19 Марта 2024
search

Ставка на МС-21 пока не оправдывается

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

Китайцы без сборки

В России перестали собирать автомобили самой популярной китайской марки. Группа компаний "Автотор" прекратила сборку Chery и отказалась от амбициозных планов по строительству завода мощностью 150 тыс. авто в год из Поднебесной. Официальной причиной столь внезапного прекращения сотрудничества с китайским производителем "Автотор" назвал нерентабельность производства. Однако никто даже не сомневается, что истинной причиной отказа стало давление со стороны Правительства РФ, которое изо всех сил старается не допустить китайцев к производству автомобилей в России. Кроме Chery, в нашей стране собирается еще ряд китайских марок. Ждет ли их такая же судьба?

Сборка автомобилей Chery прекратилась 31 марта. Как сообщила Накануне.RU pr-директор группы компаний "Автотор" Елена Шамаева, производить автомобили стало просто нерентабельно, так как компания Chery, согласно заключенному еще в 2005 году соглашению, забирала автомобили по старой цене. "Мы лишь производим машины из комплектующих на территории Калининграда, а продает их компания Chery. Они забирают автомобили и платят нам, фактически только за рабочую силу. Оплата шла в долларах", - отметила Елена Шамаева. В компании Chery Накануне.RU ситуацию комментировать отказались. Известно лишь, что никаких претензий китайский автопроизводитель российскому заводу предъявлять не будет. "Остановка проекта осуществлена по обоюдной договоренности сторон, исключая какие-либо конфликты и претензии. Кроме того, у компаний нет взаимных обязательств, ограничивающих свободу действий на российском рынке", - сказано в официальном сообщении "Автотора".

Справка: Автомобилестроительный завод ЗАО "Автотор" в Калининграде располагает двумя автосборочными Фото: Накануне.ruпроизводствами, на которых собираются автомобили Kia, BMW, Chevrolet, Yuejin, Cadillac, Hummer. В 2007 году выпущено 100 тыс. машин, все они были собраны методом отверточной сборки.

Chery Automobile Co.,Ltd. основана в 1997 в городе Вуху Китайской Народной Республики. Chery экспортирует свою продукцию в 29 стран. Компания может производить около 350 тыс. автомобилей в год. В России сборкой трех моделей Chery (Amulet, Tiggo и Fora) до недавнего времени занималась группа компаний "Автотор".

Тем не менее, эксперты не сомневаются, что причина неожиданного отказа от дальнейшего сотрудничества несколько иная. Правительство уже давно взяло курс на то, чтобы не пустить китайских производителей в Россию или хотя бы максимально усложнить им жизнь. "Совсем недавно объединение автопроизводителей России обратилось к депутатам Госдумы по поводу того, чтобы снять с "Автотора" льготы на импорт комплектующих. Скорее всего, это стало разменной монетой. "Автотору" оставляют льготы, но он не собирает автомобили Chery", - высказал Накануне.RU свое мнение аналитик ИК "Атланта-Капитал" Игорь Краевский.

У административного директора ЗАО "Автомобили и моторы Урала" (АМУР) Григория Вайнштейна на этот счет есть несколько другие соображения, связанные с тем, что "Автотор" находится в особой экономической зоне Калининградской области. "У них Фото: Накануне.ruоказались самыми мягкими условия для организации и сборки автомобилей из иностранных комплектующих. Завод по сравнению с остальными был просто в сказочных условиях, но режим промышленной сборки подразумевает организацию локализации производства на территории России, то есть взамен завозимых импортных компонентов они должны были организовать их производство в России. Если по согласованным с Минэкономразвития срокам они эту локализацию не проводят, то сумму всех льгот по таможенным платежам нужно вернуть в бюджет. Насколько я эту проблему понимаю, с локализацией дело не пошло, государство заговорило о возврате денег", - отмечает Григорий Вайнштейн.

АМУРу с такими проблемами столкнуться не пришлось, так как, несмотря на все усилия, статус промышленной сборки заводу получить так и не удалось. "Нас гоняли по кругу четыре или пять раз, находя разные предлоги, чтобы не дать этот статус. В конечном счете, мы получили отказ и перестали тратить время на игры с государством", - подчеркнул административный директор АМУРа.

Фото: Накануне.ruФото: Накануне.ru



Напомним, что еще в то время, когда председателем Правительства РФ был Михаил Фрадков, губернатор Свердловской области Эдуард Россель пытался помочь АМУРу решить вопрос о статусе, но успеха не добился. "Если мы за манну небесную считаем китайскую сборку, то это о многом говорит", – заявил тогда Фрадков. Премьер сменился, а позиция осталась прежней – льготы китайцам не давать. Поскольку китайцы предлагают автомобиль по цене такой же, как российский, а по уровню комфорта сопоставимый с машинами других зарубежных производителей, опасность для российского автопрома очевидна, особенно сейчас, когда многое поставлено на союз "АвтоВАЗа" и Renault.

Кроме угрозы поглощения существует такой фактор, как безопасность водителей и пассажиров. А результаты краш-тестов "китайцев" не очень обнадеживают. Автомобили хороши до тех пор, пока не попадут в ДТП. Тогда смятое железо и разбросанные по салону осколки пластика могут изменить мнение автолюбителя о китайской машине.

Кстати, ни одно российское предприятие, собирающее какие-либо китайские автомобили, не получило статус промышленной сборки, а значит таможенные льготы на ввозимые комплектующие. Поэтому "Автомобили и моторы Урала" без всяких льгот продолжают выпуск существующих "Otaka" с "Landmark", и намерены производить еще ряд китайских марок. "Если все сложится нормально, будем собирать китайские автомобили более высокого класса", - подчеркнул Григорий Вайнштейн. По его словам, переговоры идут и с Chery, но о каких-то результатах говорить пока рано, поскольку слишком "много вопросов для обсуждения".

Как бы то ни было, для поиска нового партнера в России Chery понадобится время, однако, как уверены эксперты, рынок не заметит дефицит автомобилей Amulet, Tiggo и Fora, даже если он и будет. "Хоть Chery и быстрорастущий бренд, эта компания занимает небольшую долю российского рынка. А несобранные в России автомобили Chery компенсирует увеличение объемов импортируемых автомобилей", - заявил Накануне.RU аналитик ИК "Тройка Диалог" Геннадий Суханов.

Аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Кипа также считает, что увеличение импорта – самый лучший в данном случае способ покрыть Фото: Накануне.ruнехватку своих автомобилей. "Chery, наверное, сейчас озабочен не поисками нового партнера, а тем, как эти проблемы решить. Это возможно за счет импорта", - полагает Дмитрий Кипа.

В любом случае собирать автомобили в России, не имея статус промсборки для китайцев, по мнению Геннадия Суханова, не очень выгодно. Поскольку ввозятся почти все комплектующие, то таможенные пошлины на них "съедают" большую часть прибыли. Кроме того, в России рабочая сила дороже, чем в Китае. Что касается затрат на перевозку из Поднебесной в Россию, то они не столь существенны, так как с Китаем мы находимся совсем рядом.

Очевидно, что если Chery в дальнейшем попытается наладить сотрудничество с кем-то из российских производителей или сборщиков, то это может получиться, но с определенными трудностями. "Очевидно, что дальнейшие попытки компании производить автомобили в России не очень оптимистичны", - считает аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Кипа. Но Chery и прочие китайские компании и без собственного завода определенную долю российского рынка все равно возьмет. Если бы не сопротивление российских властей, это произошло бы намного быстрее. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Другие статьи



Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС