МВД и ФСБ расследуют фиктивную ликвидацию шахт в Пермском крае
Ликвидация закрытых ранее угольных шахт в Пермском крае вылилась в масштабные уголовные дела с ущербом на миллиарды рублей. Следствие считает, что деньги были переданы группе аффилированных подрядчиков, которые не выполнили работы в полном объеме, а ответственные чиновники закрывали на это глаза. Экологи указывают, что работы начинали вестись без прохождения обязательных экспертиз, в результате чего был нанесен ущерб окружающей среде. При этом уголовные дела были возбуждены только спустя пять лет с момента первых обращений местных активистов. Добиться этого удалось только после прямого письма к руководству Минэнерго РФ, которое выступало заказчиком работ. Подробности громкого уголовного дела — в материале Накануне.RU.
Основным фигурантом уголовного дела стал гендиректор государственного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ, подведомственное Минэнерго) Андрей Моисеенков. Ему инкриминируют мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Чиновник был задержан сотрудниками ФСБ и МВД еще 18 июня в Москве на своем рабочем месте, а в конце июня его отправили под арест. Параллельно с задержанием силовики провели целую серию обысков в регионах, где учреждение проводило работы.
ГУРШ было образовано в 1997 году для ликвидации закрытых угольных шахт. Через него Минэнерго проводит все связанные с этим контракты и, соответственно, бюджетное финансирование. Как полагает следствие, Моисеенков передал многомиллиардные контракты группе аффилированных подрядчиков: "Шахтастрой", "Сибстройинвест", "Промстрой" и "Транспортник". Бенефициаром перечисленных юрлиц считается Роберт Шагинян, в отношении которого также возбуждено уголовное дело.
Поводом для работы силовиков стало обращение местного активиста и эколога Якова Шишкина, который обнаружил нарушения в ходе выполнения работ по ликвидации шахт "40 лет Октября" (Усьва-3). Контракт был заключен еще в 2018 году, а подрядная организация "СибСтройИнвест" получила за него 100 млн руб. Как полагает следствие, работы были выполнены не в полном объеме, некачественно, но, тем не менее, приняты и оплачены полностью.
Как пояснил Накануне.RU Яков Шишкин, подрядчики должны были провести демонтаж зданий, демонтаж фундаментов до глубины 0,5-1 м, произвести отсыпку и рекультивацию шахтных отвалов. Тем не менее, постройки частично остались стоять на своих местах, а в ряде случаев их основания не были удалены.
"Кроме того, часть строительных отходов была вывезена в неизвестном направлении и захоронена неизвестно где, подозреваю, что не на специализированном полигоне. Другая часть стройотходов в дальнейшем "всплыла" при проведении работ по укреплению берега реки Усьвы, которую, якобы по просьбе местных жителей, подрядчика попросил провести глава администрации Усьвинского сельского поселения. В итоге все отходы были сброшены вдоль береговой линии, хотя по документам отсыпка проводилась бутовым камнем. Таким образом, компании Шагиняна, вероятно, заработали дважды: им заплатили за вывоз отходов на полигон, но вместо этого они под видом камня продали их как отсыпочный материал для укрепления берега Усьвы", — пояснил эксперт.
Вторым серьезным нарушением, по словам собеседника издания, стало отсутствие заключений государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) на проекты по ликвидации шахт в Пермском крае. При этом эколог еще в 2018 направил соответствующую жалобу в Росприроднадзор, после чего ведомство выдало компании формальное предостережение, но госэкоэкспертиза так и не была проведена, а Росприроднадзор больше в ситуацию не вмешивался.
"С 2018 по 2020 годы работы по рекультивации закрытых шахт в других регионах проводились без получения ГЭЭ и только с 2020 года, в том числе и по частично выполненным объектам начали проводить первые государственные экологические экспертизы. Как при этом они смогли соотнести уже выполненные работы с измененными проектами, не до конца ясно. Параллельно с этим, в марте 2019 года, я обратился в МВД РФ. Мое заявление было спущено сначала в краевое ведомство, оттуда в Чусовой, затем в Гремячинск, но реакции не было, а я получал отказы в возбуждении уголовного дела на основании отсутствия состава преступления. Только в 2023 году, когда информация попала непосредственно в Минэнерго РФ, началась работа по проверке полноты выполненных работ. В течение года комиссия министерства проехала по всем объектам, не только в Пермском крае, и в июне передало все материалы в ОБЭП", — уточнил собеседник издания.
Как следует из представленных Яковом Шишкиным документов, в течение четырех лет следственные органы и полиция в Пермском крае занимались "футболом", отказываясь замечать выявленные ныне нарушения, повлекшие колоссальные убытки для бюджета. Как следует из отказа в возбуждении уголовного дела, выданного отделом полиции Гремячинска, следователи установили, что отходы от сноса зданий не были доставлены на ближайший полигон, что подтвердил сам оператор свалки ООО "Экотранс". Однако установить место захоронения отходов не удалось, директор "Сибстройинвест" на вопросы полиции не ответил. На основании этого полиция Гремячинска постановила, что наличие или отсутствие мошенничества в действиях подрядчика установить не удалось.
А, помимо экономического ущерба, был нанесен значительный вред окружающей среде. Дело в том, что негативное влияние от отвалов не было до конца локализовано, часть терриконов оставалась не перекрыта грунтом в течении десятков лет. Неизолированные грунтом отвалы являлись источником образования кислых стоков при инфильтрации атмосферных осадков через тело террикона. Впоследствии стоки попадали в почву и водоемы, нанося им непоправимый ущерб.