а закрытием Сувалкского коридора (полосы вдоль литовско-польского кордона) блокирует страны Балтии с суши". В большинстве военных сценариев, в изобилии составляемых на Западе, именно здесь начинаются боевые действия, и далеко не случайно Североатлантический агрессивный блок в целом и Литва в частности педалируют тему милитаризации Калининградской области, а временное размещение там комплексов "Искандер" вызвало настоящую истерию. Поэтому в публично-экспертное пространство вбрасываются идеи если не о перерегистрации "хозяина", то демилитаризации - полной или частичной - западного форпоста. Параллельно идет наращивание вооружений в Прибалтике, та же Литва сама приобретает около сотни новых германских боевых машин пехоты Boxer (стоимость контракта более 500 млн евро), а возле Шяуляй разворачивается огромная американская база, на которой разместится более 200 единиц тяжелой техники, включая танки Abrams и бронетранспортеры Bradley.

армия оперативно-тактический ракетный комплекс искандер|Фото: Накануне.ru

А тем временем нарастает напряженность и на мирном фронте. Недавно местные железные дороги отменили последний поезд, связывающий Вильнюс с Москвой, сообщение с Петербургом прервано раньше (в скобках заметим – на Минск число поездов даже увеличивается, хотя по пассажирам российское направление в разы больше). Года два назад россиян подняли на дыбы слова Альгирдаса Буткявичюса о возможном перекрытии поставок газпромовского продукта, о прекращении обмена электричеством с сопредельными районами, о блокаде экспорта продовольствия. И это не шутка, миллион россиян почти полностью зависят от милости литовского режима, поскольку именно здесь проходят жизненно важные артерии - газопровод, железная дорога, действует общая энергосистема...Есть, правда, и другие возможности – по воздуху, по воде по Балтике, но они обходятся значительно дороже. И Литва целенаправленно движется по пути, указанному премьером. На днях состоялась торжественная приемка энергомоста, связавшего балтийскую страну с Польшей, полным ходом сооружается такая же связка с Швецией, и все это позволит выйти из единых постсоветских электросетей. Мало того, что это обойдется России, по оценке экспертов, не в один миллион долларов, Литва в одночасье может отрубить все электролинии и создать калининградцам серьезные проблемы. Учитывая эти опасности, Москва начала строить в области Балтийскую атомную электростанцию, но Литва и Польша, которым планировалось поставлять избытки энергии, добились бойкота дешевого продукта со стороны Евросоюза, отчего стройку пришлось временно заморозить.

Планомерно идет удушение Калининградского морского порта, за текущий год его грузооборот упал почти на четверть, хотя подавляющее большинство российских портов на Балтике наращивают перевалку грузов. Отличную динамику демонстрируют и соседи-клайпедчане, намеревавшиеся поставить нынче рекорд производительности – более 40 млн тонн (напомним, каждая тонна дает десять долларов прибыли). Соседи уступают более чем в пять раз. Что, не умеют работать, не освоились в рыночных условиях? По оценке губернатора Калининградской области Николая Цуканова, переток грузов из Калининграда в Клайпеду,  прежде всего,  объясняется тарифной политикой литовских путейцев, которую иначе как бессовестной не назовешь, дешевле доставить груз из Москвы до границы, чем от границы до Клайпеды, хотя расстояние в разы меньше.  Законный вопрос: неужели российская железная дорога не может найти компромиссный вариант, который устраивал бы обе стороны? Не хватает компетенции или, возможно, желания? Право, плохо верится в то, что у РЖД, обеспечивающей прохождение десятков миллионов тонн в литовский порт, нет инструментов для исправления положения, чтобы заниматься экспортом-импортом через Клайпеду было выгодно всем.

Накануне Нового года "Газпром" предложил Литве заключить государственный контракт на поставку голубого топлива. ОК, обрадовались в местном минэнерго, газ дешевый и мы с удовольствием будем брать, и договор согласны заключать, но только между хозяйствующими субъектами, с литовской стороны подписать документ уполномочена компания Amber grid. Этот ход конем объясняется просто: неисполнение госдоговора чревато серьезными последствиями, а срыв соглашения между предприятиями тоже не приветствуется, но уж точно не обернется международным скандалом. Законный вопрос: для чего правящему режиму понадобилась этакая прокладка безопасности? А для того, чтобы в любой момент перекрыть вентиль на газовой магистрали, ведущей в анклав. Этот стратегический вариант тоже имелся в виду, когда Евросоюз и США давали добро на строительство в Клайпеде крупного терминала сжиженного газа, который ничего, кроме крупных убытков, не дает: аренда судна-газохранилища обходится в сотни миллионов евро, и сам газ едва ли не на треть дороже трубного. Однако власти, поощряемые вашингтонскими и брюссельскими боссами, готовы пожертвовать благосостоянием народа ради возможности сильнее затянуть удавку на шее сибирского медведя в целом и его западного бастиона в частности.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС