29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBfN1G
Здесь http://remont.youdo.com/stuccoing/price/, в Москве.
youdo.com


Аналитика все материалы


Общество В России

Владимир Добреньков: Поколение "Завтра" – это прагматики

В начале июня институт социологии РАН опубликовал итоги масштабного исследования "Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты". В исследовании ученые нарисовали портрет современной молодежи в фактах и цифрах. Более того, "детей перестройки" сравнили с их родителями. О том, почему данные исследования вселяют надежду на лучшее, о терпении поколения "бабушек и дедушек", о студентах МГУ и о своем общении с поколением "Завтра" в интервью Накануне.RU рассказал декан социологического факультета МГУ им. Ломоносова, профессор Владимир Добреньков.

Вопрос: Как Вы считаете, возможно ли вообще создать "портрет" современного молодого человека? Про нынешнюю молодежь часто говорили и как про "потерянное поколение" - можно ли по данным доклада сказать - действительно ли поколение "потеряно"?

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Владимир Добреньков: Данное исследование, по всей видимости, было направлено на измерение так называемой прагматики в жизни современной молодежи – ее отношения к труду, условиям материальной обеспеченности, возможностям профессионального роста. И именно в этом контексте результаты опроса дают основания начертать параметры того самого "портрета". Надо сказать, что этот портрет все более отдаляется от характеристик "потерянности" предыдущих поколений. Ведь что такое потерянность? Это невозможность определить свое место в структуре общества; невозможность воспользоваться имеющимися механизмами образовательного, профессионального, материального и личностного роста; отсутствие социальной перспективы.

Надо сказать, что "новый молодой россиянин" вполне осознает собственные перспективы, и, что особенно радует, все более связывает эти перспективы с Родиной – согласно результатам исследования института социологии РАН за десять лет удвоилось число молодых людей, которым нравится сегодняшняя жизнь в России! Наш молодой современник принадлежит к поколению прагматиков, при этом его прагматизм опирается на осознание необходимости учиться и трудиться для достижения практических целей. Нынешняя молодежь демонстрирует укрепление чувства уверенности в своих силах и нивелирование страха перед будущим. И в этом я усматриваю признак социальной стабилизации в России. Конечно, этот тренд может стать устойчивым при условии грамотного планирования социальной, национальной, конфессиальной политики и, безусловно, политико-экономической стабильности.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Между тем, по моему мнению, остаются открытыми многие вопросы ценностных ориентаций нынешнего поколения молодых - без исследования этой сферы портрет современного молодого человека не будет целостным. Я считаю, что в настоящее время именно такого рода исследования выходят на первый план, поскольку после состоявшегося преодоления "прагматической ямы" скорейшим образом необходимо преодолеть "идейную яму". Иначе мы просто рискуем получить последующие молодые поколения абсолютно "свободными" от ценностного базиса, когда понятия долга, чести, правды априорно будут вытеснены понятиями деловой целесообразности, выгоды, удовольствия и так далее. И тогда характеристика "потерянности" в отношении молодого поколения и, соответственно, перспектив нашей страны, приобретет еще более пессимистический – институциональный характер.

Вопрос: В исследовании института социологии РАН даются также сравнительные цифры с поколением "отцов". А как Вы считаете, если сравнивать нынешнее молодое поколение с поколением "дедушек и бабушек", насколько была бы велика разница во взглядах? Можно ли вообще сравнивать эти поколения?

Фото: Накануне.ruВладимир Добреньков: Разница, конечно, большая. Но, знаете, мне иногда кажется, что поколение "дедушек и бабушек" более гибко, когда сталкивается, например, с необычным увлечением молодежи искусством граффити или ее особым SMS-языком. И уж точно у бабушек и дедушек есть намного больше терпения, чтобы, если они что-то не принимают, объяснить молодым чадам причины своего непонимания.

Хотя, если серьезно, поставленный вами вопрос определяет задачи специального исследования, поскольку диагностика точек ценностных разрывов и совпадений различных поколений позволит создать базис, интегрирующий традиционные ценности в современный контекст.

Вопрос: Вам приходится каждый день сталкиваться с представителями молодого поколения. Как Вы считаете, в чем главное отличие (если оно есть) нынешних молодых россиян от их "отцов"? Какие сферы жизни молодых людей можно и нужно еще провести, в том числе и по государственному заказу, чтобы лучше представить, как выглядит поколение, за которым будущее?

Фото: Накануне.ruВладимир Добреньков: Я присоединяюсь к выводам моих коллег из института социологии РАН о том, что поколение отцов более идеалистично. Однако в последнее время я наблюдаю отчетливую тенденцию возврата к сбалансированности прагматизма и идеализма во взглядах современной молодежи. Сужу по нашей университетской аудитории: в последнее время в МГУ, например, значительно вырос авторитет научной работы, ради которой молодежь готова поступиться той самой финансовой целесообразностью. Также общаясь со студентами, я с удовлетворением отмечаю живой интерес к процессам, определяющим будущее страны – и здесь прагматизм молодежи, например, понимание технологичности современных политико-экономических процессов, конструктивно сочетается с тем самым отцовским идеализмом, когда пока "за державу обидно", но "хочется видеть свою страну счастливой".

Я считаю это чрезвычайно важно, в этом основа духовного выздоровления общества. Именно поэтому серьезное изучение ценностной базы современной молодежи нельзя пускать на самотек - она должно стать объектом особого внимания со стороны отечественных исследовательских учреждений. Верное понимание идейных ориентаций поколения "Завтра" – будущей элиты государства, которая в скором будущем будет формировать вектор развития нашей страны - определяет, какие меры необходимо принимать сегодня, чтобы в будущем была сохранена наша государственная и социокультурная идентичность.

Вопрос: Как Вы считаете, существует ли в современной Росси проблема "отцов и детей" или это вечная проблема, в той или иной форме, присущая всем поколениям во все времена?

Владимир Добреньков: Проблема отцов и детей, действительно, вечная. Однако, по моему мнению, в современной России противопоставление "детей перестройки" и их отцов усиливается потому, что линией водораздела поколений является кардинальная смена социальной парадигмы, произошедшая в 90-е.

И отцы, выросшие в советский период со всеми присущими этому времени идейными установками, зачастую не понимают своих детей, и дети, которым присуща ориентация на постмодернистскую модель объяснения мира и себя в мире, отказываются принимать позицию отцов.
Но, еще раз повторю: проблему отцов и детей не стоит доводить до крайности, поскольку этот "конфликт" не является социально опасным, если, конечно, не подвергается спекулятивной политизации, ведущей к угрожающему ценностному разрыву поколений. 

Вопрос: На круглом столе "Философия политики: государственная идеология и высшее образование", прошедшем в рамках Дней русской политической культуры, Вы говорили об ошибочности курса деидеологизации высшего образования. В чем Вы видите проблемы этого вопроса?

Фото: Накануне.ruВладимир Добреньков: Образование, в особенности гуманитарное, априорно является идеологизированным. Иным оно не бывает. Любая попытка представить его свободным от идеологии – это лицемерие. А плодом так называемой. деидеологизации образования является лишь подмена национальной идеологии иными идейными установками - субъективными взглядами авторов курсов, преподавателей, других заинтересованных групп. Однако идеологическое наполнение вузовского образования ни в коем случае не должно носить доктринальный характер. Нужно не внедрение системы взглядов, а трансляция пафоса национального достоинства, не замалчивание достижений "инонациональных, инокультурных, иноидеологических" моделей (что было принципом советской идеологической борьбы), а утверждение особенностей национального цивилизационного строя в подлинном драматизме столкновения идей и концепций. Полнота картины мира - это принцип отечественной гуманитарной науки.
Вообще, эта проблема актуальна по нескольким причинам. Во-первых, в современном мире студенческая молодежь становится одним из наиболее мощных инструментов политики: из субъекта политики как определенной электоральной группы она превращается в объект – становясь триггером (катализатором) политической активности (в том числе нестабильности, как в случае с цветными революциями), а также инструментом недобросовестного политического лоббизма. Ведь деидеологизированность - это отсутствие осознания идеологии, которое сопровождается неосознанным следованием чужой идейной установке. Это ведет к хаотизации системы ценностей, к тому, что человек, не имея своей мировоззренческой системы, становится легко манипулируемым существом.
Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Во-вторых, студенческая молодежь являет собой основу будущих национальных элит, и прививание ей имманентного "чувства национальной идеи" позволит поколению "Завтра" обладать культурой и навыками государственного мышления. Тогда как идеологическое выхолащивание вузовского образования приведет к идейной беспомощности будущей элиты – это в лучшем случае, а в худшем – к подмене ее ориентации с национальных интересов России на интересы других государств.
В-третьих, в "вузовском возрасте" человек приходит к необходимости целостной оценки жизни и остро нуждается в фиксировании ее идейного пафоса, значительной частью которого является позитивная национальная идеология. В случае, если такая идеология отчетливо не усматривается, молодой человек оказывается в состоянии социальной фрустрации, которая впоследствии чревата социальным пессимизмом и деструкцией.
В-четвертых, образование является наиболее мощным и естественным инструментом внедрения национальной идеологии в общество. В нынешних условиях, пожалуй, лишь СМИ рассматривается в качестве такого инструмента. Но, в отличие от СМИ, которые национальную идеологию представляют отчасти механистически, посредством образования молодой человек способен идеологию "прочувствовать", субъективировать ее: в процессе дискуссии конвертировать в такие формы, которые близки его личной политической позиции.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС