24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Не по-русски объяснили? В Кремле заметили "языковой" саботаж Минобра

Минобр до сих пор не внес никаких предложений по инициативе Владимира Путина о выделении русского языка и литературы в отдельную предметную область в школьном образовании. За реализацию поставленной задачи ответственным назначен глава министерства Дмитрий Ливанов. Это должно "выправить" ситуацию с сокращением количества часов, выделяемых на изучение предметов, однако, насколько можно судить, ведомство Ливанова данное в июле поручение тихо саботирует, передает корреспондент Накануне.RU.

В профессиональной среде пока нет четкого представления о том, как структурно и содержательно будет реализована инициатива. Идет лишь обсуждение возможных способов выведения рассматриваемых дисциплин из филологии, но конкретных предложений от исполнителя - Минобрнауки - не поступало. Об этом сегодня заявил советник президента РФ по русскому языку Владимир Толстой. В данный момент ведомство разрабатывает регламенты, позволяющие "гарантированно обеспечить изучение русского языка и литературы и выправить дисбаланс", а также "предусмотреть в не резиновом школьном расписании достаточное количество часов для изучения, возможно, даже двух иностранных языков".

В то же время, обязательность второго иностранного языка, о чем перед 1 сентября поспешил объявить Ливанов, представляется чрезмерной и избыточной, заявил он.  

Говоря об "основном посыле" инициативы, Толстой пояснил, что сегодня нахождение русского языка и литературы в области филологии вместе с языками народов РФ и иностранными языками позволило "произойти смещению и снижению количества часов на преподавание основного государственного языка". "Озабоченность президента связана именно с этим", - сказал он.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Идея выделения русского языка и литературы в отдельную область вызвана необходимостью сохранения и повышения уровня грамотности и качества знаний по предметам как в регионах, так и в столице, отметил председатель комиссии Мосгордумы по образованию, учитель истории и обществознания Антон Молев. Предполагается, что Минобрнауки рассмотрит, каким образом, с учетом инициативы, могут быть модифицированы государственные образовательные стандарты. "Прежде чем мы получим какие-то цифры о реальных сроках, количестве часов и возможном изменении структуры, преждевременно давать какие-то содержательные комментарии. Объяснимо, что пока этого никто не может сделать в силу того, что это лишь поднятый вопрос. До программного документа это будут лишь рассуждения о том, как представляется внедрить данное предложение в систему образования", - прокомментировал он.

Большинство специалистов отрасли поставленную Путиным задачу считают "абсолютно оправданной и правильной", так как акцентированное внимание к этим предметам "повысит статус русского языка и литературы как самостоятельных областей".

"Это правильное начинание, его необходимо доводить до ума. В преподавании русского языка кризис. К счастью, Путин осознает его и понимает пути его решения. Одно недоумение: почему этого не понимает профильный министр и понимает ли он вообще что-то в вверенной ему области? То, что Министерство образования этого до сих пор не сделало, показывает непрофессионализм ведомства и то, что президент РФ в вопросах образования разбирается гораздо лучше, чем профильное ведомство и его глава", - считает первый зампред комитета Госдумы по образованию, депутат от Челябинской области Владимир Бурматов.

Поправок в законодательство для реализации инициативы не требуется, уточнил он. "Там нужны исключительно ведомственные решения. Если по каким-то отдельным моментам будет необходимо законодательное вмешательство, комитет окажет помощь, выступит абсолютным союзником инициативы президента РФ по повышению качества преподавания русского языка", - заверил депутат.
 

ЕГЭ, я не читал Толстого, парта, образование|Фото: Накануне.RU

Приветствует поручение главы государства и ученый секретарь Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН Владимир Пыхов. Знание русского языка и литературы сегодня в школах находится на недостаточно высоком уровне, в этой связи большее внимание к изучению этих предметов принесет только положительные эффекты, считает эксперт.

Вопросами же "баланса" в системе школьного обучения, позволяющими обеспечить оптимальную нагрузку для учеников, по его мнению, должно заниматься профильное министерство.

"Это и раньше осознавалось, что дать детям все знания за 10 лет невозможно. Гуманитарные предметы прежде других формируют личность, и если государство заинтересовано в этом, этим предметам должно уделяться первостепенное значение. В последнее время шло сокращение часов на гуманитарные предметы, это привело к тому, что мы сейчас имеем. Проявление насилия, агрессии, падение морального уровня налицо, и если этому не уделять внимание, то куда мы упадем?" - прокомментировал Пыхов.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Озабоченность экспертов вызывает и перенасыщение школьного расписания  уроками по "ГОСТу". Так, многие школы ни кадрово, ни технически не готовы к обязательному изучению двух иностранных языков"Программа обучения для наших школьников очень насыщенна, и найти там свободные часы действительно сложно. Кроме того, мы можем столкнуться с тем, что уровень будет невысокий. Надо выслушать аргументы Минобрнауки, понять, как это будет реализовано. Мне трудно комментировать это решение", - сказал Толстой.

По его мнению, оптимальная языковая политика должна быть "взвешенной и деликатной", учитывать многонациональность нашей страны, огромные территории. Изучение национальных языков в некоторых ситуациях могло идти в ущерб качественному знанию русского языка. Толстой подчеркивает, что, "не нарушая права народов и национальностей на выбор, необходимо добиться безусловного знания всеми народами государственного языка".

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

А член межрегионального профсоюза "Учитель" Всеволод Луховицкий обратил внимание на то, что зачастую инициативы федеральной власти носят разнонаправленный характер, и нет единых подходов в образовательной политике. 

"Я не знаю, каким образом это можно реализовать. Как это, к сожалению, часто бывает, президенту дают весьма неточные формулировки. Он их озвучивает, доверяя советникам, и часто попадает впросак. Оторвать литературу от языка, на взгляд большинства педагогов, явно невозможно. Говорить о придании литературе и русскому языку какой-то особой роли, при том, что сокращается финансирование, тоже вряд ли возможно. Абсурдно рассуждать о расширении чего-то при условии, когда Госдума принимает бюджет, в котором сокращены расходы на образование. Дать больше часов этим предметам - значит забрать у физики и математики. Думаю, что этот вопрос должен серьезно обсуждаться в образовательном сообществе, после чего следует принимать какие-то административно-управленческие решения", - убежден педагог.

О том, когда Минобрнауки планирует представить свои предложения по поручению, пока неизвестно.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Предыдущие новости на эту тему:

Ранее 30.09.2015 14:55 Мск Владимир Толстой: Президент озабочен, что произошло снижение количества часов для изучения русского языка
Ранее 03.09.2015 14:57 Мск Ливанов дал пять лет на переход школ к "иноязычности": "Если нет ресурсов - лучше этого не делать"
Ранее 03.09.2015 07:20 Мск "Быть или не быть" второму иностранному языку в обязательной программе? Школы Южного Урала не готовы к инициативе Минобра
Ранее 02.09.2015 15:00 Мск "Вчера Ливанов сказал, а сегодня вводить уже?!": как регионы "тюменской матрешки" отнеслись к нововведению Минобра
Ранее 01.09.2015 20:00 Мск В Госдуме высказались против обязательного изучения двух иностранных языков в школах. "Это антигосударственная диверсия"
Ранее 01.09.2015 12:25 Мск Ливанов заставил школьников учить два иностранных языка

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС