20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBjhWu
Услуги частных специалистов: http://remont.youdo.com/furniture/wardrobe/kupe/ - закажи сейчас.
Ремонт навесных потолков на http://remont.youdo.com/facing/ceiling/facing/suspension/.
youdo.com


Аналитика все материалы

Экзотика платных дорог

Платные дороги, которые планируется построить в России, предложено сделать безальтернативными. Так решится множество проблем сразу: и инвесторы легко найдутся, и проекты гарантировано окупятся, и деньги экономятся, если не надо будет строить бесплатные магистрали. Однако такая идея, несмотря на всю ее привлекательность для правительства, противоречит российским законам и Конституции, поэтому вряд ли окажется реализованной. Придется по-прежнему полагаться на частно-государственное партнерство и усиленно заманивать бизнес в транспортную сферу. Но в кризис бизнесмены особенно тщательно считают деньги, и вряд ли их прельстит перспектива "отбить" вложения, как минимум, лишь через пару десятков лет – примерно столько времени окупаются вложения в дороги.

Предложение о том, что неплохо бы сделать в России безальтернативные платные дороги, озвучил замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, и сразу же получил внушительную порцию критики. В частности, против идеи выступил председатель комитета Госдумы РФ по транспорту Сергей Шишкарев. В качестве аргумента он привел то, что в России пока ни одной платной дороги не построено. "Опыта нет. (на самом деле сегодня действует один платный участок в Липецкой области на трассе М-4 "Дон" и участок в Псковской области, - прим. ред.). Реальных инвесторов пока тоже нет. Окупаемость непонятна. Если предлагается сделать цену проезда по дорогам небольшой, тогда возникает вопрос: хватит ли этих денег на строительство дороги? На "маленькие" деньги дорогу не построишь! А идеи государственно-частного партнерства, концессий и передового опыта в строительстве дорог такими действиями будут вообще дискредитированы среди населения и автомобилистов", - процитировали в пресс-службе комитета слова депутата.

Сергей Шишкарев также отметил, что предложение Министерства экономического развития отказаться от принципа альтернативности при строительстве платных автомобильных дорог нарушает статью Конституции РФ о свободе передвижения граждан, а так же противоречит закону "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ".

Разумеется, против идеи Клепача высказались и сами автомобилисты. "В данном случае нарушается закон о защите прав потребителей. туман дорога|Фото: Накануне.ruПолучается, что это навязанная услуга", - заявил Накануне.RU председатель межрегионального общественного движения Комитет по защите прав автомобилистов Александр Холодов.

Однако, если не брать в расчет законность или незаконность безальтернативных платных дорог, то здравое зерно в предложении Минэкономразвития рассмотреть можно. В частности, по словам Клепача, безальтернативность необходима для развития транспортной инфраструктуры в стране, для привлечения частных инвестиций в строительство новых и реконструкцию старых дорог.

Бюджет на 2010 год дефицитен, расходы, в том числе на строительство и ремонт дорог урезаны. А если магистрали не ремонтировать, то они моментально придут в негодность и вечная российская проблема станет еще острее. В общем, дороги строить надо, но денег на это нет. И тут стоит вспомнить о платных дорогах. Для них даже создана госкорпорация "Автодор", которая займется поиском инвесторов.

Но тут вырисовывается еще одна проблема. Срок окупаемости дорог велик (по разным оценкам от 30-и до 200 лет), и, понятное дело, что бизнес не спешит вкладывать деньги в столь сомнительные проекты. Особенно учитывая то, что многие все-таки предпочтут проехать по бесплатной дороге, если, конечно, состояние дорожного полотна позволит оказаться из пункта "а" в пункте "б". И, чтобы повысить конкурентоспособность будущих платных дорог, и предложено устранить бесплатных "конкурентов".

"В данном случае такое предложение было сделано от безысходности. У нас в стране дефицит транспортной инфраструктуры", - высказал свое мнение Накануне.RU заместитель директор по научной работе Института проблем транспорта РАН Юрий Искандеров.

Ради справедливости стоит отметить, что проекты по строительству платных дорог в России все-таки существуют. Кроме того, намечаются даже новые Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU платные дороги, несмотря на кризис. Так, недавно стало известно, что платная магистраль будет построена в Югре. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа подписало протокол о намерениях по строительству участка автотрассы Сургут-Нефтеюганск с шестью компаниями, которые должны подготовить проект к реализации. Эту магистраль планируется проложить параллельно существующей федеральной автомобильной трассе от Нефтеюганска до Сургута. "Существующая автомагистраль и мост через Обь уже ощущают на себе перегрузки. И с течением времени эти перегрузки будут только увеличиваться. Я обсуждал возможность строительства платной дороги в ходе рабочей встречи с министром транспорта Игорем Левитиным. Он одобрил нашу идею. Думаю, объединив усилия, мы сможем построить эту дорогу",- заявлял губернатор ХМАО Александр Филипенко.

"Необходимость в дороге, конечно, существует. У нас есть мост через Объ, он находится в эксплуатации десять лет, но уже в два раза превысил нормативную нагрузку. Через нас идет транзит грузов. По железной дороге мало что перевозят, потому что большой тариф. Теперь приходится задумываться о новой автодороге, спроектированной под большую нагрузку. Но чтобы было на что строить, нужно сделать дорогу платной", - рассказал Накануне.RU заместитель директора Сургутской региональной дирекции Дорожного департамента Ханты-Мансийского автономного округа Иван Кеммель.

При этом он подчеркнул, что участок уже существующей дороги тоже когда-то предполагалось сделать платным, но не получилось. Что касается новой дороги, по поводу нее подписан протокол о намерениях. Однако по словам Кеммеля, этот протокол, по сути, никого ни к чему не обязывает, поэтому может оказаться, что и новая дорога окажется бесплатной. Особенно, если в бюджете найдутся деньги на ее строительство.

Так что, пока рано говорить, что вложения в платные дороги могут быть выгодными. Это в России. В Европе же, где платные магистрали существуют Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU давно и успешно, ситуация несколько иная. "Частные транспортные сети в современных условиях нереально сделать окупаемыми, потому что это долгосрочные инвестиции на не один десяток лет, - уверен заместитель директор по научной работе Института проблем транспорта РАН Юрий Искандеров. – Но есть масса примеров за рубежом, где проекты государственно-частного партнерства реализованы. Там, например, бизнесу отдают придорожные территории, обеспечивают преференции по налогам, льготные процентные ставки по кредитам. Вариантов, чтобы заинтересовать бизнес, множество".

Юрий Искандеров рассказал, что если развивается транспортная инфраструктура, то, соответственно, повышается стоимость земли, придорожных территорий. Точно так же как аэропорт или железнодорожный вокзал соответствующего уровня являются привлекательным для представителей бизнеса местом.

Правда, если рассматривать вопрос выгодности торговли на придорожной территории, то в России такой бизнес окупится медленнее, чем в Европе, хотя бы из-за территориальных особенностей. В европейских странах плотность населения намного больше, чем в России, почти нет "ничьей" территории, где можно летом поставить палатку и переночевать. Останавливаться можно лишь в специально отведенных местах, а ночевать – в кемпингах. В России же огромные расстояния, и по многим дорогам в час проезжает одна-две машины. Понятное дело, что там, где автомобилей ездит мало, делать платную дорогу совершенно бессмысленно. Но существуют и оживленные трассы, для разгрузки которых и предлагается построить платные дублеры. Теоретически, это выгодно всем: и пробки исчезнут, и право выбора появится. Но только если государство и в самом деле сможет заинтересовать бизнес. В противном случае платные дороги останутся экзотикой.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС