29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC4x8W
http://remont.youdo.com/repair/loggia/sheathing/montazh/partitions/, подробное описание здесь.
Сервис подбора мастеров: http://remont.youdo.com/repair/flat/pod-klyuch/balcon/other/hrushchevka/ по данной ссылке.
Смотрите: http://remont.youdo.com/repair/flat/pod-klyuch/bathroom/, подробнее здесь.
youdo.com


Аналитика все материалы

Цены на бензин - из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше?

Мы помним, как в конце сентября Минпромэнерго и крупнейшие нефтяные компании России приняли решение "заморозить" розничные цены на бензин до конца года. Тогда это шаг вызвал самые различные комментарии, вплоть до того, что цены "заморозили" в тот момент, когда они итак достигли максимума. Однако для специалистов было изначально ясно, что предпринятая мера - не долгосрочная. Мораторий действует лишь до конца декабря и продлевать его никто не собирается. Уже известен прогноз, который сделал глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, согласно которому цены на нефтепродукты, и прежде всего – на бензин в России повысятся примерно на 11%. Правда, он не сказал, когда этот скачок произойдет. По этому поводу есть разные мнения экспертов и профессионалов нефтяной отрасли, некоторыми из которых они и поделились на прошедшей накануне видеоконференции "Стабилизация цен на бензин. Региональный аспект".

Первым взял слово руководитель федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян . И начал он свое выступление с проблем собственно нефтяной отрасли, чтобы, как он выразился, "нам лучше понять друг друга".

Так, по его словам, прирост нефтедобычи в этом году составит порядка 2,4%, тогда как в прошлые годы прирост был на уровне 9-10%. Прогноз на следующий год еще более неутешительный. В лучшем случае, нефтедобыча стабилизируется, в худшем – ожидается снижение.

По словам Сергея Оганесяна, при снижении темпов добычи нефти, рост переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах увеличивается ежегодно в среднем на 6,5%. Объясняется такая ситуация прежде всего тем, что старые месторождения, которые сегодня разрабатываются, имеют тенденцию к снижению добычи. И для того, чтобы выйти на стабилизацию уровня добычи нефти (а лучше – на ее рост), необходимо осваивать новые месторождения. Самое главное препятствие в этом, по мнению господина Оганесяна – это те налоги, которые нефтяные компании сегодня платят государству. Так при цене выше 25 долларов за баррель сырой нефти, нефтяникам приходится платить более 90% налогов (прежде всего – по НДПИ и экспортной пошлине), а при торговле переработанными нефтепродуктами в бюджет государству идут более 50% прибыли.

По мнению Оганесяна, нефтяники в таких условиях не могут позволить себе вкладывать большие деньги на модернизацию заводов и на геологоразведку. Сейчас только 50% добытой нефти компенсируется новыми месторождениями. Руководитель агентства отметил, что в СССР такое было невозможно. При советской власти, как минимум, открывали столько же месторождений, сколько добывали нефти.

"Мы проедаем свои ресурсы, не открывая новых месторождений", - заключил руководитель Федерального агентства.

"Из-за того, что сегодня существует плоская шкала налогообложения, скважины, где себестоимость добычи нефти высокая, вынуждены простаивать - констатирует Оганесян, - Более "молодые" месторождения эксплуатируются, а более "старые" – закрываются. Таким образом, бездействующий фонд скважин из года в год растет, трудно извлекаемые запасы не разрабатываются.

Мы сделали расчеты, которые позволяют дифференцировать шкалу налогообложения и таким образом могут поправить ситуацию с разработкой месторождений. Наконец-то этот вопрос был понят в МЭРТе. У Грефа было совещание, и, по крайней мере, мы услышали, что в Минэкономразвития должны сделать конкретные действия, для того, чтобы нефтяные компании поняли, что со стороны правительства будут предприняты шаги, которые позволят им иметь бóльшую возможность для инвестиций".

Конечно, сказать сегодня, что нефтяные компании – бедные, было бы, наверное, смешно. То, что они отнюдь не бедны, признает и отстаивающий их интересы, как и положено ему по статусу, господин Оганесян. При этом он не устает подчеркивать, что они "не бедны" только для того, чтобы поддержать и сохранить установившийся объем нефтедобычи. Ведь сегодня для того, чтобы выйти на новые месторождения, необходимы инвестиции, которые исчисляются десятками миллиардов долларов. Поэтому, если будет сохраняться та тенденция, которая имеется сегодня, когда государство имеет сверхдоходы за счет добычи и продажи нефти, и при этом не будут поощряться налоги, направленные на разработку новых месторождений на инвестиции в нефтеперерабатывающие заводы с целью поднять глубину переработки нефтепродуктов, то общая ситуация в отрасли может сложиться очень негативной.

Об этом же говорили накануне на совещании в Ханты-Мансийске, и Сергей Оганесян высказал уверенность, что премьер, который проводил это совещание, понимает эту опасность. Как заявил Оганесян, на совещании в Югре региональные руководители и руководители НК как раз говорили о том, что надо что-то делать, чтобы не потерять ту отрасль, которая, по сути дела, сегодня "кормит" всю страну.

Предлагаемые стабилизационные меры и тезис – "не ультиматум"

"По нефтепродуктам. На самом деле сегодня многое диктуется нашими крупными вертикально интегрированными нефтяными компаниями, которые имеют собственные нефтеперерабатывающие мощности. Поэтому нельзя декларировать то, что надо ограничивать цены на реализацию нефтепродутов. Тут должны быть встречные действия – как со стороны правительства, так и со стороны нефтяных компаний. Впрочем, мы это слышим на всех совещаниях, но пока что игра идет "в одни ворота": идет общая нагрузка на нефтяные компании по налогам, а каких-либо реальных встречных шагов со стороны правительства до сих пор сделано не было , - с сожалением отметил Сергей Оганесян".

Кроме того, по мнению Сергея Оганесяна, сегодня нужно работать по демонополизации внутрироссийского рынка нефтепродуктов – в регионе не должно быть одного монополиста, поставляющего нефтепродукты.

Также, для стабилизации цен на бензин в России возможно создание государственных резервов нефтепродуктов. По его словам, рассматривается и возможность создания таких резервов в структуре ОАО "Транснефтепродукт". За счет таких резервов, по мнению Оганесяна, при сезонных повышениях цен на моторное топливо можно путем интервенции на этот рынок способствовать их снижению.

Оганесян сообщил, что "Росэнерго" рассматривает возможность возобновления деятельности топливных инспекций, так как в некоторых регионах около 40% рынка стал занимать суррогатный бензин. По его словам, инспекции должны получить права контроля за сбытовыми сетями нефтепродуктов и изъятия лицензий на торговлю нефтепродуктами при нарушениях соответствующих правил.

Также Оганесян отметил, что для нефтяных компаний, инвестирующих в создание мощностей по переработке нефти, целесообразно введение так называемых налоговых каникул. В связи с тем, что создание новых мощностей по переработке "требует затрат в сотни миллиарды долларов", необходимо стимулирование компаний для развития этого направления деятельности, заявил глава "Росэнерго".

По словам Оганесяна, создание новых мощностей и реконструкция старых будут способствовать повышению качества нефтепродуктов на российском рынке. При этом он подчеркнул, что в связи с особенностями российского автопрома невозможен переход на выпуск только высокооктановых бензинов, и увеличение доли его производства должно происходить постепенно.

Все эти предложения правительству, по словам Оганесяна, позволят стабилизировать положение в отрасли и добиться стабилизации цен на нефтепродукты.

"Если этого не произойдет, то – это не ультиматум, это не ультиматум не в коем случае! – но могут быть такие последствия, что цены на нефтепродукты периодически будут расти, и опять, как сейчас, будем искать такие лихорадочные пути, вроде – а давайте, приостановим… я думаю, что должен заработать механизм чисто экономический и рыночный."

И, хоть господин Оганесян дважды повторил, что его предупреждение ультиматумом правительству не является, у многих присутствующих сложилось мнение, что высказанный тезис – как раз - самый что ни на есть ультиматум. Во всяком случае, очень на ультиматум похожий.

Рынок решает все

"Сегодня часто слышатся предложения: "А давайте регулировать цены на внутреннем нефтяном рынке". В принципе, здесь нет никаких проблем со стороны государства, но на самом деле это не рыночная мера. И такая мера, как правило, до хорошего не доводит. Получив такие жесткие регуляторы, мы можем прийти к тому, что и заводы начнут простаивать… Поэтому, эти проблемы нужно решать в первую очередь, рыночными механизмами , и такие существуют, а не идти путем администрирования. Мы видели эту тенденцию на Украине, где они попытались снизить цены и получили эффект с точностью до наоборот".

Этот тезис Сергея Оганесяна настолько интересен (и, прежде всего, из принципиальных соображений), что не может не вызвать недоуменных вопросов. Ведь что получается: тему Украины в качестве негативного опыта администрирования господин Оганесян вспоминал еще не раз. При этом он почему-то всякий раз старательно обходил стороной тот момент, что собственными запасами нефти, хотя бы в небольшой степени способных обеспечить потребности страны, Украина просто не располагает. Поэтому, исходя даже из этого одного факта, постороннему наблюдателю кажется не совсем логичным вот так, "в лоб" сравнивать Россию, массово экспортирующую нефть и газ за рубеж, с индустриальной, но в значительной степени импортирующей энергоресурсы Украиной. Что же до довольно успешного опыта государственного администрирования гораздо более близкого к нам по энергетической инфраструктуре Казахстана (где собственные запасы нефти как раз имеются), то руководитель федерального агентства по энергетике предпочел ограничиться короткой фразой-отмашкой – это, мол, не наш метод. Все равно, мол, это не для нас, потому как – не рыночно, а значит – нехорошо.

А почему, собственно, это так уж нехорошо? Кому придет в голову удивляться тому, что некоторые компании сбывают собственную, производимую ими продукцию (от нефтепродуктов, до банальных пельменей) для собственных внутрикорпоративных клиентов по более низким ценам? Так почему же, собственно, Россия не может именно административными методами (коль скоро получается, что рыночные механизмы для этого приспособлены плохо) поддержать собственного сельхозпроизводителя, собственные коммунальную и социальную сферы? Тем более, используя уже наработанный позитивный опыт во многом схожего с нами по энергетической инфраструктуре Казахстана?

Опасения регионалов: не хотелось бы в итоге получить шоковую терапию

Начальник управления антимонопольного контроля управления федеральной антимонопольной службу по Нижнегородской области Игорь Девятайкин:

"Ситуация по нашему региону на рынке нефтепродуктов достаточно сложна. Рынок характеризуется монополией нефтяной компании ЛУКОЙЛ. Порядка 70% всего топлива, потребляемого на территории региона – это топливо производства собственного НПЗ этой компании. И достигнутое соглашение о замораживании розничных цен весьма негативно повлияло на рынок нефтепродуктов в нашем регионе. Сейчас ситуация несколько стабилизировалась, но – такие соглашения между правительством и крупным бизнесом достаточно негативно влияют на малый бизнес."

Вице-президент Санкт-Петербургской топливной компании Андрей Михеев:

"Для розничных структур рост цен на нефтепродукты – это всегда плохо. К сожалению для нас и к счастью для потребителей, нам не удается также быстро поднимать розничные цены, как это происходит на опте. Поэтому у нас всегда существует двух- трехмесячный "лаг", пока эта ситуация как-то стабилизируется.

Сегодня все говорят о том, что качество нефтепродуктов в РФ должно измениться. Естественно, это качество не может измениться бесплатно, это требует достаточно больших инвестиций. Какие-то крупные компании к этому более или менее готовы, другие – совсем не готовы. И очень бы не хотелось в итоге получить шоковую терапию, ведь большинство потребителей (я говорю о Северо-Западном регионе) фактически абсолютно не готовы платить за более качественные, а значит – более дорогие нефтепродукты. Есть опасения, что рынок начнет попросту расслаиваться. А переход на высококачественные нефтепродукты поддержит тенденцию к росту цен. И мы тогда потребителю должны просто хотя бы сказать, что за это придется платить ".

Впрочем, господин Оганесян не разделяет подобных опасений представителей федеральных структур в регионах и специалистов розничной торговли. По его словам, сегодня наблюдаются как раз противоположные тенденции – розничные цены на нефтепродукты пока в целом стабилизировались, в то время как оптовые цены даже немного снижаются. А для того, чтобы модернизация существующих мощностей прошла более-менее безболезненно для потребителя, Оганесен еще раз подчеркнул необходимость поощрительных налоговых мер для нефтяников – путем введения тех же самых "налоговых каникул".

Таким образом, дискуссия с подачи господина Оганесяна снова свелась к призывам в духе: сделайте нефтяникам послабление, - и они тут же к потребителю всей душой! Только вот - каким образом будут выражены даже приблизительные "гарантии" такого взаимоуважительного поведения – почему-то не поясняется.

Получается, что руководство федерального агентства по энергетике, отстаивая интересы нефтяных компаний, и, критикуя правительство за "игру в одни ворота", само, вольно или невольно пытается навязать ему зеркальные – но уже со своей точки зрения – правила игры. И, что любопытно - в каждом конкретном случае оперируя именно теми аргументами, которые выгодны федеральному агентству (и нефтяникам) именно на данный момент.

Два неразъясненных вопроса

Так, отвечая на вопрос о монополизации рынка крупными нефтяными компаниями в ряде российских регионов, Сергей Оганесян признал: "Ну, да, у нас сегодня закрытый рынок, что там говорить, крупные нефтяные компании сегодня имеют возможности для того, чтобы ставить некие условия. Это плохо, но это факт того, что есть".

Другими словами, - с одной стороны, у нас есть рынок, и мы должны придерживаться его правил. С другой – рынок этот не совсем – рынок, а какой-то специфический российский, "закрытый", и от этого тоже, получается, никуда не уйти.

В связи с этим - вопрос Сергею Оганесяну от Накануне.RU:

- В то время, когда на внутреннем рынке цены на бензин регулярно повышались, в качестве одного из основных аргументов фигурировал тот факт, что повышаются цены на нефть на общемировом рынке – ведь внутренние цены, как объяснялось, напрямую "завязаны" на внешние посредством НДПИ. Сегодня цены на нефть на мировом рынке стабилизировались, более того, они даже имеют некоторые тенденции к снижению. Но при этом у нас вновь идет речь о грядущем повышении цен и, что характерно – в дело вступают уже совсем иные аргументы – такие как необходимость инвестиций, специфика "закрытого рынка" и т.д и т.п. При этом о "привязке" к НДПИ разом забывается. Почему получается, что в зависимости от ситуации, для обоснования повышения цен в дело идут различные, выгодные только в этот данный момент, аргументы?

"На самом деле никогда еще не было в России такого момента, когда бы на внешнем рыке цены бы падали и одновременно падали бы цены и в российской рознице. Это объясняется все очень просто. Мы в России – все-таки – закрытый рынок. Сегодня у нас нет прямой связи с мировым рынком. Когда мы говорим – зависимость от мировых цен – это исчисления и от НДПИ, и таможенных пошлин... Я считаю, что ответил на вопрос".

Журналисты, сидящие в студии, переглянулись, улыбнулись, и дружно закрутили головами: было очевидно, что на поставленный вопрос господин Оганесян так и не ответил. Как впрочем, уклонился он от прямого ответа и на еще один, волнующий очень большое количество россиян, вопрос:

- Ваш прогноз относительно розничных российских цен на бензин с января, то есть с того времени, когда закончится мораторий на их повышение?

"Прогнозировать это - дело очень неблагодарное. Есть факторы, от которых зависит то, как будут расти цены. Если то, что было оговорено на совещании у Грефа, если те документы, которые мы представили, будут иметь дальнейшее продолжение в виде действий, - то это один сценарий. При таких подходах, я думаю, цены можно будет удержать, по крайней мере, в пределах роста инфляции. Если этого не произойдет, то можно прогнозировать значительный рост , потому что идет удорожание всего и вся, а нефтяным компаниям надо иметь возможность для инвестиций".

Итак, из высказанного можно сделать неутешительный вывод: цены на бензин будут расти, и рост этот начнется уже в январе. Другое дело - какими темпами будут расти розничные цены на топливо в России. Но, помня третье следствие первого закона Мэрфи: "из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше", можно с весьма значительной долей вероятности предположить, что цены на заправках после новогодних праздников всех нас с вами могут неприятно изумить.

Так что, приехав на АЗС, чтобы "накормить" свою "ласточку" после рождественских каникул - не удивляйтесь: вам же объяснили, что это – всего лишь логичный итог жизнедеятельности нашего специфического "закрытого рынка" нефтепродуктов. Се ля ви, господа.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС