28 Января 2023
search

Про взятие Соледара: возможности и риски

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo




Аналитика все материалы

Леонид Хазанов: Отказываясь от титана, Airbus и Boeing занимаются типичным популизмом

В компании Airbus заявили о скором отказе от титана из России: это вопрос месяцев, а не лет. Весной компания Boeing заявила о приостановке контракта с "ВСМПО-Ависма". Однако, титановый коллапс ни компании, ни России в целом не грозит.

Это чистой воды политическое заявление. Доля российского титана в структуре закупок Airbus составляет 65%. Взять и найти где-то ещё поставщика или нескольких поставщиков Airbus вряд ли получится. Потому что лишнего титана на рынке нет.

Почему российский титан играет такую роль? Airbus, как и Boeing, не нужен губчатый титан или титан в слитках, ему нужны титановые полуфабрикаты. "ВСМПО-Ависма" за все десятилетия с момента её создания проделала очень большой эволюционный путь, и благодаря усилиям многих людей стала лидером в глобальном производстве титана, причём именно титановых полуфабрикатов. То есть она лидер по производству титановых листов, титановых труб и прочего – это продукция с очень высокой точностью, с хорошим качеством, и полноценной замены им попросту нет, нет и особых конкурентов. Плюс, у них есть предприятие совместно с Boeing, которое занимается черновой механической обработкой титановых изделий. Таких предприятий просто нет ни у кого из западных авиастроителей с каким-то из производителей титана. Там люди в буквальном смысле каждый нюанс потребности Boeing и Airbus знают очень хорошо, поэтому оба концерна его в своё время и выбрали в качестве поставщика, им как раз выгодно было с "ВСМПО-Ависма" работать. Это сейчас они стали ерундой заниматься и всех пугать.

Мировое авиастроение без российского титана не обойдётся. Возможности того же Китая абсолютно не безграничны, более того, китайцы не особо пылают желанием зарабатывать на такой горячей конъюнктуре, потому что у них есть программа производства своих самолётов, и в первую очередь им надо удовлетворять её нужды, а уже Boeing с Airbus подождут. Китайцы заинтересованы, чтобы у них покупали самолёты.

Да, Европа может через посредников титан покупать, а по документам будет проводиться, что это титан не из России, а из Саудовской Аравии, Катара, например, в принципе такое возможно, но это никак не повлияет на доходы России от титана и на работу "ВСМПО-Ависма". Россия просто переориентирует экспорт титана на другие направления, потому что титан нужен в химии, на производстве сжиженного природного газа, очень хороший сейчас на него спрос со стороны медицины – там масса направлений, по которым титан можно использовать. Boeing приостановил контракт, но разве "ВСМПО-Ависма" остановило работу? Да ничего подобного. То же самое с Airbus будет. Так что говорить, что завтра "ВСМПО-Ависма" или Россию настигнет титановый коллапс, я бы не стал.

самолёт а-320 airbus(2016)|Фото: Накануне.ru

К тому же, во-первых, разорвавший контракт Boeing пока что имеет свои запасы титана. Во-вторых, есть непроверенные сведения, что в одной из пустынь США стоят самолеты, которые были возвращены Boeing или оказались невостребованными после катастроф его лайнеров в Эфиопии и Индонезии. Если это действительно так, то хотя бы теоретически Boeing, получая новые заказы, может обновлять эти машины и поставлять их клиентам либо брать из них титановые детали. Подчеркну: информация непроверенная, хотя чего на свете быть не может?

В целом компании Boeing очень тяжело, свои амбициозные планы по производству 50 самолётов в месяц они уже благополучно сорвали. Даже в мае компания останавливалась на 10 дней – не было запчастей. Когда Boeing нынешней весной заявил, что приостанавливает контракт с "ВСМПО-Ависма", он вынужден был обратиться к японской компании Toho Titanium с заказом на, если не ошибаюсь, 2-3 тысячи тонн титана до конца 2022 года. Toho Titanium до сих пор этот заказ не выполнила, у неё нет таких возможностей. У других поставщиков тоже их нет.

Поэтому, ну заявил Airbus, что через несколько месяцев остановит закупки, условно, у него сейчас запасы есть на полгода. А через полгода опять начнёт закупать по-тихому. Это чистой воды болтология, чтобы своим акционерам показать, что мы против России, властям Европейского союза, властям США показать, не более того. Так что он мучается, и перспективы Boeing очень неказисты. Теперь и перспективы Airbus становятся более туманны.

Правда, авиаперевозчики сейчас стали задумываться над тем, чтобы не заказывать новые самолёты из-за высоких цен на топливо, но думать-то они думают, но пока ещё ничего не делают. Допустим, в Европе попытаются найти или создать альтернативные источники титана. Допустим, Boeing или Airbus купят губчатый титан в Казахстане. Надо эту губку в слиток переделать. Хорошо, переделают в Европе. А непосредственно кто будет делать изделия? Предположим, кто-то возьмется, а имеет ли он свободные мощности? Я не уверен. А сертификация? Сертификация проходит очень долго, не один месяц. Без сертификации нельзя пропускать ни одной детали на конвейер, потому что тогда нет никакой гарантии, что самолёт не упадёт. Руководители Airbus не идиоты так рисковать безопасностью пассажиров и потом выплачивать огромные деньги потерпевшим. Поэтому нет таких источников. В Европе есть один завод по производству титана, но он очень небольшой – 4 тысячи тонн в год, это несерьёзно. В Казахстане мало титана. Украина – всё, титан не производит. США на пределе, Япония на пределе, да и Китай – тоже.

Можно, конечно, построить цех по производству титановых полуфабрикатов, но это непросто. Это очень дорогое оборудование, должен быть проект, проектные работы, инженерные изыскания, заказать оборудование, которое делается не за один день, смонтировать, испытать. Это может занять не менее двух лет. Это не алюминий в гараже плавить. А у машиностроительных компаний контракты распланированы чуть ли не на десятилетия. Просто так бросить все силы на это – вряд ли получится.

Если же Airbus остановится, то обиженные рабочие пойдут касками стучать по Брюсселю, а глядишь, и его чиновников из окошек повыкидывают. Там и так ситуация из-за роста энерготарифов неспокойная, а сейчас надвигается зима. Так что это будет бить по Европе. Поэтому отказ от титана нельзя рассматривать настолько серьёзным, чтобы они пошли на такие жертвы.

Промышленный эксперт Леонид Хазанов специально для Накануне.RU



Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС