29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBbN46
Услуги специалиста: http://perevozki.youdo.com/pereezd/, ссылка на описание.
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/dlv/bezposrednikov/, подробности...
youdo.com


Аналитика все материалы

Три проблемы и один город

Нижний Тагил с его градообразующими предприятиями накануне стал точкой "схода" сразу трех федеральных проблем, свое видение их решения здесь, спустя чуть больше недели после предыдущего визита, излагал губернатор Свердловской области Александр Мишарин. Три федеральные проблемы – это реформа РЖД, развитие моногородов и, конечно, выборы. Все они, в той или иной степени, всплывали в повестке дня на минувшей неделе. И масштаб их, безусловно, столь велик, что одному отдельно взятому городу самостоятельно не справиться. Поможет ли кто,или не в первый раз придется, подобно барону Мюнхгаузену, тащить себя самих за волосы из болота – на эти вопросы глава региона пытался ответить жителям второго по величине города Среднего Урала и по совместительству сотрудникам корпорации "Уралвагонзавод".

Итак, по порядку. 11 марта на заседании правительственной комиссии в Тольятти обсуждали комплексные инвестиционные программы (КИП) российских моногородов, претендующих на деньги федерации. Всего на модернизацию 100 российских моногородов, по мнению Минрегионразвития РФ, необходим 1 трлн руб. Конкретно Нижнему Тагилу в 2010 г. в рамках столь амбициозного проекта перепадет около 3 млрд руб. – 1,7 млрд руб. непосредственно из федерального бюджета, остальное – за счет области и города.

|Фото: www.rzd.ruРЖД. Во-первых, в начале этой недели вышло сразу два авторитетных исследования, посвященных железнодорожной отрасли. Одно подготовили совместно РСПП, ВЭБ и ГУ-ВШЭ. Согласно нему, реформа должна строиться на двух ключевых мероприятиях: создании "Второй грузовой компании" (ВГК) в качестве 100% дочерней компании ОАО "РЖД" и передача ВГК парка грузовых вагонов, принадлежащего ОАО "РЖД", а также сохранение организационного единства услуг локомотивной тяги и услуг железнодорожной инфраструктуры в рамках ОАО "РЖД". "Сохранение единого общесетевого перевозчика и единого парка грузовых локомотивов на базе ОАО "РЖД" позволит перейти к системе тарифного ценообразования на основе затрат на организацию конкретной перевозки", – отмечается в документе. При этом за счет использования экономии от эффекта масштаба и возможностей централизованного управления грузопотоками сохраняется возможность ограничивать рост тарифа. Другими словами, РЖД удовлетворяет государство как система, но вагоны новые этой системе необходимы. Но вагоны эти должны быть хорошими.

Второе исследование проводил ВЦИОМ. Ведущие эксперты оценили промежуточные итоги реформы железнодорожного транспорта в среднем на 2,5 балла из 5 возможных. Один из главных негативных факторов, на которые указывают опрошенные специалисты, - увеличение парка грузовых вагонов, принадлежащих частным компаниям, и, соответственно, снижение эффективности управления этим парком.

Для справки: ОАО "Российские железные дороги" и его "дочки" в 2010-2011 гг. планируют закупить подвижной состав на сумму около 150 млрд руб. В частности, РЖД направят на эти цели 72 млрд руб. Из них 52 млрд руб. - на приобретение вагонов и 20 млрд руб. - на закупки мотор-вагонного состава. В том числе планируется закупить 131 электропоезд (115 - на Демиховском машиностроительном заводе, 16 - на Торжокском вагоностроительном заводе), 27 рельсовых автобуса и 5 дизель-поездов. На эти цели компания намерена направить в 2010-2011 гг. более 20 млрд рублей. Кроме того, РЖД планируют приобрести 732 локомотива, в том числе 566 - у "Трансмашхолдинга" и 166 - у группы "Синара".

|Фото: Накануне.ruНу и третья проблема масштаба всероссийского – выборы, отшумевшие 14 марта. В Свердловской области "Единая Россия" показала не самые впечатляющие по стране результаты, в Нижнем Тагиле – одни из худших по области – всего 28,63% голосов избирателей (в целом по региону – чуть больше 39%). Особенно ярко голосовал Дзержинский район, так называемая "Вагонка", где живет наибольшее количество работников УВЗ. Здесь "единороссы" получили только 25,39%, а КПРФ – 27,95%.

Тем неожиданнее было желание Александра Мишарина встретиться с трудовым коллективом предприятия, тем любопытнее была сама встреча, которую губернатор провел в несколько предвыборном духе, и тем понятнее было желание сотрудников поговорить не столько о самом УВЗ, на котором дела в последнее время пошли в гору, сколько о тех вопросах, которые накопились к руководству моногорода, благо на встрече присутствовала и градоначальница Нижнего Тагила Валентина Исаева. Таким образом, именно первая из трех обозначенных тем превалировала и тянула за собой остальные – выступающие объясняли, почему не голосовали за "Единую Россию", а Мишарин, в свою очередь, напоминал о растущей политической конкуренции и "привередливости" РЖД в отношении закупаемой продукции.

"В некоторых цехах у нас сегодня смена длится по 12 часов, кое-где даже в субботу приходится работать", - рассказывал журналистам руководитель одного из подразделений УВЗ. После прошлогодних неполных рабочих недель и вынужденных отпусков такие слова – бальзам на душу топ-менеджмента. В цехе №360 собирают цистерны, которые идут в том числе и для самого крупного гражданского не "РЖД-шного" проекта "Уралвагонзавода" – совместного предприятия вагоностроительной корпорации и "Транснефти" – "Востокнефтетранса". "Транснефть" недавно запустила строительство нефтепровода "Пурпе-Самотлор", а это приведет к тому, что количество составов, необходимых для перевозки нефти от Сковородино (конечный пункт нефтепровода ВСТО на сегодняшний день) до Козьмино (нефтеналивной порт на Дальнем Востоке), заметно вырастет. Напомним, до тех пор, пока в 2014 г. нефтепровод не будет дотянут до самого берега, СП "Востокнефтетранс" должно получить порядка 7-8 тыс. цистерн – это примерно полтора годовых плана УВЗ по строительству цистерн (по словам генерального директора корпорации Олега Сиенко, в 2010 г. "Уралвагонзавод" намерен поставить на рынок около 5,5 тыс. цистерн).

|Фото: www.rzd.ruСоздание СП с "Транснефтью" было одним из неожиданных ходов нового руководства УВЗ в прошлом году, и пришлось оно, как никогда, кстати. Сегодня проект в самом разгаре, хотя его долгосрочные перспективы не так ясны. Что будет после 2014 г., когда необходимость в вагонах на участке Сковородино-Козьмино отпадет? Создатели компании уверяют, что подвижной состав (он же многомиллионный актив) не пропадет – будет переброшен на другие участки или вообще составит конкуренцию "Первой грузовой" и частным перевозчикам на Дальнем Востоке. Это, правда, вполне укладывается в критику реформы РЖД (см. выше) по поводу отсутствия эффективного управления перевозками.

Впрочем, про этот, на сегодня один из самых успешных проектов УВЗ, в среду, 17 марта на "Уралвагонзаводе" почему-то вспоминали незаслуженно мало. Зато Александр Мишарин и Олег Сиенко несколько раз вспоминали про диверсификационные проекты градообразующих предприятий. У вагоностроительной корпорации это будет буровое оборудование (Накануне.RU подробно писало об этом в материале "Уралвагонзавод пробуривает новые ниши"), у НТМК – строительство нового стана и конвертерного цеха. Правда, если у УВЗ проект обозначен вполне реальными цифрами – инвестиции в размере 250 млн руб. со сроком окупаемости 4 года 7 месяцев, то размах прожектов "Евраза" в зале вызвал недоумение – губернатор обозначил цифру в 100 млрд за пять лет. Впрочем, оценка может быть верной – только строительство конвертерного цеха может обойтись более, чем в 40 млрд руб. Сомнения тагильчан, видимо, вызвали не сами цифры, а "неизбежность" их реального появления в городе.

У жителей города не слишком большие надежды и на пресловутую федеральную программу, затеянную Минрегионразвития. Триллион – звучит внушительно, 3 миллиарда для города, где только срочное строительство кладбища может обойтись почти в две сотни миллионов – не очень. А пока что придется обходиться именно такими средствами. По словам Мишарина, в 2010 г. 1,7 млрд руб. выделит федерация, остальное – область и город. Да и сам губернатор гораздо более уверенно оперировал цифрами, которые станут возможными благодаря традиционному оборонзаказу и поставкам для РЖД. Впрочем, более чем уверенно он и критиковал на пару с Олегом Сиенко качество продукции. Качество вообще стало лейтмотивом встречи. "Вопрос качества продукции сегодня является принципиальным для любого завода. И в последнее время достаточно много по этому поводу звучит в адрес "Уралвагонзавода" критики. Справедливости ради хочу сказать, что иногда эта критика необоснованна, потому что завод сегодня реально ведет программу модернизации, очень много сделал для повышения качества. Но мишарин александр сергеевич губернатор свердловской области|Фото: Накануне.ruотношения заказчика и производителя на всегда опираются на это. Есть реальная проблема, в том числе с литьем, изготовлением боковины рамы тележки, проведением диагностики, системой технического контроля. Работы по модернизации в этом направлении нужно завершить и качество поднять. Завод сегодня продемонстрировал, что они в этом направлении продвинулись здорово. Но это нужно доказать и заказчику. А доказать это как можно? Только отсутствием аварий и брака", - отметил Мишарин. Впрочем, еще в прошлый свой визит на УВЗ глава региона сам довольно резко критиковал работу предприятия, видимо, считая, что лучше услышать критику от "родных", чем от господина Якунина, который собирается приехать на Урал в субботу. В этот раз и сам Олег Сиенко открыто выказывал недовольство некоторыми показателями. Например, в прошлом году из-за бракованной продукции предприятие лишилось более 270 млн руб. "Это следствие в том числе и инженерных просчетов", - отметил Сиенко. И это более чем в 10 раз больше той суммы, что была выделена в прошлом году на предприятии на НИОКР – "двигатель" модернизации, объявленной в стране. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что, по словам того же Мишарина, сегодня в целом по стране государственные инвестиции в НИОКР в два раза превышают частные, и характерна такая ситуация только для нас и Китая, в остальных же государствах соотношение прямо противоположное.

Впрочем, в сухом остатке, несмотря на критику, предстоящее подписание соглашения между областью и РЖД. "Позавчера у нас было совещание в РЖД с вице-президентом, мы сейчас выходим на подписание соглашения", - рассказал Мишарин. Будет ли документ подписан во время предстоящего визита на Урал Владимира Якунина – неизвестно.

Зато очевидно, что ни РЖД, ни Минрегионразвития, размахивающее на каждом углу своим "триллионом" (интересно, где бы его еще взять), ни нынешний мэр г-жа Исаева решить всех проблем Нижнего Тагила не смогут. Отремонтировать дорогу, построить новое кладбище или хотя бы пока не закрывать старое, снизить плату за стоянку – вопросы из зала на встрече с Мишариным были адресованы не столько губернатору, сколько Валентине Исаевой и, в меньшей, правда, степени, Олегу Сиенко. Новый топ-менеджер, придя на предприятие, дал понять, что не будет как прежнее руководство вмешиваться во все дела города, и этот посыл – пусть каждый занимается своим делом – явно был услышан. Так что еще неизвестно, кто именно будет платить за подачу трамваев к заводу для тех, кто работает в ночную смену (такое предложение высказал Мишарин) – город или корпорация. Вообще, присутствие Исаевой на встрече и, как следствие, возможность "выпустить пар" устроила, кажется всех, включая саму главу города, поскольку отменить несколько постановлений все же лучше, чем объясняться за фактически провальные результаты выборов. Будет ли так во всех территориях, показавших не очень хорошие результаты, покажет время и график поездок губернатора.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС