17 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Владимир Якунин: Единственный способ получения денег – их зарабатывание

Возможно, кто-то посчитает приезд главы РЖД Владимира Якунина на открытие производства первых российских электровозов в Верхнюю Пышму странным, но для человека дальновидного все предельно ясно. Якунин за время своего визита и сам несколько раз об этом говорил, а для сильно непонятливых взял с собой руководителя РСПП Александра Шохина, который упорно втолковывал сначала работникам на митинге, а потом журналистам на брифинге: когда к вам едет Якунин – это все же лучше, чем когда к вам едет Путин. Подробности визита – в материале Накануне.RU.

Для начала вспомним те события, которые предшествовали визиту Владимира Якунина на Средний Урал. Неделю назад премьер-министру России Владимиру Путину пришлось лично поехать на Тверской вагоностроительный завод, сидеть в центре "кольца", которое образовали желавшие послушать премьера сотрудники. И он обещал им, что де государство выделит РЖД 3 млрд руб. на закупку вагонов в течение нескольких дней. Так что, надо полагать, к моменту приезда главы "Российских железных дорог" на снежную уральскую землю денежка из секвестрированного госбюджета уже упала на счета железнодорожного монополиста. Так почему же не было видно удовольствия на лице Владимира Якунина?

россель эдуард эргартович губернатор свердловской области якунин владимир иванович президент оао ржд|Фото: Накануне.ruСобравшиеся на торжественный митинг сотрудники Уральского завода железнодорожного машиностроения (кстати, это предприятие группы "Синара" относительно молодое – чуть меньше 30 лет) явно ждали обещаний вроде путинских (ну а кто же их сейчас не ждет?), но вместо этого услышали напутственное слово вроде "а работать вы не пробовали?". "Вы можете быть спокойными – вы обеспечены работой. А единственный способ получения денег, который известен мне, это их зарабатывание. Никакая дотация, никакие "бесплатные" деньги так не мобилизуют коллективы", - обратился Якунин к сотрудникам предприятия.

Бесконечный поток просящих госпомощи явно пугает правительство и раздражает того же Якунина своим явно уже нездоровым видом. Последний, кстати, во время брифинга явно намекнул на то, что пора частному бизнесу и честь знать. "Я хотел бы еще отметить, что здесь сегодня собрались ведущие руководители ведущих промышленных предприятий Урала. Это реальное взаимодействие государства и частного бизнеса, которое должно приветствоваться и поддерживаться нашей общественностью. Не те варианты, когда частный бизнес выводит 9,5 млрд дивидендов, имея при этом 17 млрд долгов, при этом просит покрыть их убытки государство. А когда частный бизнес инвестирует, развивает производственную базу и создает рабочие места – тогда это очень ценится, для нас это, безусловно, ключевой момент", - отметил президент РЖД. Он не назвал "имени", но предположить, кого именно Якунин имел ввиду, можно. Например, под это описание недавно мог бы подойти "Русал" - по данным газеты "Ведомости", еще в феврале этого года долги компании составляли как раз $17 млрд (сегодня они составляют менее $15 млрд, сообщил нашему агентству представитель ОК "Русал" по связям с общественностью в УрФО Роман Лукичев - прим. Накануне.RU).

Еще большую раздраженность у Якунина вызывали вопросы о сокращении инвестпрограммы компании: "Когда заказы вырастут? Когда уважаемая пресса, общественность, власти регионов нас поддержат в том, чтобы нам увеличили инвестиционную программу. Мы ведь просим не для того, чтобы рассовать по карманам, а потому что мы уверены, что инвестпрограмма системообразующей компании является тем инструментом правительства, который может быть использован для повышения эффективности нашей экономики и конкретных предприятий. К сожалению, на сегодняшний день инвестиционная программа РЖД сократилась примерно на 40%". И уж совсем переполнил чашу терпения Владимира Якунина вопрос о Тверском вагоностроительном, который стал героем прошлой недели, причем выглядел он настоящим железная дорога станция свердловск-пассажирский поезд вагон|Фото: Накануне.ru"мучеником", а ОАО "РЖД" – этаким совсем уж в край оскупевшим родственником. "Что касается Тверского завода – вопрос некорректный. Тверской завод в прошлом году поставил продукции чуть ли не в пять раз больше, чем тот уровень, который характеризовал его деятельность, начиная с 2003 г. Другое дело, что сегодня закупки подвижного состава на этом уровне невозможны из-за ограниченности инвестиционной программы. Но это не происки железнодорожников, не мы придумали этот кризис", - рассердился Якунин.

А вот президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин пытался донести мысль о преимуществе зарабатывания, а не "выпрашивания" денег. "Не просто открытие, не просто пуск – это действительно новый подход не только в рамках антикризисных мер правительства и бизнеса, это новый подход и к инновациям, и к модернизации экономики. То, что через главу РЖД, через инвестиционную программу этой компании стимулируется внутренний спрос, действительно меняет ситуацию. Это спрос не на продукцию отдельных предприятий, а на продукцию целого комплекса взаимосвязанных отраслей. Другими словами, это технология поддержки реального сектора", - отметил Шохин.

О подписании Хартии о сотрудничестве между ОАО "РЖД" и российскими предприятиями транспортного машиностроения. Здесь тоже все вполне понятно. С одной стороны, вполне возможно, что этот "протокол о намерениях" закрепляет и ценовую политику, и вполне возможно, что она будет ниже среднерыночной вроде как РЖД монополист, и что хочет, то и делает. С другой стороны, разве пример "Уралвагонзавода", который до сих пор не получил заказ от РЖД, не иллюстрирует тезис о том, что лучше иметь гарантию хотя бы чего-то в наше неспокойное время? Что лучше уж пусть Якунин приедет на открытие пусть пока не в полную мощность работающего бизнеса, чем Путин – на простаивающую мощность бизнеса умирающего?

дмитрий комисаров, председатель совета директоров оао трансмашхолдинг, владимир якунин президент оао ржд николай малых генеральный директор фгуп по уралвагонзавод|Фото: пресс-службы уралвагонзаводЧто касается УВЗ (кстати, накануне "дочка" "Итеры" "Уралсевергаз" ограничил поставки газа предприятию за долги – вот вам и ответ на вопрос, помогут ли компании старые связи нового руководителя), то Якунин намекнул весьма ясно: Хартия устанавливает в том числе и те стандарты качества, которые удовлетворят "Российские железные дороги": "Мы хотим, чтобы мы сами определяли уровень тех предприятий, которые с нами работают". А теперь вспомните слухи о том, что компания Якунина не хочет заказывать вагоны у УВЗ из-за претензий к качеству. Чтобы не возникало недопониманий, президент "Российских железных дорог" так прямо и сказал: "у меня нет сомнений в том, что и "Уралвагонзавод" присоединится к Хартии, хотя мы пока не разговаривали с ними".

Можно, конечно, искать в словах Якунина лукавство: вот он говорит сотрудникам УЗЖМ, что "Российские железные дороги" сегодня нуждаются в 1000 новых электровозов в год, а промышленность наша при всем своем желании не может поставить больше 500-600. Но в том же время уже сейчас первый участок Уральского завода железнодорожного машиностроения может делать не 25, а 60 электровозов в год. Однако, прежде чем обрушиться с критикой на РЖД, нужно учесть, что докризисные планы с компании никто не снимает (да и кто же будет спорить – в модернизации "Российские железные дороги" очень даже нуждаются), а вот инвестиции… При этом РЖД является не "мифической" госкорпорацией вроде "Роснано", а вполне реальным предприятием, которое успело ощутить на себе и рост цен, например, на электроэнергию.

Железная дорога(2023)|Фото: Накануне.RU Впрочем, на УЗЖМ Якунина, видимо, поняли, поскольку в конце брифинга генеральный директор группы "Синара" Михаил Ходоровский, отвечая на вопрос, насколько предприятию хватит работы и когда появится еще более современный электровоз с асинхронным двигателем, улыбнулся: "Мы над этим очень серьезно работаем, и единственное, что я могу конкретно сказать, это то, что в этом году мы выполним программу по изготовлению 25 машин, а в следующем будем абсолютно готовы к производству 60 локомотивов. Ну а все остальное – в наших планах, мы будем все это реализовывать. Но на 2009 год мы полностью обеспечены работой".


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС