12 Декабря 2018

"Писатель власти, а не народа"

Новости все материалы

Больше новостей

Реклама от YouDo
YouDo: установка забора сетка 3д, выбирай нас!
Смотрите тут - стоимость проводки в 3-х комнатной квартире, посетить сайт .
Косметология и уход за телом: массаж жаке цена, посетить сайт.

Аналитика все материалы

2 миллиона североуральских самолетов

"Тут на плакатах везде написано "СУБР-России", а я бы написал "СУБР – Советскому Союзу и России", потому что почти вся Сибирь была построена на бокситах с СУБРа", - отметил вице-президент "СУАЛ-Холдинга" по Уральскому региону Анатолий Сысоев на праздновании не календарного, но производственного юбилея – добычи 200-миллионной тонны боксита на Североуральском бокситовом руднике.

И в самом деле, если вспомнить о том, что в 2006 году исполняется 75 лет с момента открытия месторождения "Красная Шапочка", с которого и начинается история рудника; вспомнить, что СУБР на протяжении многих десятилетий давал 80% всех добываемых в СССР бокситов, то становится очевидным, что больше чем три четверти срока своей жизни он являлся именно советским, в лучшем значении этого слова, предприятием.
Спустя два года после открытия месторождения, летом 1933-го были извлечены первые 10 тонн руды, которые отправили на экспорт в Норвегию. Появление на международном рынке уральских бокситов стало сенсацией – их качество заслужило самой высокой оценки. 5 сентября 1939 года на Уральском алюминиевом заводе были получены первые килограммы уральского алюминия. А первый миллион тонн оказался самым
Фото:
Фото: СУБР
тяжелым в истории СУБРа – он пришелся на 7 ноября 1941 года, когда западные месторождения бокситов СССР оказались за линией фронта и на Североуральск легла вся нагрузка по обеспечению алюминиевой промышленности стратегическим сырьем для производства боевых самолетов. Десяти тонн боксита хватало на производство алюминия для одного самолета и в годы войны на СУБРе можно было услышать: "Сегодня дали сверх плана три самолета".

Если же пересчитать весь добытый на СУБРе боксит уже в большие современные самолеты, то его хватило бы на

Фото:
Фото: www.ifc-leasing.com
строительство более 2 млн авиалайнеров. " Это юбилей для всех алюминиевых заводов, потому что переработать 200 млн тонн боксита это очень большой труд: превратить его сначала в глинозем, потом в алюминий - это труд многих и многих тысяч людей", - заявил генеральный директор ОАО "Севуралбокситруда" Виктор Радько.

История СУБРа начиналась непросто, нелегко она развивалась и потом. На смену ручному труду и мускульной силе пришли многочисленные механизмы, но в конце 50-х на смену добыче открытым способом или из неглубоких наклонных шахт пришла необходимость спускаться все дальше под землю для вскрытия горизонтов на километровой глубине. Работа осложняется тем, что Североуральское бокситовое месторождение оказывается

Фото:
Фото: СУБР
одним из самых сложных в мире с точки зрения горных ударов – сейсмических природных проявлений, "точечных землетрясений", имеющих подчас трагические последствия. СУБР становится одной из главных площадок в стране по изучению природы этого явления и разработке "противоядия" от него. В результате на Североуральском руднике проходят "обкатку" практически все известные методы борьбы с горными ударами, огромное количество соответствующей аппаратуры.

Острота проблемы постепенно уходит – геологи научились выявлять точки опасности (только в 2005 году их было обнаружено 250) и снижать на них напряжение до неопасного уровня, однако к идеальной ситуации по производственной безопасности на СУБРе еще только стремятся. "Что касается

Фото:
Фото: Накануне.ru
здоровья, то первой задачей мы ставим вопрос о снижении травматизма на предприятии. Это бич всех горных предприятий. И несмотря на то, что он у нас ежегодно снижается, в частности за прошлый год он снизился почти на 40%, мы считаем, что нам есть над чем работать ", - пояснил Виктор Радько.

Проверкой на прочность стали для СУБРа 90-е годы, когда промышленное производство чего бы то ни было в России упало в разы, и миллионы тонн уральских бокситов оказались никому не нужны. К Североуральску прочно приклеился ярлык "депрессивной территории", ведь почти неработающий рудник оставался основным предприятием города. В городе и за его

Фото:
Фото: Накануне.ru
пределами пошли разговоры о том, что Североуральск разделит судьбу многих шахтерских городов, где рудники брошены, шахты затоплены и восстановлению не подлежат, что означает неминуемое и быстрое вымирание территории. Кому-то удалось уехать в более "хлебные" места, но для тех, кто остался в Североуральске страшные прогнозы не сбылись – в 1999 году СУБР вернулся в число рентабельных предприятий.

И даже когда Группа СУАЛ, куда сегодня входит ОАО "Севуралбокситруда", начала разработку одного из крупнейших в мире открытых месторождений бокситов – Тиманского, расположенного в республике Коми, СУБРу, с его дорогостоящей добычей на километровой глубине, не был вынесен смертельный приговор. Больше того, на руднике впервые за всю постсоветскую историю России была построена и введена в действие новая шахта – Ново-Кальинская. "Вначале было ощущение, что Тиман

Фото:
Фото: Накануне.ru

закроет все потребности в бокситах. Но потом пришли к выводу, что это не так и не правильно будет не развивать СУБР, -вспоминает вице-президент СУАЛ-Холдинга по Уральскому региону Анатолий Сысоев, - Строительство Ново-Кальинской - это большие затраты. И сегодня ни одно алюминиевое предприятие не несет такого инвестиционного напряжения как СУБР – миллиард не дают никому - но эти траты абсолютно оправданы". Козырная карта СУБРа - по-прежнему высокое качества руды.

200-миллионную тонну боксита добывали в полном соответствии с шахтерскими традициями: генеральный директор предприятия в 8 утра выдал наряд лучшей бригаде рудника под руководством

Фото:
Фото: Накануне.ru

Михаила Новожилова . В 12 часов шахтеры поднялись на поверхность с увесистым куском боксита, символизирующим юбилейную тонну, в руках бригадира. Боксит положили в ковш экскаватора, который высыпал руду в вагон поезда, украшенного транспарантом "СУБР-России. Добыта 200-миллионная тонна боксита".

На праздничном митинге начальник шахты "Кальинская", где и была добыта юбилейная тонна, Виктор Неустроев пожелал своим шахтерам добыть 100-миллионную тонну (шахта уже добыла более 40 миллионов тонн боксита), а всему СУБРу – поскорее достичь 300-миллионной отметки. Позже на пресс-конференции руководители предприятия подсчитали, что при сегодняшнем уровне добычи на это уйдет чуть меньше 30 лет. "По

Фото:
Фото: Накануне.ru
нашим планам сейчас мы даем на уровне 3,5 млн тонн бокситов в год, а в районе 2010 года мы должны выйти на уровень 3,8 млн тонн и с этой производительностью работать еще долгие и долгие годы. Так что мы вас приглашаем на празднование добычи 300-миллионной тонны лет через 30", - обратился Виктор Радько к журналистам. Журналисты принялись подсчитывать, сколько им тогда уже будет лет.

"СУБРу как горному предприятию очень повезло, – продолжил гендиректор рудника, - Мы имеем колоссальные запасы бокситовых руд и за 72 года работы предприятия мы добыли лишь около 40% тех запасов, которые у нас имеются в недрах. Поэтому мы можем сказать, что лет на 70-80 нам запасов еще хватит". Стабильно растущее мировое потребление алюминия, а

Фото:
Фото: Накануне.ru
значит и растущие мировые цены на него позволяют говорить о рентабельности рудника в далекой перспективе. В настоящее время на предприятии проводится технико-экономическое обоснование модернизации шахты "Черемуховская" и превращения ее в "Черемуховскую-глубокую", увеличения годовой добычи с нынешних 800 тыс тонн до 1,5 млн. Перед инженерами СУБРа стоит сегодня сложная и напрямую влияющая на будущее предприятия задача – удешевление добычи и подъема руды с больших глубин. " Я не думаю, что мы в этом плане до конца  все вопросы решили. Надо изучать и мировой опыт, надо искать идеи, которые приводят к дополнительной экономии. Но мне кажется, что коллектив СУБРа найдет эти решения и мы сможем осуществлять добычу и с глубины в 1,5 км, и с 2 км", - считает Анатолий Сысоев.

Это задача со многими неизвестными. Неизвестными проблемами, которые поджидают инженеров и шахтеров на больших глубинах. Но задача стоит того, ведь по данным разведки, качество боксита на глубине 2 км еще выше.
 

add_circle ОБСУДИТЬ


Добавить комментарий:

2 миллиона североуральских самолетов

Уважаемые читатели Накануне.RU! Комментарии проходят премодерацию. подробнее...

Просьба уважать других участников форума и чтить УК РФ! Комментарии, оскорбляющие других людей, имеющие признаки экстремизма, нарушающие многочисленные требования законодательства, публиковаться не будут. Форум наш становится более громоздким, но проявляющий крайне пристальную требовательность к нашей редакции Роскомнадзор диктует условия. Заранее приносим извинения, надеемся на понимание и конструктивную дискуссию.

Текст комментария *

Жирный Подчеркнутый

Ваше имя *





Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Голосование

Вдохновил ли вас конкурс "Великие имена России"?

Результаты 1136

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС