20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Деньги НПФ - в малый бизнес. Югорский эксперимент

На прошедшей в Ханты-Мансийске третьей всероссийской конференции "Актуальные вопросы негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования" собрались 150 бизнесменов разной степени холёности - руководители и представители негосударственных пенсионных фондов (НПФ), управляющих компаний, банков, а также представители власти и СМИ. "Пенсионники" жаловались друг другу на отсутствие у населения финансовой грамотности, по причине которого граждане РФ не несут свои денежки в негосударственные фонды и вообще не думают о своем пенсионном грядущем. О том, почему так происходит и какая выгода от вложения пенсионных денег в малый бизнес, в интервью Накануне.RU рассказал президент Ханты-Мансийского НПФ Максим Филатов.

Вопрос: Максим Владимирович, расскажите, в чем суть этого "альтернативного инвестиционного инструмента", связанного с вложениями в малый и средний бизнес?


Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Максим Филатов: Есть федеральный закон, который предполагает создание закрытых паевых инвестиционных фондов (ПИФов) на паритетных началах. В эти ПИФы рубль вкладывает федеральная власть, рубль вкладывает региональный бюджет и два рубля должны внести частные инвесторы. В нашем случае инвестирование идет в малый и средний бизнес в Югре. У нас сформирован фонд: 100 млн рублей дало Министерство экономического развития России, 100 млн  рублей - бюджет Югры и 200 - деньги отчасти пенсионного фонда, отчасти инвесторов.

В чем смысл? Эти 400 миллионов рублей направляются на финансирование малого и среднего бизнеса. Округ имеет здесь серьезные наработки. Фонд поддержки предпринимательства на территории Югры работает больше 10 лет, и за этот срок прокредитовано почти на пять миллиардов рублей проектов в малом и среднем бизнесе, начиная от прачечных, заканчивая производством окон. Практика показала, что возвратность по этим кредитам высока - 97-98%. Мы не изобретаем велосипед, а поскольку есть набор проектов, с которыми граждане обращаются к нам, мы будем их рассматривать и отбирать. Я думаю, что это хорошее дело. Вот даже губернатор (Югры Александр Филипенко, - прим. Нанакану.RU) сказал - за последний год предпринимателями создано 800 рабочих мест, а всего за 10 лет - больше 12 тысяч. Во многих развитых странах 70-80% ВВП производится малым и средним бизнесом, а в России 17-20%. Но дорогу осилит идущий и тут, конечно, надо помогать. Причем не только деньгами, но и информационную, консультационную поддержку оказывать. Человек приходит, у него есть хорошие идеи по расширению собственного бизнеса и собственный капитал, но его недостаточно для реализации этих идей. А банк не готов дать ему кредит требуемого размера, так как его не устраивает размер залогового обеспечения. Мы готовы помогать, получая в обмен на инвестиции долю в бизнесе, а также возможность контроля работы предприятия и участие в будущих прибылях. При этом мы не просто помогаем бизнесу, который становится более масштабным и эффективным, но и одновременно обеспечиваем в округе новые рабочие места и способствуем росту налоговых отчислений в местный бюджет.

Вопрос: Сориентируете примерно по срокам.

Максим Филатов: Думаю, в ближайшие несколько недель будет профинансирован первый проект. Мы планируем в течение года заполнить фонд проектами не менее чем на 200 миллионов рублей. Уже много обращений.

Вопрос: Кто занимается отбором проектов?

Максим Филатов: У нас есть управляющая компания – "ЮграФинанс". Она управляет этим закрытым паевым инвестиционным фондом и просчитывает потенциал проектов. Кстати, чем хорош еще этот фонд – тем, что пенсионные деньги идут на паритетных началах с государственными. На конференции много говорилось об инфраструктурных проектах, о гарантиях государства. Но тут получается не гарантия государства - тут государство просто-напросто даёт половину денег. Честно, неоднозначно, что лучше: либо гарантия государства, либо живые деньги.

Вопрос: В чем отличия инвестиций НПФ в малый бизнес от других вариантов?

Максим Филатов: Традиционные виды вложений негосударственных пенсионных фондов, как то в акции, облигации, банковские депозиты и другие, не имеют по сути глубокого социального значения. Если не считать того, что позволяют начислять определенную доходность на средства будущих пенсионеров. А о том, чтобы средства российских пенсионеров инвестировать в акции зарубежных компаний, я вообще не говорю.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Очень важно то, и Александр Васильевич Филипенко говорил на конференции об этом, что пенсионные фонды должны активно участвовать в социальных проектах. Это не значит, что эти проекты бесплатные, нет. Инвестиции в малый бизнес, кстати, должны принести нашим пенсионерам доходность выше депозитов.

Проекты, связанные с малым и средним бизнесом, — это формирование нового менталитета в стране и нового класса самостоятельных, уверенных в себе, высоко обеспеченных людей, которые - в хорошем смысле - не надеются на государство. Это повышение занятости населения, рост ВВП.

Другое направление инвестиций НПФ, имеющее больше социальное значение – вложение в строительство жилья. Это тоже важно, потому что наличие качественного жилья позволяет человеку, семье развиваться во всех других областях. И вот здесь еще НПФы могут присмотреться к ипотечным паевым фондам, через которые частично финансируются ипотечные программы. Наша дочерняя компания УК "ЮграФинанс" как раз сформировала первый в России такой ипотечный ПИФ, из которого в Югре можно получить заем на часть первоначального взноса по ипотеке.

Вопрос: Но все-таки малый бизнес, бизнес который только начинается, это же риск...

Максим Филатов: В нашем случае речь не идет о старт-апах, то есть о самом начальном этапе бизнеса. Я б даже сказал, что мы работаем с людьми, которые на старт-апе показали, что они могут добиваться успеха. Им нужны деньги, консультации или может быть морально-административная поддержка. При этом речь ни в коем случае не идет о венчурном бизнесе.

Вопрос: А какой капитал и оборот должен быть у такого бизнеса, чтобы фонд в него инвестировал?

Максим Филатов: Есть законодательно определенные параметры для малых предприятий: до 100 работников и до 400 миллионов рублей годовой выручки. Кроме этого, в один проект мы можем инвестировать не более 60 миллионов рублей. Но это только формальная сторона. Мы будем инвестировать в проекты, управленческая команда в которых уже доказала свою эффективность, в которых по результатам анализа мы увидим реальную отдачу.

 

Справка Накануне.RU:

Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд

Фонд имеет под управлением порядка 25 миллиардов и входит в тройку крупнейших в стране НПФ по размеру пенсионных резервов. Около 3% активов в акциях (по словам Филатова, до кризиса было около 5%, но из части бумаг в сложный год НПФ вышел). Выплачивает пожизненную пенсию 150 тысячам человек (первое место после Пенсионного фонд РФ) из 60 регионов страны, большая часть клиентов проживает в Югре. По признанию президента Ханты-Мансийского НПФ, фонд не требует от управляющих компаний, с которыми сотрудничает, минимальной гарантированной доходности (МГД), поскольку МГД заставляет компании воздерживаться от риска и показывать доходность ниже инфляции. Ханты-Мансийский НПФ контролирует вложения активов и согласовывает инвестиционную политику сотрудничающих с ним управляющих компаний.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС