24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBbQLU
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/passenger/, выбирай нас!
youdo.com


Аналитика все материалы

"Зачистка" ВУЗов

Очередной удар по системе высшего образования готовится нанести Министерство образования и науки. Решив, что ВУЗов и их филиалов сегодня в России слишком много – порядка 3,7 тыс. - к 2012 году решено "урезать" 1,5 тыс. высших учебных заведений. Главной причиной "чистки" является низкое качество образования, которое предоставляется в некоторых коммерческих ВУЗах. Но чиновники почему-то забывают, что сами выдали таким учебным заведениям лицензию и наделили их правом давать студентам дипломы государственного образца.

Качество образования в некоторых филиалах государственных ВУЗов и коммерческих высших учебных заведениях, которых в последние годы появилось слишком много, действительно, оставляет желать лучшего, и в самой идее оптимизации как таковой нет ничего плохого, но по каким критериям будут "выбраковываться" некачественные учебные заведения, никто не знает. "Конечно, тревога есть. Если в Японии высшее образование обязательное, у нас считается, что слишком много людей с высшим образованием. Давайте снизим потенциал страны! Открывать новые ВУЗы нет смысла, но сокращать – тоже. Система образования складывается не за один день, а разрушить все можно одномоментно", - высказала свои опасения Накануне.RU проректор по учебной работе Уральского государственного педагогического университета Тамара Шамало.

Другое дело, что образование образованию рознь. Даже если частное высшее учебное заведение имеет государственную аккредитацию и может выдавать дипломы государственного образца, это не является гарантом высокого качества этих дипломов, ведь, чтобы получить госаккредитацию, по словам президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, не обязательно хорошо учить, достаточно лишь заплатить.

"Система высшего образования по коррупционной составляющей сегодня занимает одно из первых мест в стране. Само студент шпаргалка  новелла навождение  фильм операция ы и другие приключения шурика |  Фотоминистерство образования причастно к созданию этой системы, именно они за последние десять лет создали огромное количество ВУЗов, их филиалов и представительств. Каждый из этих филиалов имеет самостоятельную лицензию на ведение образовательной деятельности. Эти филиалы сидят либо в подвальный помещениях, либо в торговых центрах, либо в банках", - говорит Сергей Комков. Он приводит в пример филиал так называемого Всемирного технологического университета в Оренбурге, который находится в торговом центре, занимает три или четыре комнаты и обучает специалистов по специальности "теплотехник" для тепловых электростанций.

"Сидя в двух комнатах, лицензию можно получить. Отработана целая система. Лицензия по одной специальности стоит до $50 тыс., комплексная лицензия может стоить $250-300 тыс. Эта шкала, которую знают все руководители, без этой суммы даже не суешься в Рособрнадзор для получения соответствующего документа. Какое качество образования – никого не волнует. Большая часть лицензированных филиалов и представительств вообще не занимаются учебной деятельностью, просто получают право выдачи государственных дипломов, которые выдают за деньги. Потребителями таких дипломов сегодня является огромная армия чиновников разного уровня, начиная от муниципалитетов, заканчивая государственным уровнем. Главным условием для чиновника является наличие диплома о высшем образовании. Не случайно в последние годы возник ряд скандалов с выявлением фиктивных дипломов у чиновников", - подчеркивает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. При чем, доказать, что такой диплом фиктивный, крайне сложно, для этого нужно доказывать фиктивность самого высшего учебного учреждения. А как это сделать, если оно имеет государственную образование вуз институт университет студенты лекция аудитория | Фото: www.phys.nsu.ruаккредитацию, а проверки ничего не находят?

Если закроют такие учебные заведения, то, конечно, в целом всей системе образования это пойдет на пользу. Вот только гарантию, что качественные учебные заведения не пострадают, никто дать не может. Ведь филиал государственного ВУЗа или коммерческий ВУЗ – это не есть плохие учебные заведения по определению.

"Даже в СССР были филиалы ведущих московских ВУЗов, и все с образованием было в порядке. Но такое, что в филиалах хуже обучение, случается. Сложно поддержать качество образования, особенно, если филиал отдален. Но не думаю, что это носит массовый характер. Закрытие филиалов резко ограничивает доступность высшего образования. Далеко не все люди могут поехать куда-то учиться далеко, это немалые расходы. А когда филиал на территории города, это гораздо дешевле. Когда я говорю о филиалах, имею в виду государственные ВУЗы. Коммерческие – отдельная песня, они, как правило, очень сильно отстают в качестве образования", - заявил Накануне.RU проректор по научной работе Уральского государственного университета Алексей Иванов. При этом он подчеркнул, что коммерческие ВУЗы тоже разные, и в Свердловской области есть частные учебные заведения, которые вполне могут конкурировать с государственными.

Алексей Иванов считает, что среди частных учебных заведений наблюдается некий перекос – на юристов и экономистов учат все, а на, химиков, например, никто. "Не знаю ни одного такого, который бы учил физике или химии. Все учат экономики, образование вуз институт университет студенты лекция аудитория | Фото: www.phys.nsu.ruфинансам, юриспруденции", - говорит проректор по научной работе Уральского государственного университета.

С другой стороны, спрос рождает предложение, и раз существует такое количество ВУЗов, значит, в нем есть потребность. Например, как считает проректор по учебной работе Уральского государственного педагогического университета Тамара Шамало, в этот ВУЗ конкурс каждый год остается одним и тем же. Проректор по научной работе Уральского государственного университета отмечает то же самое: "В УрГУ конкурс на первый курс очного отделения не меняется. Это важно, потому что количество детей, которые заканчивают школу, уменьшается, но мы пока не испытали последствия демографического кризиса".  Но когда есть более легкие пути получения образования, не за счет изучения материала, а за счет определенных материальных затрат, многие предпочитают идти именно по нему, получая ничем не подкрепленные "корочки".

Первый шаг к снижению уровня высшего образования в России уже сделан, когда, в соответствии с "Болонским процессом", в который вступила Россия, произошел переход на двухуровневую систему образования бакалавр-магистр. О плюсах и минусах этого, в общем-то, необязательного, перехода Накануне.RU уже писало. Помимо двухуровневой системы в "Болонском процессе", как подчеркивает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, есть полезные положения, которые Россия почему-то не переняла. "В "Болонском процессе" перенять надо было другое: любые ограничения административного плана недопустимы, вмешательство чиновников в образовательный процесс недопустимо. Вопрос упорядочивания системы образования должен решать не министр, а тот, кто работает в системе образования - Ассоциация университетов. Она есть во всех странах, кроме России", - отмечает Сергей Комков.

По его мнению, институт государственной аккредитации вообще нужно ликвидировать, а негосударственные ВУЗы должны выдавать свои, фирменные дипломы. "Это общепринятая международная практика, ни в одной стране мира за исключением Китая, коммерческие ВУЗы не выдают государственные дипломы", - говорит президент Всероссийского фонда образования. Так, в США ведущие высшие учебные заведения, такие как Гарвард, Стэнфорд, Йель, выдают свои дипломы, а государственные – лишь маленькие штатские ВУЗы. Выдача государственного диплома в США, наоборот, показатель низкого уровня. У нас же, наоборот. Но на практике получается, что государственные дискредитируются. "Если мы не противники создания системы негосударственных ВУЗов, пусть каждый отвечает за качество своими фирменными образование вуз институт университет студенты лекция аудитория | Фото: psj.nsu.ruдипломами. Фурсенко пытается сейчас диктовать государственные условия коммерческим ВУЗам", - утверждает Сергей Комков.

Однако об отмене государственной аккредитации речи пока не идет – у российского образования другая, более насущная проблема – сокращение числа ВУЗов и филиалов. "Вся беда в том, что сократят не фальшивые учетные заведения, а те, которые нормально работают и которые не "платят". Нарушения всегда можно найти без проблем", - полагает президент Всероссийского фонда образования.

"Если комиссия начинает серьезно изучать вопрос, то найдет и массу недостатков и положительных моментов. Важно, чтобы комиссия не просто бумаги изучала, а реальное состояние дел, и люди, работающие в министерстве, умеют это делать. Поэтому часто филиалы аккредитуются с трудом, либо на небольшой промежуток времени, где выставляется много требований изменить, и надо это делать, - говорит, в свою очередь, проректор по научной работе Уральского государственного университета Алексей Иванов. - Вопрос реформирования системы высшего образования очень сложный. Реформировать надо, а каким путем идти и как реформировать – никогда не будет однозначного решения".

В любом случае, действительные результаты будут видны не завтра, и даже не послезавтра, а через несколько лет. Главное, чтобы система российского образования не оказалась у разбитого корыта. Ломать – не строить. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС