28 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC1sbi
Бригады по ремонту: http://remont.youdo.com/facing/other/otdelochnie-raboti-v-sankt-peterburge/, подробное описание здесь.
YouDo: http://perevozki.youdo.com/arenda/tonar/, рекомендуем!
По ссылке http://perevozki.youdo.com/kazan/zakazgazeli/ по ссылке.
youdo.com


Аналитика все материалы

А Батька обещал совсем иное: белорусские грузы не достались ленинградским портам

"Беларуськалий" торжественно приобретает 30% порта в литовской Клайпеде

В порту Клайпеда завершился бизнес-форум деловых кругов Литвы и Белоруссии, по мнению участников, очень успешно. О высочайшем уровне мероприятия говорит тот факт, что делегации возглавляли премьер литовского кабинета Альгирдас Буткявичюс и его белорусский коллега Михаил Мясникович. Гостям показали современные портовые комплексы, что называется, в действии, рассказали о существенных резервах грузоперевалки, открытым текстом намекнули, что тут мог бы быть белорусский экспорт-импорт. На заключительной пресс-конференции глава белорусского правительства наговорил много комплиментов достижениям соседей в области освоения новых технологий, выразил удовлетворение уровнем сотрудничества двух государств и пожелал не останавливаться на достигнутом. Со своей стороны заверил принимающую сторону, что в ближайшие годы Белоруссия имеет все шансы удвоить (!) грузопоток через Литву и будет делать все, чтобы непременно реализовать эту возможность. Подробности – в материале Накануне.RU

Слов нет, успех союзной страны, пусть даже не самый значительный, не может не радовать, тем более в тот момент, когда на Западе собираются ужесточить санкции к "последней диктатуре Старого Света", как нельзя не отметить и определнную смелость литовской стороны, бросившей вызов "большой Европе". Никакой политики, чистый бизнес - отметили выступающие на пресс-конференции высокие чиновники. Ну, ораторы, думается, выдают желаемое за действительное, в эпоху глобализации разве можно отделить экономику от политики и наоборот?! Да вот и ограничения, наложенные на Белоруссию и представителей ее власти (на них тоже заведен свой черный список Магнитского) - ну разве это не экономика, повязанная политикой? Финальной ударной точкой форума стало подписание контракта о покупке почти трети пакета акций крупнейшего терминала, ведущего перегрузку минеральных удобрений соседней страны, за 30 миллионов долларов. Пакет акций клайпедского порта выкупит "Беларуськалий".

Казалось, все в ажуре, все белые и пушистые. Однако для внимательного наблюдателя этот визит поставил несколько вопросов, имеющих принципиальное и даже в некотором роде стратегическое значение. Но прежде вникнем в диспозицию деловых отношений соседних республик. Как выразился на днях Линас Линкявичюс, министр иностранных дел балтийской страны, "Литва для Белоруссии - окно в Европу". Это окно четко выполняет функцию ворот, через которую Белоруссия, прежде всего, вывозит свои товары и в меньшей степени ввозит экспортные. Именно за счет этих грузов литовская железная дорога и клайпедский морской порт достигли рекордных показателей, в порту в минувшем году переработано почти 36 миллионов тонн грузов, треть из них - 12 миллионов - приходится на соседа, из них 6 миллионов тонн – калийные удобрения, остальное приходится на так называемые разбавители и растворители (так в целях конспирации называются нефть и продукты ее переработки), технику, продовольствие. В этом отношении страны являются друг для друга ведущими контрагентами, и понятно стремление не только крепить, но и расширять сотрудничество. К взаимной выгоде партнеров.

Безусловно, все это куда как хорошо, однако вспоминается выступление по телевидению Александра Лукашенко, президента Белоруссии, более чем годичной давности. После очередной размолвки с Евросоюзом "батька" сообщил следующее: с Путиным они приняли решение перебросить белорусские грузы из портов стран Балтии в развивающиеся порты Ленинградской области (позднее российский президент подтвердил это намерение). Да, путь на семьсот километров длиннее, но конечный эффект ожидается значимым: ведь те деньги, которые сейчас оседают в странах-транзитерах, останутся, образно выражаясь, дома. Батька привел калькуляцию: только в Литве на перевалке этих грузов и сопутствующих работах занято более двадцати тысяч человек, страна получает несколько миллиардов долларов доходов. Это известие вогнало литовских чиновников в ступор: страна, где число безработных колеблется в районе пятнадцати процентов (конечно, не Испания, но один из худших показателей в Евросоюзе, из страны уже эмигрировала четверть населения) неминуемо столкнется с новыми проблемами. Эмиссары - маркетологи разъехались по ближним и дальним странам ( Казахстан, Китай, Украина, дошли даже до Грузии, где выяснилось, что, кроме вина и минеральной воды, ей предложить на вывоз нечего) в поисках выгодных предложений, но рынок транспортных услуг уже давно поделен, серьезная борьба идет за каждую тысячу тонн. В порту стали поговаривать о том, чтобы перепрофилировать терминалы - с удобрений на, допустим, весьма проблемный уголь (порт в центре города, жители станут жаловаться на пыль , но это дело долгое и затратное. Минуло полгода, год, пошел второй, а воз, как писал наш баснописец Крылов, и ныне там, грузы как шли потоком, так и идут, и никаких признаков на его снижение.

Впрочем, оно и понятно: как комментировал ситуацию Артурас Друнгилас, директор Клайпедского государственного морского порта по маркетингу, построить новые терминалы или перепрофилировать старые, перенастроить грузовые линии - дело не скорое, на это потребуется как минимум год, а то и больше. Визит Мясниковича, который не раз подчеркивал стратегически важные отношения с Литвой, его обещание вдвое увеличить грузопоток, покупка доли в терминале со всей очевидностью говорят, что союзное государство намерено и далее пользоваться и развивать этот направление. Положение непростое, страна не может позволить себе разбрасываться десятками миллионов долларов.

Так почему же поставлен крест на договоренности двух президентов союзных стран? Может, не готовы к приемке массовых грузов портовики Ленинградской области? Завалены заказами, что называется, под завязку? Если судить по официальной отчетности, дело не в этом. По итогам первого квартала текущего года на "отлично" сработал только порт в Усть-Луге – 13 миллионов тонн, прибавка к уровню прошлого года 88 процентов. Приморск снизил темпы на 14 пунктов, Петербург - на пять процентов... Клайпеда добавила 14 процентов, и это серьезный вызов Риге и Таллинну, у них снижение оборота в среднем на десять процентов. Нагрузка литовского порта выросла за счет - правильно, грузов из Белоруссии и ... России, она наращивает экспорт нефти и ее продуктов. Понятно, по каждой позиции следует разбираться отдельно, однако общая тенденция такова: Клайпеда получает бонус, обещанный России. Клайпедские терминалы действуют на пределе, тогда как порты Ленинградской области простаивают.

Батька Лукашенко, получается, хозяин своего слова: обещание дал - обещание взял. Вообще-то невоздержанность в словах и поступках - известная его слабость, это не раз отмечали лидеры не только России. Когда в Литве подняли вопрос о энергонезависимости (на деле мифической), Лукашенко тоже загорелся этой иллюзией, предложил Литве строить большой совместный терминал сжиженного газа или дать площадку под свой – "будем торговать голубым топливом". В другой раз он выразил желание приобрести часть Клайпедского порта со всеми его "потрохами", то есть поточными линиями и инфраструктурой... Стремление защищать интересы своей страны - похвально, но ведь всему есть пределы.

Далеко не риторический вопрос: разве позволительно главе союзного государства не исполнять публично озвученные обязательства? Отказ от сотрудничества с ленинградскими портами, где уже стали готовиться к приему белорусских грузов, вложили уйму средств, впрочем, не единственная "забава" белорусского руководителя. В интервью, данном неделю назад, он еще раз призвал, прежде всего, Россию "не сильно наклонять братьев – партнеров", объясняя свое нежелание исполнять совместно разработанную программу объединения автомобильных гигантов - "БелАЗ" и "КамАЗ". А вот откровенное манкирование своими обязательствами союзного государства - не стоит ли за этим стремление оставить в тайне истинные объемы экспорта нефти, "разбавителей" и "растворителей" ( для страны, не имеющей практически сколь-нибудь значимых объемов добычи "черного золота" миллионные объемы экспорта - это по меньшей мере странно), дающих в белорусский бюджет миллиарды долларов? Вопрос требует самого серьезного изучения. На благо обоех братских стран, строящих единое союзное государство, где не должно быть темных мест и недосказанности.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС