20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBVf27
Объявление: http://remont.youdo.com/repair/flat/three-room/ можно найти здесь.
Услуги мастера: http://remont.youdo.com/tile/repair/, подробности тут.
youdo.com


Аналитика все материалы

ЖКХ: Плата 100%, качество -...%?

Так уж повелось в нашей стране, что к новому году  мы получаем "подарки" в виде нового постановления правительства или реформы. Этот год начался со вступления в силу 122 закона, известного как монетизация льгот. К началу 2006 года правительство обещает монетизировать льготы за оплату услуг ЖКХ. Речь идет о постановлении № 541, в соответствии с которым все граждане страны будут платить 100%  от стоимости за жилье и коммунальные услуги. Цель проекта проста – усилить контроль над регионами страны и заменить ранее предоставлявшуюся всем льготу за "оплату квартиры" "живыми" выплатами. Правда, только тем, у кого сумма оплаты ЖКХ превышает 22% от дохода семьи.

В свою очередь, полномочия правительства по выплате дотаций теперь переходят органам соцзащиты. Если учесть, что с января будущего года государство в принципе снимает с себя функцию льготирования по тому же 122 закону, то получается, выплатами адресных субсидий будут заниматься региональные центры соцзащиты. Ответ на вопрос о том, насколько это посильная для них задача, если 68 регионов страны остаются дотационными (75% территории страны) и справится ли с этим нововведением экономика страны, по – моему, очевиден.

Специалисты ЖКХ прогнозируют явный рост инфляции, который должен будет произойти из-за разрушения системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства.

"В среднем, начиная с 1993 г . ежегодно бюджет недоплачивал коммунальным предприятиям около 70 млрд руб, - объяснил RBC daily  директор департамента строительства и ЖКХ Минрегионразвития РФ Леонид Чернышов, - Таким образом, сложившаяся в эти годы система недофинансирования жилищно-коммунального хозяйства длительное время являлась своеобразным демпфером, сдерживающим инфляционные процессы в экономике. Подобная практика была возможна, потому что деньги перечислялись предприятиям. Переходя к 100%-ной оплате населением услуг ЖКХ и, внедряя адресную социальную поддержку населения по оплате ЖКУ путем "передачи" средств поддержки гражданам, государство лишает себя сдерживающего инфляцию инструмента".

Это прогнозы на будущее, но уже сегодня наблюдается рост инфляции в связи с планомерным увеличением тарифов на коммунальные услуги (за январь-август 2005 г . на 30,8%).

то достаточно болезненно для значительной массы населения (примерно 25 млн россиян имеют доходы ниже прожиточного минимума). При этом аппетиты жилкомхоза постоянно растут, предприятия не заинтересованы в снижении издержек, которые все равно будут оплачены населением (или субсидиями бюджета). Сектор остается убыточным, и требует все большего роста тарифов", - рассказала в интервью Накануне.RU аналитик ИК "Финам" Ольга Беленькая.

В свою очередь, рост инфляции и увеличение стоимости ЖКУ до 100% приведут к частичному обесцениванию и поднятых на 240 рублей пенсий, и обещанных учителям и врачам зарплат. Получается, что одна рука правительства дает, а вторая тут же  отнимает. При чем, жестко. Если увеличение расходов на ЖКХ обнулит прибавки к пенсии, то, логично предположить, что многие пенсионеры должны будут разменивать свои квартиры на малометражные.

Все это общероссийские проблемы, которые могут возникнуть по ходу реализации постановления, но есть и региональные. Сегодня регионы, регулирующие рост тарифов на ЖКХ, идут по экстенсивному пути – повышают стоимость оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства. Но вместе с тем, по данным Федерального агентства по строительству и ЖКХ, собираемость коммунальных платежей по стране за восемь месяцев текущего года снизилась более, чем на 10%.

Наиболее болезненно повышение оплаты за услуги ЖКХ до 100% должно пройти в дотационных регионах, с более низкими средними доходами населения. В их число попадает ряд областей Центрального региона, Алтай, Тыва, которые не смогут в нужной степени компенсировать населению рост затрат на оплату услуг ЖКХ. В УрФО это касается большей частью Курганской области, наиболее уязвимой с точки зрения доходов населения. Но обо всем по порядку.

Сегодня в УрФО в экспериментальном порядке на 100-процентную оплату перешли две области – Тюменская и Челябинская. С 1 октября досрочно постановление правительства реализуют в ХМАО, при этом в округе в течение года осуществлялся постепенный переход с повышением цен за ЖКУ на 1-2%. На уровне 90% находится сейчас Свердловская область, 80% (90% в восточной зоне региона) на Ямале, в среднем 90% в Курганской области, но есть отдельные территории в области, где это число составляет 70%. В этих населенных пунктах, безусловно, ценовой скачок до 100% будет очень ощутим, и вызовет недовольство населения.

Представители тех областей УрФО, которые уже перешли на 100-процентную оплату стоимости услуг ЖКХ, высказыают положительное отношение к реформе.

Например, заместитель директора департамента ЖКХ Тюменской области Евгений Мискевич отмечает, что население их области серьезного роста цен не ощутило, поскольку переход осуществлялся размеренно при активной работе органов социальной защиты: "В некоторых областях Урала взрыв возможен, но этого не будет в Тюменской области, поскольку мы поэтапно поднимали тарифы, работала вневедомственная комиссия, которая согласовывала с муниципальным образованием тарифы, либо рекомендации по необоснованным издержкам или затратам".

Аналогичное мнение и у заместителя  директора ЖКХ ХМАО Валентины Горшковой, которая высказала уверенность в том, что реформа в ХМАО пройдет гладко, поскольку уровень заработной платы и пенсионного обеспечения в округе несколько выше, чем в других областях. Помимо этого, выплачиваются льготы и субсидии по ЖКХ, а население видит, за что оно платит.

"Отрасль ЖКХ должна быть самодостаточной, и платить за услуги должны столько, сколько они стоят, – согласился с коллегами из УрФО заместитель министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Иван Беласкин, - В Челябинской области никаких возмущений нет. Поэтому мы положительно относимся к данному постановлению".

Противоположное мнение высказали представители Свердловской и Курганской областей.

"Москва всегда что-нибудь такое объявит, а мы расхлёбывай. То у них там электричество выключится, то они какой-нибудь документ придумают и доказывают, что без него жить нельзя, а потом оказывается, что он неправильный и его отменяют. Единственный пугающий момент связан не с ростом тарифов, а с переходом населения на оплату 100% услуг. У нас и в текущем году рост составил по отдельным муниципалитетам даже более 40%, потому что переходили с 40-50% на 90% уровень", - сообщил председатель РЭК Свердловской области Николай Подкопай.

Пожалуй, больше всего не довольны новым коммунальным постановлением в  Курганской области. Старший инспектор департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области Михаил Бочок называет две основных причины того, почему реализация постановления в области пройдет очень сложно. С одной стороны, это высокая задолженность населения, итак неспособного оплачивать услуги ЖКХ из-за низких доходов (потенциальных неплательщиков в области, или людей ниже прожиточного минимума, порядка 40%. А долг по ЖКУ 429 млн рублей). При увеличении стоимости оплаты жилья, считает Михаил Бочок, обе цифры существенно вырастут."Такое увеличение оплаты коммунальных услуг будет второй дубиной по голове народа. В монетизации, хоть ладно, дали по 200 рублей, таблетку бесплатную, одного из сотни отправили на курорт. А в ЖКХ мы можем получить нарыв. Неплатежи населения продолжают расти. А управлять ими мы не можем ", - пояснил он.

Второй причиной неподготовленности Курганской области к реализации постановления Михаил Бочок назвал нехватку средств в органах соцзащиты для выплаты пособий: "В 2005 году  льготы компенсируются из бюджета, а с 2006 года  это будет лежать на плечах субъектов. У кого будут деньги, как в Тюмени, они сохранят нормальный уровень жизни. А у нас они (льготы) будут, наверное, и вовсе отменены или будут зависеть от наполняемости бюджета области".

Заметим, что, в проекте бюджета на 2006 г. предусмотрено выделение 58,9 млрд руб. на субвенции бюджетам субъектов РФ на оплату ЖКХ. Но этих средств может оказаться недостаточно (это в среднем лишь 35 руб. в месяц на человека).

Очевидно, что повышение тарифов может привести к негативным социальным последствиям, которые сопоставимы с эффектом от "монетизации льгот" в начале года, когда по всей стране прокатились акции протеста.  

Почему переход на 100-процентную оплату услуг ЖКХ населением воспринимается как неэффективный и вскрывает столько проблемных моментов?

Аналитик Института проблем государственного и муниципального управления
Государственного университета - Высшей школы экономики Сергей Солнцев
в интервью Накануне.RU объяснил это отсутствием планомерной и разумной политики. Этот переход должен был происходить постепенно, необходимо было предусмотреть меры поддержки для граждан, которые будут неспособны оплачивать новые тарифы.

Еще одним доказательством, по его мнению, является непрозрачность действующей системы ценообразования в сфере ЖКХ. В связи с этим остается неясным, какой именно уровень цен будет признан за 100%? "В том случае, если он будет установлен на достаточно высоком уровне, - говорит Сергей Солнцев, - в  категорию граждан, которым по закону полагается получение дотаций на оплату коммунальных услуг, попадет бОльшая часть населения. Тогда высока вероятность новых социальных возмущений, при этом ущемленной окажется значительно большая часть населения ".

Аналитик ИК "Финам" Ольга Беленькая также считает, что проводить повышение тарифов  нельзя было без реструктуризации сферы ЖКХ, повышения прозрачности финансовых потоков и создания реальной рыночной конкуренции в секторе. Ведь сегодня, действительно, процесс создания конкурентных условий на рынке ЖКХ и привлечение туда частных компаний находится только на начальном этапе и не оказывает существенного влияния на эту многострадальную сферу.

К сожалению, получается, что благая  в общем – то идея о том, что благодаря новому постановлению федеральный центр будет регулировать повышение цен, появятся конкурентные преимущества для игроков на рынке ЖКХ, а, соответственно, и условия для борьбы за снижение цен, выглядит очень далекой и почти недостижимой. Разработка коммунальной реформы, как и многих других в последнее время, проходит кулуарно, без привлечения экспертного сообщества и без предварительной подготовки и проработки на местах. А потому велика вероятность возникновения ошибок, подобных тем, которые были допущены при монетизации льгот, и недовольства со стороны населения, в особенности дотационных регионов.

 

 

 

 

 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС