29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBvRZH
Юду: http://remont.youdo.com/repair/cottage/, лучшие цены.
Услуги проверенных исполнителей: http://remont.youdo.com/repair/flat/price/other/kvm/, подробное описание.
youdo.com


Аналитика все материалы


Экономика В России

Запоздалое прозрение: Бастрыкин объявил войну незаконному вывозу капитала

Владислав Жуковский об инициативе уголовного преследования за вывод средств за рубеж

Буквально на днях, в последние дни мая, новая порция крайне неоднозначных инициатив пришла из Следственного комитета, который наряду со Счётной палатой в последние пару месяцев превратился в основного ньюс-мейкера в России. Чутко ощущая настроения в самых высоких коридорах власти и улавливая намёки руководства страны, Александр Бастрыкин и Сергей Степашин действуют как "цепные псы" Администрации президента. Весьма показательны в этом плане публичные порки и следственные мероприятия в отношении Газпрома, Роснано, Сколково, Аэрофлота, Саммита АТЭС, Олимпиады в Сочи и т.д., которые, насколько можно судить, должны были создать у граждан России ощущение "чистки рядов" и имитировать "борьбу с коррупцией".

На этот раз глава Следственного комитета Александр Бастрыкин предложил усилить борьбу с незаконным вывозом капитала из России. По мнению Бастрыкина, России требуется ввести уголовную ответственность за незаконный вывоз капитала и нарушение законодательства, связанного с регулированием трансграничного движения капитала.

Судя по всему, тематика борьбы с незаконным вывозом капитала попала в орбиту внимания Администрации президента и в ближайшее время мы увидим целый ряд показательных проверок и уголовных дел в отношении отдельно взятых физических и юридических лиц, которые, тем не менее, никоим образом не повлияют на саму существующую порочную систему, позволяющую ежегодно вывозить из России триллион рублей с грубым нарушением действующего законодательства.

Во-первых, совершенно непонятно, чем на протяжении последних 7-12 лет занимался сам Следственный комитет России и прочие правоохранительные органы, начиная от Генеральной Прокуратуры, МВД и ФСБ и заканчивая Счётной палатой, Главным контрольным управлением Администрации президента, Минфином и Банком России, который помимо прочего является главным институтом банковского регулирования и надзора.

А после принятия в Государственной думе в первом чтении законопроекта о расширении полномочий Центрального банка России и передачей ему функций ФСФР (надзор за финансовыми рынками) и ФССН (страховой надзор), Банк России формально отвечает за контроль и регулирование всей отечественной финансовой системы. Создание на базе неподконтрольного обществу Центрального банка пресловутого мегарегулятора и наделение его дополнительными полномочиями превратит ключевой финансово-экономический институт России в управляемую извне химеру.

Имеет смысл напомнить, что в первой половине 2000-х годов по указке МВФ, Всемирного Банка и прочих международных финансовых организаций, продвигающих интересы транснационального капитала и международных финансовых спекулянтов, российское правительство благодаря давлению Минфина и Банка России согласилось пойти на внесение существенных изменений в действовавшее законодательство в области валютного регулирования и контроля. Эти изменения по сути дела демонтировали систему валютного регулирования и валютного контроля, существенно либерализовав внешнеэкономические связи и, прежде всего, упростив трансграничное движение капитала. Неудивительно, что сразу после этого ежегодные масштабы официально фиксируемого Банком России незаконного вывоза капитала подскочили в 2,5-3 раза и продолжают нарастать.

Однако даже в этом случае ничто не мешало Следственному комитету, руководство которого вдруг решило "очнуться" от многолетней спячки и "неожиданно" для экспертного сообщества, которое на протяжении всех последних 15-20 лет говорит об угрожающих масштабах законного и незаконного вывоза капитала, заметило проблему нелегального вывоза капитала за рубеж, исполнять свои служебные обязанности все предыдущие годы.

Уже давно можно было начать бороться с теневым сектором экономики, незаконной предпринимательской деятельностью и нелегальным вывозом капитала. Однако вместо этого мы имеем целенаправленный развал уголовного дела по незаконным подмосковным казино (в котором оказалось замешано руководство подмосковной прокуратуры и всплыло имя сына Юрия Чайки), поиск стрелочников в деле Рособоронсервиса, нежелание расследовать масштабные хищения на "олимпийских стройках" (от Сочи и Саммита АТЭС) и в госкорпорациях.

Во-вторых, нужно понимать, что проблема возникла не вчера и даже не позавчера – масштабы незаконного вывоза капитала нарастают все последние годы. Проблема усугубилась после того как в 2007г. либеральным правительством были сняты последние существенные ограничения на трансграничное движение капитала по финансовому счёту.

Всего за период 2000-2012гг. только по официальным оценкам платёжного баланса Центрального Банка РФ из России с нарушением действующего валютного, таможенного, налогового и прочего законодательства было вывезено свыше 401,4 млрд долларов. Это колоссальный даже по меркам российской экономики объём финансовых ресурсов, эквивалентный совокупному размеру федерального бюджета России в 2012г. и всем доходам, полученным Россией от экспорта газа за последние 12 лет.

Из указанной суммы 308 млрд долларов были вывезены в рамках фиктивных внешнеэкономических операций – невозврата экспортной валютной выручки, непоступления товаров и услуг по импортным контрактам, предоплаты по фиктивным импортным договорам, кредитования фирм-однодневок, осуществления фиктивных операций с ценными бумагами и т.д. А 93,3 млрд долларов пришлось на так называемые "Чистые ошибки и пропуски" - статью платёжного баланса, отражающую вывоз откровенно криминальных активов российскими юридическими и физическими лицами. Т.е. капитала, полученного даже не в "сером", а в "чёрном" секторе экономики – коррупционных доходов, прибылей от незаконной предпринимательской деятельности, наркоторговли, оборота оружия и т.д.

Всего же за период 1991-2012гг. с грубым нарушением законодательства из России было вывезено порядка 483,5 млрд долларов. Однако это официальные и весьма хорошо "причёсанные" оценки Банка России, которые имеют весьма далёкое отношение к действительности и заметно приукрашивают действительность. По оценкам видных российских экономистов и ряда международных организаций незаконным образом из России было вывезено от 1 до 1,5 трлн долларов. Самое удивительное состоит в том, что ни российские правоохранительные органы, которые сегодня имитируют бурную деятельность, ни высокопоставленные чиновники в Кремле и Правительстве, полюбившие патриотическую риторику, ни тем более Центральный Банк России, превратившийся в филиал ФРС США и сведший всю денежно-кредитную политику к операциям валютного обменника, даже не поднимают вопрос об этих капиталах.

В-третьих, в глаза бросается непоследовательность и непродуманность действий правоохранительных органов, которые сначала по указке "сверху" безропотно допустили разрушение системы валютного регулирования и финансового контроля, превратив Россию в трофейное пространство и проходной двор для спекулятивного и криминального капитала. А затем решили объявить войну незаконному вывозу капитала и теневому сектору экономики, предварительно лишив себя эффективных рычагов и действенных инструментов повышения прозрачности и транспарентности экономики и финансовой системы.

Стратегические просчёты и поражения невозможно компенсировать тактическими победами – предложения Бастрыкина призваны пустить пыль в глаза, создать имитацию бурной деятельности и навести марафет вместо разработки комплексной программы оздоровления отечественной экономики, борьбы с незаконной предпринимательской деятельностью и лишения возможностей для незаконного вывоза капитала в рамках фиктивной внешнеэкономической деятельности.

России снова предлагают политику полумер и полушагов, не решаясь поставить вопрос ребром и назвать вещи своими именами – необдуманная либерализация валютного законодательства и внешнеэкономической деятельности привели к катастрофическим последствиям и обескровливанию отечественной экономики. Требуется ужесточение валютного законодательства и возрождение минимально необходимого валютного регулирования и контроля, на которое в последние годы уже пошёл целый ряд крупных экономик мира – Бразилия, Южная Корея, Малайзия, Тайланд и т.д.

Да, безусловно, сам факт того, что Следственный комитет всё-таки наконец очнулся и спустя 20 лет перманентного обескровливания российской экономики нечаянно заметил проблему незаконного вывоза капитала, весьма похвален. Это крайне позитивная тенденция, которой нельзя не радоваться – возможно, у силовых ведомств действительно проснулось искреннее желание начать исполнять свои служебные обязанности, а не заниматься силовым рэкетом и "крышеванием" предпринимателей. Однако возникают очень серьёзные опасения относительно серьёзности благих пожеланий и намерений – велика вероятность, что дальше ура-патриотичных лозунгов дело так и не пойдёт, а правильные по своей сути заявления будут спущены "в свисток".

В противном случае просто невозможно объяснить безмолвие и бессилие правоохранительных органов на протяжении всех последних 20 лет. Совершенно очевидно, что столь колоссальные по своим размерам финансовые ресурсы (порядка 1,4-1,6 трлн рублей ежегодно) просто не могли быть вывезены из России незаметно для контролирующих и регулирующих органов. Речь идёт о триллионах рублей. Либо российские правоохранительные органы (точнее сказать, их высокопоставленные руководители) сами имеют коммерческие интересы и находятся "в доле". Либо они поголовно страдают хронической некомпетентностью и профессиональной непригодностью, граничащей с преступной халатностью, наносящей огромные убытки российской экономике и подрывающей финансово-экономический суверенитет России.

В любом случае, возникают серьёзные подозрения относительно "чистоплотности" подобного рода силовых ведомств, которые вместо борьбы с криминалом и ограничения незаконной предпринимательской деятельности сами превратились в обузу для общества и активных участников теневой экономики России.

Весьма показательно, что аналогичное прозрение пару месяцев назад наступило и у руководства Банка России – уходящий в отставку с поста главы Центробанка России Сергей Игнатьев в интервью газете "Ведомости" превзошёл самого себя и впервые за все 12 лет своего пребывания на посту председателя ЦБ РФ озвучил проблему незаконного вывоза капитала. По его оценкам, которые в целом совпадают с оценками независимых от вертикали власти экспертов и учёных РАН, из России ежегодно незаконным образом вывозится порядка 50 млрд долларов. Из которых практически половина вывозится при активном участии одной таинственной организованной группы лиц.

Принимая во внимание "цену вопроса" и масштабы нелегальной и противозаконной утечки капитала, несложно догадаться, что, видимо, без поддержки в правоохранительных органах и самом Центральном Банке России дело обойтись не могло. Как правило, подавляющая часть операций по вывозу капитала с нарушением валютного, таможенного и налогового законодательства осуществляется в безналичной форме благодаря банковским трансакциям и движению капитала по счетам. Согласно действующему законодательству, основным органом банковского регулирования и надзора является сам Банк России, который долгие годы последовательно закрывал глаза на эту проблему.

Неудивительно, что руководство ЦБ РФ открещивалось от всякой критики в свой адрес и предпочитало делать вид, что ничего не происходит. Тот факт, что Сергей Игнатьев перед своим уходом решил напоследок громко хлопнуть дверью, говорит о том, что глупых людей в Центральном банке и правительстве не держат. По той же самой причине, по которой там не держат людей бедных и малообеспеченных. В связи с этим у правоохранительных органов и, прежде всего, Следственного комитета должны возникнуть вопросы к самим себе и, безусловно, к руководству Банка России.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС