20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBn6ra
Объявление: http://perevozki.youdo.com/cars/container/: подробное описание тут.
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/garbage/container/1k/trash/08m/, лучшие цены здесь.
youdo.com


Аналитика все материалы


Экономика В России

Налоги в минус, цены в плюс?

Повышение стоимости барреля нефти на мировых рынках в очередной раз ударило по кошелькам автолюбителей. Цены на бензин вновь выросли. За месяц в среднем на 1,64%, и по прогнозам экспертов, на этом рост не остановится. Вместе с тем, Владимир Путин, выступая в Госдуме, пообещал снизить налоги для нефтяных компаний. Он заявил, что соответствующие поправки в законодательство будут внесены этой осенью. Но повлияет ли как-нибудь снижение налогового бремени на стоимость нефтепродуктов?

Формально причиной роста цен на бензин считается повышение цен на нефть. Начальник аналитического отдела Инвестиционной группы "Универ" Антон Старский отмечает, что цены на нефть очень сильно зависят от курса американской валюты, а не только от роста спроса на "черное золото", а последние изменения в ценах на нефть напрямую связаны с кризисом в американской экономике, так как огромный поток инвестиционных денег, которые были вложены ранее в недвижимость США и ценные бумаги американских компаний сейчас инвестируются в нефть и золото. Но повышение стоимости барреля нефти не может быть, по мнению Антона Старского, единственной причиной роста цен на бензин.

"Формально нефтяники могут объяснять рост цен на бензин глобальным ростом цен на нефть по всему миру. Но в текущих условиях больше удивляет то, что правительство, всеми силами пытаясь сдерживать инфляцию, упускает из виду то, что цены на топливо внутри страны растут быстрее, чем индекс потребительских цен в целом. Ну, и, конечно, нельзя исключать наличие сговора между нефтяными компаниями. Недавнее нашумевшее дело ФАС в отношении дочерних предприятий Фото: Накануне.ruРоснефти и Газпром нефти в Томской области только усиливает подозрения в справедливости ценообразования на рынке", - считает эксперт.

Ценовой сговор доказать достаточно сложно, доказанных фактов крайне мало. Кроме предписаний ФАС, государство, чтобы сдержать цены, может предпринять попытку их заморозки, как это уже было. У этой положительной для автомобилистов меры есть другой аспект. Как Накануне.RU уже писало, "заморозка" розничных цен может привести к тому, что независимые АЗС могут не выдержать конкуренции с автозаправками, принадлежащими крупным нефтяным компаниям, ведь оптовые-то цены никто не замораживает.

Директор по развитию и маркетингу Центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков "Кортес" Павел Строков заявил Накануне.RU, что все уже смирились с ростом цен, поэтому смысла в "заморозке" просто нет. "Социальный взрыв прошел. Рынок принял существующие цены", - считает Павел Строков. Кроме того, прошли и выборы. Может быть поэтому не слышно резких заявлений, подобных тому, что делал Фрадков в августе прошлого года о бесполезности взывания к совести владельцев нефтяных компаний.

По мнению Павла Строкова, сдержать рост цен позволило бы изменение подхода к налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Отвязка НДПИ от мировых цен помогла бы тому, чтобы внутренние цены не скакали в зависимости от движений на мировых рынках.

"Мы страна добывающая. Внутренний рынок должен быть защищен", - полагает директор по развитию и маркетингу Центра "Кортес". Привязка НДПИ к мировым ценам на нефть, с одной стороны, позволяет изъять у нефтяников сверхдоходы, с другой стороны, по мере увеличения налога добывающие компании, дабы не лишаться прибыли, поднимают цену пропорционально повышению ставки, говорят эксперты.

Кроме того, что растут цены на бензин, нефтяники не разрабатывают новые месторождения. Из-за того, что значительная часть прибыли изымается бюджетом, "в значительной степени растет количество выведенных из оборота низкодебетных скважин. Вяло идет разведка и разработка новых месторождений", - заявил Владимир Путин депутатам Госдумы. Сегодня основными элементами налогового регулирования в нефтяной отрасли являются экспортные пошлины на нефть, акцизы на дизельное топливо и бензин, налог на прибыль и НДПИ. Обещанные налоговые изменения коснутся, скорее всего, налога на добычу полезных ископаемых.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RUФото: www.photobase.ru

Уменьшение экспортной пошлины серьезно не обсуждается, ведь ее снижение неминуемо скажется на внутренних ценах. Как подчеркнул заместитель директора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов, в этом плане политика государства достаточно эффективна, поскольку будь пошлины ниже, нефти в стране стало бы меньше, и она была бы намного дороже.

Поэтому Минфин предлагает в основных направлениях налоговой политики льготный режим по НДПИ для шельфа. "Обсуждается возможность льготного режима и для других месторождений, добыча на которых сопряжена с повышенными затратами. Например, для малых месторождений и на Крайнем Севере", - цитирует директора налогового департамента Минфина Илья Трунина газета "Ведомости". По ее данным, Минфин согласен и дифференцировать с 2009 года акцизы на нефтепродукты. То есть чем выше экологический класс топлива, тем ниже налог.

Такие налоговые послабления, как считают эксперты, на уровень бензиновых цен существенно повлиять не могут, они направлены, в первую очередь, на разработку новых месторождений.

Заместитель директора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов отмечает, что в России из-за налогов разрабатывать новое и в самом деле невыгодно, тогда как в западных странах налоговый вопрос в данном отношении урегулирован намного лучше. Но как бы ни обстояли дела в России, дифференциация налогов повлечет за собой поступления в бюджет. Консультант Экономической экспертной группы Александра Суслина добавляет, что сейчас, когда расходы бюджета Фото: Накануне.ruрастут, снижать налоги нежелательно. "Любое снижение налога приводит к серьезному дисбалансу", - заявила Накануне.RU Александра Суслина.

Впрочем, отказ от части доходов в пользу завтрашнего дня, кажется не такой уж и плохой идеей, учитывая, что бесконечно качать нефть из известных месторождений нельзя.

Стремление государства снизить налоговое бремя для нефтяников, то есть перестать резать курицу, несущую золотые яйца, понятно. Несмотря на то, что нефтяные компании далеко не бедствуют, пусть даже основную часть прибыли приходится отдавать государству, ресурсная база истощается, а находить и разрабатывать новые месторождения не выгодно. Эта проблема характерна не только для нефтяников, но и для многих добывающих отраслей. Например, золотодобытчики также жалуются на тяжелое налоговое бремя и просят дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых, а "сэкономленные" деньги направлять на геологоразведку. И если уж говорить о дифференциации НДПИ для нефтяников, то было бы справедливо сделать то же самое и для других недропользователей, чтобы было по справедливости.
Опять же, справедливости ради, отметим, что золотодобывающие предприятия, хоть и не все, но находят деньги и на геологоразведку, и на разработку новых месторождений. Значит, то же самое могут сделать и нефтяники. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС