в этот день
24.05.18
11:35
В Екб.13:35
Скрипаль зачитывала текст, переведенный с английского
За кокаин Локтя платили политические конкуренты?
Отставка Ройзмана может использоваться для влияния на губернатора

Статьи по теме "от издателя":

Говорить о войне и продолжать кормить врага
18.05.2018 Мск  |  комментариев: 17

Почему брежневский "застой" сегодня кажется мечтой?
07.05.2018 Мск  |  комментариев: 18

"У противников России есть шансы ввергнуть Армению в хаос"
27.04.2018 Мск  |  комментариев: 2

Telegram. Чья многоходовочка?
26.04.2018 Мск  |  комментариев: 2

"Против санкций Запада пора вводить элементы мобилизационной экономики"
10.04.2018 Мск  |  комментариев: 14

"Китай всегда смотрел на Россию, как на учителя. Теперь Россия могла бы поучиться у КНР"
10.04.2018 Мск  |  комментариев: 1

Пенсионная реформа: что скрывает от населения Кудрин
04.04.2018 Мск  |  комментариев: 6

Из бизнес-империи – в ОПС: что обрушило "Сумму"?
02.04.2018 Мск  |  комментариев: 1

Кемерово – это новая "Ходынка"?
28.03.2018 Мск  |  комментариев: 7

Пожар в Кемерово. "Ради денег бизнес готов убивать детей и своих, и чужих"
26.03.2018 Мск  |  комментариев: 27

"Башни нет – и это словно потеря близкого человека"
24.03.2018 Мск  |  комментариев: 6

Бунт в Волоколамске – мужики грозят власти кулаками
22.03.2018 Мск  |  комментариев: 5

"Потрачу все, чтобы тебя раздеть" – перед Путиным
21.03.2018 Мск  |  комментариев: 7

Итоги выборов-2018: "внешнее" сплочение на фоне "внутреннего" недовольства
18.03.2018 Мск  |  комментариев: 14

Повышение пенсионного возраста – задача власти на шестилетку?
16.03.2018 Мск  |  комментариев: 4


Новости

11:26 Мск
Под Донецком уничтожены пять украинских диверсантов
11:25 Мск
Бывший вице-мэр Великого Новгорода осужден за педофилию и распространение порно с участием детей
11:24 Мск
На челябинском заводе "Мечел-кокс" прокомментировали обыски на предприятии
11:24 Мск
Депутаты заксобрания Пермского края одобрили укрупнение территорий
11:23 Мск
Ополченец из подразделения Стрелкова, которого собираются депортировать на Украину, объявил голодовку
11:22 Мск
срочно И.о. главы тюменского УФНС рассказал о работе ведомства после ареста шефа
11:15 Мск
Максим Решетников: Укрупнение учреждений и территорий необходимо для улучшения жизни населения
11:12 Мск
срочно Глазьев - Накануне.RU: Для инфраструктурных инвестиций надо запустить кредитную эмиссию ЦБ
11:05 Мск
Владельцы майнинг-фермы в Оренбурге возместили энергетикам ущерб в 78 млн рублей
10:58 Мск
"РЖД" передаст Перми школу-интернат №12
10:55 Мск
Замминистра строительства и ЖКХ Астраханской области задержан за крупную взятку
10:48 Мск
срочно Кудрин рассказал, что Путин "пообещал не забывать" его экономические разработки
10:48 Мск
Дубровский рассказал на ПМЭФ-2018 о подготовке Челябинске к ШОС
10:33 Мск
СМИ: Рогозина назначат главой "Роскосмоса"
10:28 Мск
Богаче Якоба: самым состоятельным чиновником администрации Екатеринбурга стал "строительный" вице-мэр
10:21 Мск
Свердловчанин получил 9 лет "строгача" за убийство друга металлической клюкой
10:21 Мск
Максим Решетников: Финансирование поликлиник увеличено
10:19 Мск
В Кремле считают, что ЧМ-2018 будет "лучшим чемпионатом, когда-либо организованным на Земле"
10:19 Мск
Совмещенный мост через Каму строить не будут. Слишком дорого
10:10 Мск
Депутаты Рады оскандалились в прямом эфире из-за Донбасса

Реклама от YouDo
Вывоз мусора Сертолово - смотреть варианты >>
По ссылке дом на вывоз, смотреть тут.
Объявление: снять секретку цена Савелки часы, подробное описание здесь.

10:08 Мск
Устроивший смертельное ДТП в Ялте ДПС-ник признал вину лишь частично
09:57 Мск
В РФ появится бюджетный фонд для инфраструктурных инвестиций
09:52 Мск
В Челябинске на заводе "Мечел-кокс" прошли обыски
09:44 Мск
Силуанов: Правительство не намерено менять налоговую политику в течение шести лет
09:43 Мск
Вице-премьер Правительства анонсировал изменения в отрасли транспорта
09:42 Мск
Министр образования Пермского края оштрафована за ограничение конкуренции
09:29 Мск
Песков: "Прямая линия" с Путиным пройдет до ЧМ-2018
09:29 Мск
Максим Решетников: Главный итог 2017 года - рост доверия людей к власти
09:25 Мск
Евгений Куйвашев принимает участие в ПМЭФ-2018, ожидается ряд соглашений
09:19 Мск
Со второй попытки тюменские депутаты выбрали регионального омбудсмена 
09:16 Мск
Посольство РФ в Лондоне: Юлия Скрипаль зачитывала текст, переведенный с английского
09:16 Мск
Министр Якушев прислал в тюменскую думу прощальную телеграмму 
09:15 Мск
Трамп больше не сможет блокировать пользователей в Твиттере: суд запретил
09:13 Мск
Команда тюменских нефтяников завоевала "бронзу" чемпионата межрегиональной любительской баскетбольной лиги
08:57 Мск
Решетников вручил медаль "За отвагу" учительнице пермской школы №127
08:45 Мск
На Южном Урале главу сельского поселения подозревают в превышении должностных полномочий
08:44 Мск
Коллективу ЮУЖД в Челябинске представили нового начальника
08:42 Мск
Один из пострадавших в результате взрыва в Перми остается в тяжелом состоянии
08:40 Мск
На ПМЭФ губернатор Югры Наталья Комарова подпишет ряд важных соглашений
08:39 Мск
Депутат Ярославской областной думы задержан за коммерческий подкуп
08:38 Мск
Российские гостиницы оштрафовали на 9 млн рублей за завышение цен перед ЧМ-2018
08:37 Мск
Глава тюменского избиркома Халин: о выборах губернатора объявят в июне
08:33 Мск
Крыша протекает, на стенах плесень: на Среднем Урале закрыли несколько помещений детсада "Семицветик"
08:31 Мск
Жителей Нижнего Тагила осудили за кражу надгробий на кладбище
08:31 Мск
За долг в 12 млн у жительницы Нижнего Тагила арестовали квартиру и "Лексус"
08:30 Мск
В Екатеринбург вернутся грозы и дожди
08:11 Мск
Охранники в торговых центрах Кургана и сотрудники ГБР работают с многочисленными нарушениями
08:11 Мск
Дубровский предложил Белозерову продлить детскую железную дорогу в Челябинске и встроить ее в систему профессионального образования
08:10 Мск
Коалиция США атаковала позиции сирийской армии в Дейр-эз-Зор
08:01 Мск
В борьбе с пожарами на Зауралье с воздуха за три дня сбросили почти 200 тонн воды
07:57 Мск
В Югре торговый центр закрыт за нарушения пожарной безопасности
07:55 Мск
В Краснодарский край после резонансного убийства женщины направлена комиссия центрального аппарата МВД
07:46 Мск
Топ-менеджмент "Русала" подал в отставку
07:25 Мск
"А как по-другому?": "единороссы" рассказали про поквартирные обходы екатеринбуржцев перед праймериз
07:19 Мск
Шептий считает, что "единороссы" скандалят меньше других партийцев
06:09 Мск
Памфилова обсудит с администрацией президента вопрос о едином дне голосования
05:14 Мск
В Екатеринбурге начинается суд о двойном убийстве из-за драгоценных монет
04:03 Мск
Жительница Ханты-Мансийска "сняла" порчу за 960 тысяч рублей
03:35 Мск
В Москве бывший таможенник похищал мобильники из посылок
03:17 Мск
Макрон едет на ПМЭФ, чтобы "привести Россию в Европу"
02:11 Мск
Порошенко заплатил за встречу с Трампом - СМИ
01:09 Мск
Эксперты "Сбербанк CIB" поплатились должностями за "скандальный" доклад про "Газпром"
01:05 Мск
Помпео заявил о необходимости дальнейших шагов против "Северного потока — 2"
00:41 Мск
Скрипаль заявила, что хотела бы вернуться в Россию
00:13 Мск
срочно Взрыв и пожар: в Перми обрушилась стена дома, есть пострадавшие
Вчера 20:06 Мск
Cisco предупредила о возможной кибератаке на Украину
Вчера 19:37 Мск
В "Движении Сорок сороков" прокомментировали "провокацию" под Горловкой

Судьба ЗиЛа - от флагмана индустриализации до арт-объекта и фитнес-центра. Ура импортозамещению? Вековой юбилей легендарного завода отмечают только девелоперы

размер шрифта: A A A   в блог   версия для печати

ЗИС-110, Сталин (2016) | Фото: fishki.net

В этом году 100 лет исполняется мастодонту отечественного автопрома – Заводу имени Лихачева.

ЗиЛ – не просто набор ржавых корпусов и никому не нужного хлама на "аппетитном кусочке земли", как позиционируют его сегодня девелоперы. Это завод-эпоха, судьба предприятия тесно переплетена с историей страны. И вот десятые годы нового века грозят эту эпоху закончить. Несколько лет назад мэр Москвы Сергей Собянин утвердил проект "планировки ЗиЛа", точнее, перепланировки. Но если говорить откровенно – то началась зачистка территории под жилой комплекс, торговый центр и другие радости жизни.

Поначалу планировалось оставить производство машин на законном месте, но в меньших масштабах (хотя после 90-х гг. завод не реализовывал и 20% от своего потенциала – куда меньше?), но сегодня уже говорят о том, что ЗиЛ переедет за Москву. Понятно, что это еще один отвлекающий маневр, и вскоре перевозить будет уже нечего.

ЗИЛ, ЗиС, зис, зил, 100 лет |Фото: miass-online.ru

Итак, к столетию ЗиЛа в августе от него не оставят и камня на камне - большинство цехов завода демонтированы, продолжается снос корпусов. В 2015 г. был уничтожен музей истории ЗиЛа с мемориальным кабинетом Лихачева. Сегодня нам обещают оставить от завода один арт-объект, в память о техническом прорыве. Пройти мимо этого события в то время, когда в Правительстве громогласно возвещают о курсе на импортозамещение, как забыть про юбилей Шолохова в Год литературы – просто преступление.

Испытание автомобиля на водонепроницаемость, ЗИЛ, ЗИС|Фото:

"Еще лет 20 назад я обратил внимание на то, что происходит с заводом-ВТУЗ, - рассказывает Накануне.RU профессор, доктор экономических наук Валентин Катасонов. - Это был университет как раз при заводе имени Лихачева, и, собственно, тогда я сказал, что если исчезает ВТУЗ, то со временем исчезнет и завод. Но формально ВТУЗ существует, я даже знаю некоторых преподавателей, профессоров, которые преподают вещи, далекие от реальной экономики: право, менеджмент, рыночная экономика. На самом деле, сегодня многие объекты сталинской экономики, многие объекты сталинской индустриализации – либо исчезли, либо приватизированы".

Закладка автомобильного завода (АМО)

Начало XX века - промышленный бум по всему миру, технические новинки, которые казались фантастикой 20 лет назад, становятся обыденными предметами жизни: электричество, кино, автомобили. Повсюду бешеный ритм жизни, но в царской России автомобилями интересовались далеко не все - у людей были другие проблемы, но вот "сливки общества" приобщались к миру технических диковинок. Заинтересовались изобретением прежде всего приближенные к императору семьи, и только они – аристократия, элита – и могли позволить себе купить автомобиль, потому машина – штучный товар в царской России, его легче привезти из-за границы, чем налаживать выпуск для одного-двух покупателей, хотя были и такие случаи. К 1910-м гг. для создания имиджа – все "цивилизованные" страны уже производили автомобили – из ворот завода в Риге выкатился первый "Руссо-Балт". Владельцами таких машин стали известный поэт, великий князь Константин Константинович, отставной премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эдуард Нобель.

Первые автомобили в России, российские автомобили Руссо-БалтАвтомобили "Руссо-Балт"|Фото: radikal.ru

В начале ХХ века автомобили в Российской Империи были исключительно развлечением элиты

На выставке создатели авто продали меньше автомобилей, чем ожидалось. В частности в Петербурге около 20-ти экземпляров, по несколько машин в других городах и ни одного в Москве. Почему же - народ был темный? Нет, просто Руссо-Балт стоил 5500 руб., модель С — 7500 руб. Для сравнения, чтобы понимать, в Петербурге в 1910-х гг. средняя зарплата рабочего составляла 37,5 руб. Высокооплачиваемые квалифицированные рабочие получали 700-800 руб. в год. Но их было немного - до 10%. Оклады остальных были существенно меньше.

Крестьяне получали меньше рабочих, но зато их труд не был таким каторжным – на заводах в то время работали по 11,5 часов в день (после первой революции 9-10 часов, но сохранились колоссальные переработки). Реальные доходы рабочих снижались также вследствие роста цен 1905-1909 гг., в отдельных районах цены на хлеб, овощи возросли почти вдвое. Интересно, почему автомобили в Российской Империи не пользовались такой популярностью, как в Европе или в США (где Форд уже приступил к созданию "автомобиля для всех")?

В России, Которую Мы Потеряли, рабочий, чтобы купить себе автомобиль, должен был лет семь не есть и не тратить деньги на жилье. Зато Великий князь Константин Константинович Романов приобрел три Руссо-Балта (!), княжна Мария Павловна Романова — один экземпляр. В 1910 г. два автомобиля были приобретены для царского двора – а всего автопарк царской семьи насчитывал 58 автомобилей различных марок, из которых лишь 10 обслуживали царскую семью.

К 1913 г. средняя зарплата в промышленности составляла 260 руб. в год. Рабочие и крестьяне не были даже средним классом, пороговая величина, начиная с которой человек считался более-менее зажиточным в начале 20 века, была не менее 1000 руб. в год - по данным министерства финансов, в 1909-1910 гг. таких лиц насчитывалось порядка 700 тыс. Население Российской Империи было 160 млн. Потому о производстве машин для среднего класса или, тем более уж, о машине для рабочего никто не думал. Нужны ли какие-то еще другие причины для революции? Толчок извне, война или заговор? Все вполне очевидно. Российская Империя только в годы Первой мировой осознала, насколько технически она отстает от других стран. В 1916 г. правительство кидает 11 млн руб. на постройку шести автомобильных заводов. Один из первых был в Москве – контракт заключили с "Торговым домом Кузнецова, Рябушинских и К˚" – для выпуска автомобилей FIAT. 20 июля (2 августа) 1916 г. произошла закладка завода "АМО". Так появился будущий ЗиЛ.

АМО-Ф-15|Фото:

Национализация

Временное правительство ознаменовало победу буржуазии, "февралистское" руководство отказалось от мобилизационной национализации ключевых отраслей промышленности, предпринимавшейся в какой-то степени даже царским правительством - демократы сказали, что принципиально "не приемлют" государственное регулирование "как меру слишком социалистическую" – то есть произошло примерно то, что в 1990-х гг. нарекли "шоковой терапией", государство отказалось регулировать цены, и промышленность начала загибаться – не вписалась в рынок.

Что говорить об "инновациях" – чем были автомобили в промышленности, если гибли классические отрасли? Только за апрель 1917 г. выпуск продукции металлургической промышленности в Москве уменьшился на 32%, железные дороги приходили в упадок, перевозка зерна сократилась вдвое. Денежная система под руководством Временного правительства рассыпалась, над страной нависла угроза финансового краха. Деньги полностью обесценивались, страна переходила к натуральному товарообмену - как нетрудно заметить, все это произошло не при большевиках, а при чествуемом ныне буржуазном правительстве, которое и совершило государственный переворот и "помогло" царю принять решение об отречении. Понятно, что народ заволновался - почуяв опасность, олигархическая элита стала интенсивно выводить деньги за границу.

FIAT 15-Ter|Фото: siberia-miniatures.ru

FIAT 15-Ter производил АМО

"Бегство капиталов" играло на руку банкирам – это было время валютных спекуляций. После Февральского переворота курс рубля упал почти в 10 раз, поскольку за первую половину 1917 г. Временное правительство напечатало 4 млрд руб. против 0,5 млрд, напечатанных царским правительством за весь 1916 г. Естественно, при таком раскладе, к моменту Октябрьской революции герой нашего рассказа, – который, как щепка, попал в водоворот событий – Автомобильный завод (АМО), – так и не был достроен полностью, производство собственных автомобилей (а не "Фиатов") не было налажено. АМО национализировали 15 августа 1918 г., Рябушинских обвинили в срыве условий контракта, подписанного с военным ведомством.

АМО Ф-15|Фото:

Первый полностью советский автомобиль АМО-Ф-15 был произведен заводом АМО в 1924 г. С этого момента начинается развитие советского автомобилестроения

"Ферерро"

В 1923 г. завод назвали в честь убитого фашистами итальянского деятеля профсоюзов, сотрудника итальянского "Фиата".  Под новым названием - "Ферерро", предприятие вошло во времена НЭПа. 1924 г. на завод поступило правительственное задание на первые советские грузовики. 1 ноября 1924 г. был собран первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15, а 7 ноября десять новеньких машин показались на параде. Эту дату принято считать днем рождения советского автомобилестроения. Но, естественно, о конвейерном производстве собственного транспорта речи пока не шло. Это была капля в море.

Завод возглавил матрос с Балтийского флота

В 1927 г. к руководству предприятием пришел Иван Лихачев. Он закончил сельскую школу, был слесарем на Путиловском заводе, матрос с Балтийского флота (то есть один из той тучи "матросни", что сегодня рисуется силой, разметавшей страну, на самом деле был частью промышленного созидания – как так?), с его именем связано интенсивное развитие будущего ЗиЛа.

ЗИС-101, Сталин|Фото: zr.ru

На снимке "отцы" завода - Лихачев и Сталин

В 1928-1929 гг. шла партийная борьба, определялся курс на будущее, насколько мы помним из истории, в правительстве были идеи "построить социализм в одной отдельно взятой стране" и закончить уже с "революцией мировой" – с этой точкой зрения выступал Сталин. Через какое-то время он начал реализовывать программу на сворачивание НЭПа и заявил о необходимости форсированной индустриализации. Сталин объявил 1929 г. годом "великого перелома". Итог двух сталинских пятилеток - СССР стал крупной промышленной державой, а некогда маленький и плохо оснащенный завод превратился в автогиганта, флагмана сталинской индустриализации. Так была создана автопромышленность.

Иван Алексеевич Лихачев, зил, зис, завод, 100 лет|Фото: zr.ru

Лихачев стал Народным комиссарам среднего машиностроения СССР

Лихачев ездил набираться опыта в Германию и в США – теперь как раз речь шла о создании автомобиля "для всех". Лестно, что нашему специалисту предлагали остаться в Америке. Он не согласился. Лихачев стал Народным комиссарам среднего машиностроения СССР. Результатом обмена опытом явились первые в стране конвейеры по сбору машин. И организовали первый конвейер именно на этом заводе. Но это уже другой этап развития.

Завод имени Сталина

В 1931 г. после реконструкции предприятию присвоено имя И.В.Сталина (ЗиС), в том же году пущен первый отечественный сборочный автомобильный конвейер, с которого сошли первые 27 грузовиков АМО-3. Расширяли модельный ряд автомобилей, грузоподъемность техники повысили до 3-х т. В 1934 г. началось производство автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-6.

Советский грузовой автомобиль ЗИС-5В|Фото: photobucket.com

ЗИС-5

ЗИС-5 стал визитной карточкой в истории завода не только потому, что был первым действительно массовым автомобилем и стоял на производстве 15 лет, но и потому, что породил около 20 модификаций. После следующей реконструкции в 1936 г. началась сборка первого отечественного семиместного лимузина ЗИС-101 - это был наш отечественный "Бьюик". С 1936 по 1941 гг. завод сосредоточился на создании грузовиков с газогенераторными установками и полугусеничных автомобилей, а также автобусов. Всего в те годы автомобильная промышленность СССР произвела свыше 1 млн автомобилей. Неплохой скачок от 1916 до 1936 г.?

ЗИС-110, Сталин|Фото: fishki.net

Сталинский ЗИС-101

"Сталин был романтиком-футуристом. Государственников сейчас пруд пруди, хоть отбавляй. А вот таких, как Сталин-то, и нет, - говорит Накануне.RU писатель-футуролог Максим Калашников. - Сталин-то чем был хорош, в чем сила Сталина? Он применял самые передовые на тот момент способы организации – удачные или нет, но он их применял. И он не боялся идти на эксперимент. Сталин со своим представлением о научно-техническом прогрессе опередил время".

1941 г., ВОЙНА

Гитлер шел на Москву, в октябре 1941 г. завод был подготовлен к уничтожению и не работал. Зимой 1941-1942 гг. Красная армия отбила наступление неприятеля. Наш "герой" воспрял и включился в борьбу с фашистскими захватчиками. Предприятие начало производить военные грузовики ЗИС-5В "Захар" (упрощенные), полугусеничные тягачи, выпускалось вооружение для фронта (минометы, автоматы, мины, снаряды и прочее).

Бронированный грузовик ЗИС-5 Ижорского завода, вооруженный 20-мм авиационной пушкой ШВАК. Ближние подступы к Ленинграду, 5 октября 1941 года (АСКМ). ЗИЛ, ЗИС, 100 лет, ВОВ |Фото: romanbook.ru

"ЗИС шел на войну со всеми вместе" - бронированный грузовик ЗИС-5, вооруженный 20-мм авиационной пушкой ШВАК. Ближние подступы к Ленинграду, 5 октября 1941 г.

ЗиС был эвакуирован в тыл, где на базе его оборудования создали новые автомобилестроительные предприятия УльЗиС и УралЗиС (ныне УАЗ и АЗ Урал). За годы войны было изготовлено около 100 тыс. грузовиков, санитарных автобусов ЗИС-16 С. Но главным вкладом завода в начале войны, когда еще ни о каком ленд-лизе не было слышно, стали легендарные "Катюши".

ЗиС-5 - трехтонка. ЗИЛ, ЗИС, 100 лет|Фото: hhgg.ru

ЗИС-5 - "трехтонка"

"Хотя основали завод в 1916 г., - говорит Валентин Катасонов, - мощности были развернуты именно в 30-е гг., и именно в те годы завод стал многоцелевым. Завод одновременно работал и на гражданку, и на оборонку - мы можем даже в фильмах видеть продукты этого завода. Ну, например, те же самые легендарные "Катюши" изготовлялись на шасси вот этого классического автомобиля ЗИС. Этот завод ковал Победу в Великой Отечественной войне".

РСЗО "Катюша" БМ-13, на базе автомобиля "ЗиЛ-157", ЗИЛ, 100 лет|Фото: tomatoz.ru

РСЗО "Катюша" БМ-13, на базе автомобиля ЗИЛ-157

Катюшу затем "катали" на себе и другие грузовики, даже американские, но начинала она войну с нашим ЗИС-6.

ЗИС-5 с подкатной осью. Война, ЗИЛ, ЗИС, 100 лет |Фото: playing-field.ru

ЗиС "повоевал" за свою страну. На фото - "одноглазый" ЗИС-5 с боевыми товарищами

Победа

ЗиС встретил Победу своими лимузинами, а техника заняла почетное место на Параде. Можно было вливаться в мирную жизнь, отстраивать страну заново. ЗиС реконструировали в 1946 г. - это значило появление первой послевоенной продукции завода: грузовых автомобилей ЗИС-150 (1947г.) и грузовых автомобилей повышенной проходимости ЗИС-151 (1948 г.).

ЗИС-110|Фото:

ЗИС-110 на Параде Победы

С 30 апреля 1950 г. завод начал выпускать холодильники, а с января 1951 г. приступил к производству велосипедов!

осмотр и испытание новой партии готовых холодильников "ЗиС". ЗИЛ|Фото:

Осмотр и испытание новой партии готовых холодильников "ЗИС"

Грузовые автомобили "ЗиС" перед отправкой в сельские районы страны. ЗИЛ|Фото:

Грузовые автомобили "ЗИС" - специально для сельских районов

Конвейерная сборка автобусов "ЗиС-155" в одном из цехов автомобильного завода им. И.В. Сталина. 15 июня 1955 года. ЗИЛ, ЗИС|Фото:

Конвейерная сборка автобусов "ЗИС-155" в одном из цехов автомобильного завода им. И.В. Сталина, 15 июня 1955 г.

Наша страна помогала соседям, в их числе был Китай – Мао никогда не забывал о протянутой руке помощи. ЗиС, участник крутых исторических поворотов, и здесь сыграл свою роль. В 1953 г. на заводе начали проектировать первый китайский автозавод, затем специалисты ЗиСа в Чанчуне помогли китайцам пустить в производство первый китайский грузовик "Цзефан" (копия ЗИС-150).

первый китайский грузовик «Цзефан», ЗИЛ, ЗиЛ, ЗИС, 100 лет, завод|Фото:

Первый китайский грузовик "Цзефан"  (копия ЗИС-150)

Холодная война

В 1953 г. умер Сталин, Лихачев не намного пережил со-отца завода, он умер в 1956 г. Десталинизатор Хрущев с радостью переименовал завод в ЗиЛ (завод имени Лихачева), ну что ж – этот великий деятель достоин такого почитания. Холодная война наложила свой отпечаток и на производстве ЗиС - когда Запад грезил атомными ударами, мы уже построили ядерный щит, но теперь для обороны нам требовалась новая техника. В 1954 г. по настоянию маршала Жукова на заводе организовали конструкторское бюро для создания особой автомобильной техники, предназначенной для мобильных ракетных систем. Хрущев же любил комфорт, потому больше внимания уделял удобствам быта, линия легковых машин была продолжена в 1958 г. правительственным лимузином. Четвертая реконструкция завода, начавшаяся в 1959 г., позволила освоить производство автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.

Цех сборки велосипедов на 1-м Государственном автомобильном заводе им. И.В. Сталина. ЗИЛ сто лет|Фото:

Завод приспосабливался к мирной жизни. Цех сборки велосипедов на 1-м Государственном автомобильном заводе им. И.В. Сталина

ЗиЛ и Космос

Следующей значительной победой нашей страны стал первый полет человека в космос. ЗиЛ не остался в стороне от космической программы и сделал свой вклад - в 1967 г. были спроектированы и производились (штучно) поисково-эвакуационные установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов.

ЗиЛ ПЭУ-1М `1972–79, поисково-эвакуационные установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации  спускаемых космических объектов и космонавтов. ЗИЛ, зил, ЗиС, Пэу, 100 лет|Фото:

ЗИЛ ПЭУ-1М 1972–79 гг., поисково-эвакуационные установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов

Земные спутники космонавтов, ПЭУ-1М|Фото:

Земные спутники космонавтов, ПЭУ-1М

Эпоху Брежнева называют застоем, но застоя на ЗиЛе в это время как раз и не было: в 1971 г. завод награжден третьим Орденом Ленина за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана. В том же году ЗиЛ стал Производственным Объединением (ПО ЗиЛ), в состав которого вошли 17 заводов. В 1974 г. на московском конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130.

ЗИЛ, 100 лет заводу, Погрузка автомобилей "ЗиС" на баржу в Южном речном порту. 1950 год.|Фото:

Производительность ЗиЛа - 200 тыс. автомобилей в год. Завод сыграл свою ключевую роль и в создании КамАЗа - на ЗиЛе были спроектированы литейный и автосборочный корпуса, а созданные образцы грузовиков легли в основу модельного ряда автомобилей из Набережных Челнов.

Перестройка: "Идет бычок, качается, вздыхает на ходу"…

В 1991 г. ударом для Производственного Объединения "ЗиЛ" стал разрыв многолетних внутрисоюзных связей. Прекратились военные заказы. Гиганту пришлось приспосабливаться к рыночной экономике – как и всем, ему пришлось туго. Спроса на серийные грузовые автомобили не было, завод оказался на грани банкротства. В 1992 г. ПО ЗиЛ было приватизировано (первым в отрасли и одним из первых из числа крупнейших предприятий России) и преобразовано в открытое акционерное московское общество "Завод имени И. А. Лихачева" (АМО ЗиЛ). Одним из его акционеров стало правительство Москвы, которому в настоящее время принадлежит контрольный пакет акций.

ЗИЛ-4362, Бычок|Фото: rusautomobile.ru

ЗИЛ-4362, Бычок

Детищем "челночного времени" стал малотоннажный автомобиль, которому дал имя Лужков – "Бычок". Время было такое, надо было торговать и быковать. В 1998-2000 гг. ЗиЛ выпускал по 20-22 тыс. грузовиков – это в 10 раз меньше его потенциальных возможностей.

ЗИЛ, ЗиЛ, ЗиС, сегодня|Фото:

Во что превратили завод 1990-ые

В "нулевые" на завод была привлечена группа менеджеров, "имеющих практический опыт работы в условиях антикризисного управления". Разработали программу реструктуризации.

А что теперь? 

12 апреля 2016 г. в Екатеринбурге на Expo Build Russia руководитель департамента продаж недвижимости "Группы ЛСР" в Москве Антон Павлов рассказал о проекте ЗИЛАРТ. Площадь застройки - 377 га, расположен в 5 км от Кремля, рядом с третьим транспортным кольцом, в 12 км от МКАД.

"Это самая крупная площадка со времен Московского делового центра и лакомый кусочек для любого девелопера. Работая над проектом, мы решили сохранить промышленные индустриальные фасады и интегрировать их. Это коснется драмтеатра, фитнесс-центра, офисных объектов", - сказал он.

Пустые цехи ЗИЛа сегодня. 100 лет|Фото:

Пустые цеха ЗИЛа сегодня

"ЗиЛ начал строиться порядка 100 лет назад, и на момент разработки проекта представлял собой устаревший индустриальный комплекс с отсутствием производственной деятельности. На территории завода были мусорные свалки и склады, он стал местом жительства гастарбайтеров", - заявил разработчик.

По его словам, планируется строительство набережной длиной порядка 1 км. Реализацией будет заниматься город. Также предусмотрено создание парка площадью 14 га и образовательного комплекса - детсады (12 штук) и школы (три) на одной территории.

Жилая застройка предусматривает строительство зданий от 6 до 14 этажей, а также трехэтажные таунхаусы.

Вдоль Симоновской набережной на месте сносимых производственных корпусов предлагается размещение жилой застройка апартаментами общей площадью 365 тыс. кв. м. Будут также построены подземные гараж-стоянки  |Фото: rbc.ru

Вдоль Симоновской набережной на месте сносимых производственных корпусов предлагается жилая застройка

"Это сомасштабная застройка. Человеку будет комфортно в ней находиться", - заявил девелопер. Планируется строительство подземного паркинга (два уровня), панорамное остекление, не забыл упомянуть он.

Ожидается, что в квартале будут проживать порядка 25 тыс. человек. К реализации проекта привлечено 10 архитектурных бюро с мировым именем. Одно американское, одно голландское, остальные - российские. Тут, видимо, мы должны были испытать гордость за Отчизну. 

Вдоль Симоновской набережной на месте сносимых производственных корпусов предлагается размещение жилой застройка апартаментами общей площадью 365 тыс. кв. м. Будут также построены подземные гараж-стоянки  |Фото: wnovosti.ru

Поведал он и о стоимости жилья: "Рыночная стоимость. В начале проекта была чуть ниже. Сейчас мы вышли на большие обороты - 90 квартир в месяц. Средний чек - 180 тыс. руб. за 1 кв. м. Это хороший рыночный показатель по Москве".

Вот так. Хороший. Рыночный. И на душе легко стало, уютно. 

Вдоль Симоновской набережной на месте сносимых производственных корпусов предлагается размещение жилой застройка апартаментами общей площадью 365 тыс. кв. м. Будут также построены подземные гараж-стоянки  |Фото: rbc.ru 

Футуристические объекты на месте ЗиЛа должны символизировать высокие технические достижения нашей страны

Как же случилось, что пока "неслабое Правительство" работает в поте лица над импортозамещением, вековой юбилей легендарного завода отмечают девелоперы?

"Деиндустриализация идет вовсю - заводы демонтируются, вместо них ставят торговые комплексы. Так насаждается потребление, - комментирует ситуацию для Накануне.RU писатель-историк Игорь Пыхалов. - Вопрос – а за счет чего они будут потреблять? Понятно, что сейчас мы во многом держимся за счет экспорта энергоносителей, но получается – люди получают деньги за то, что ничего не производят".

Заводу им. Лихачева исполнится 100 лет в августе 2016 г., и по традиции он, как может, участвует в жизни страны. Сегодня его роль - освободить место для торговых центров. Возможно, и от нашей страны тоже скоро останется один арт-объект, а от импортозамещения - индустриальные фасады.

Другие новости по темам: Катасонов, Калашников, Пыхалов, ЗиЛ, Зис, Завод имени Сталина
15.04.2016 12:00 Мск | Елена Кирякова


Если Вы заметили ошибку, выделите текст, ее содержащий, и нажмите Ctrl + Enter






читать комментарии (16)
Добавить комментарий:

Судьба ЗиЛа - от флагмана индустриализации до арт-объекта и фитнес-центра. Ура импортозамещению?
Уважаемые читатели Накануне.RU! Комментарии проходят премодерацию. Просьба уважать других участников форума и чтить УК РФ! Комментарии, оскорбляющие других людей, имеющие признаки экстремизма, нарушающие многочисленные требования законодательства, публиковаться не будут. Форум наш становится более громоздким, но проявляющий крайне пристальную требовательность к нашей редакции Роскомнадзор диктует условия. Заранее приносим извинения, надеемся на понимание и конструктивную дискуссию.

Текст комментария *

Жирный Подчеркнутый

Ваше имя *







Новости партнеров


Новости партнеров
Статьи по теме "от издателя":

Говорить о войне и продолжать кормить врага
18.05.2018 Мск  |  комментариев: 17

Почему брежневский "застой" сегодня кажется мечтой?
07.05.2018 Мск  |  комментариев: 18

"У противников России есть шансы ввергнуть Армению в хаос"
27.04.2018 Мск  |  комментариев: 2

Telegram. Чья многоходовочка?
26.04.2018 Мск  |  комментариев: 2

"Против санкций Запада пора вводить элементы мобилизационной экономики"
10.04.2018 Мск  |  комментариев: 14

"Китай всегда смотрел на Россию, как на учителя. Теперь Россия могла бы поучиться у КНР"
10.04.2018 Мск  |  комментариев: 1

Пенсионная реформа: что скрывает от населения Кудрин
04.04.2018 Мск  |  комментариев: 6

Из бизнес-империи – в ОПС: что обрушило "Сумму"?
02.04.2018 Мск  |  комментариев: 1

Кемерово – это новая "Ходынка"?
28.03.2018 Мск  |  комментариев: 7

Пожар в Кемерово. "Ради денег бизнес готов убивать детей и своих, и чужих"
26.03.2018 Мск  |  комментариев: 27

"Башни нет – и это словно потеря близкого человека"
24.03.2018 Мск  |  комментариев: 6

Бунт в Волоколамске – мужики грозят власти кулаками
22.03.2018 Мск  |  комментариев: 5

"Потрачу все, чтобы тебя раздеть" – перед Путиным
21.03.2018 Мск  |  комментариев: 7

Итоги выборов-2018: "внешнее" сплочение на фоне "внутреннего" недовольства
18.03.2018 Мск  |  комментариев: 14

Повышение пенсионного возраста – задача власти на шестилетку?
16.03.2018 Мск  |  комментариев: 4



Другие статьи:


Максим Шевченко: Если Екатеринбург не скажет своё "против", то памятник Ленину с площади снимут и не вернут
ПМЭФ-2018. Об экономике без доверия
23.05.2018 Мск  |  экономика  |  комментариев: 2

Рублем, а не "уголовкой": у российских властей никак не получается наказать хоть кого-то за санкции США
23.05.2018 Мск  |  политика  |  комментариев: 1

Константин Семин — о протестах госслужащих во Франции и о "бюджетной экономике" в России
За кокаин Локтя платили политические конкуренты?
23.05.2018 Мск  |  политика  |  комментариев: 1

"Реформа образования единообразна лишь черномырдинским «как всегда»"
"Программы Васильевой не будут работать, пока Рособрнадзор отвечает за ЕГЭ"
Пекину удалось превратить торговую войну с США во взаимовыгодную сделку
Британия покусилась на "кремлевский общак"? Что значат проблемы Абрамовича
21.05.2018 Мск  |  экономика  |  комментариев: 7

Предписано вымирать, или Между строк президентского указа
21.05.2018 Мск  |  общество  |  комментариев: 3

Как Вы оцениваете назначение Медведева премьер-министром на новый срок?

Положительно

Нейтрально

Отрицательно


Результаты 1232
Екатеринбург Облачность:
Давление: 0 мм. рт. ст.

Температура, °С:
  днем 0
  ночью 0

Ветер: Северный  0м/с

подробнее
Новости партнеров

Новости Екатеринбурга и Свердловской области       
вверх
Рейтинг@Mail.ru
Наш проект  Наша команда 

Информационное агентство "Накануне.RU"
Свидетельство о регистрации СМИ ИА№ФС77-56094 от 15 ноября 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Сетевое издание "Накануне.RU"
Свидетельство о регистрации СМИ Эл№ФС77-56357 от 02 декабря 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель ООО "Институт информационных технологий"
620142, г. Екатеринбург, ул. Степана Разина, д. 16 (3 этаж)
Телефоны редакции: (343) 295–15–36, 295–15–94, 295–14–38.
E-mail редакции: news@nakanune.ru
Главный редактор: Хурбатов С.В.
Использование материалов агентства допускается только с согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за содержание комментариев к материалам сайта. Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.
18+