27 Октября 2020
форумfeedback
search

"Девальвация рубля — это круто"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo


Аналитика все материалы


Политика

"Российская элита хотела верности "сателлитов", но не готова была за это платить"

Сергей Черняховский

Момент напряженности в отношениях России и Белоруссии, а также приближающиеся к истеричным антилукашенковские выпады иных вчерашних сторонников "восточнославянской интеграции" – результат невнятности отношения России к "странам СНГ" и, как следствие, невнятности отношения этих стран к самой России.

Основная проблема СНГ – это невнятность целей его существования и самого представления о том, чем оно должно быть.

Что должно делать руководство любой считающей себя независимой страны, если на его территории появляется не вполне ясная по намерениям и возможностям группа в несколько десятков человек с боевым опытом? И еще к тому же – если они появляются в самый канун надвигающегося политического кризиса и сложных и неясных по своим последствиям выборов… Одно – интернировать. Возможно, ждать разъяснений от страны, гражданами которой они являются. То, что это граждане дружественной страны, в данном случае не имеет никакого значения.

Как потому, что граждане даже предельно дружественной страны вполне могут оказаться недругами и твоей страны, и той страны, гражданами которой они являются. Так и потому, что они прибыли не как представители этой страны, а эта страна о появлении организованной группы своих граждан с боевым опытом никого не предупреждала.

Можно задавать вопрос, нужно ли было Лукашенко переводить этот казус в публичную плоскость – мог и не переводить. Но имел право и перевести, в частности потому, что это давало возможность лишний раз, да еще и в канун выборов, продемонстрировать, что он – никакой не сателлит Москвы, а вполне суверенный и независимый правитель. Более того, подобная позиция и России скорее выгодна, чем невыгодна.

Все это – лишь проявления невнятности конструкции как СНГ, так и Союзного государства Белоруссии и России. Последнее действительно было задумано как единое Союзное государство – и именно Лукашенко был инициатором и сторонником его создания. И эта полнота и завершенность конструкции не могла быть оформлена и не была оформлена минимум дважды: первоначально при Ельцине, который сначала идею поддержал, но в результате напора и давления Чубайса от нее отказался. Затем – в начале 2000-х, уже при Путине, который тоже первоначально не возражал, но определенные группировки российской элиты процесс также сорвали, причем это оформилось в оскорбительное для Белоруссии и Лукашенко предложение войти в состав России либо в качестве субъекта федерации, либо по отдельности, областями – в качестве нескольких субъектов.

В общем-то, понятно, что любой уважающий себя лидер дружественной страны, даже сохраняя свою дружественность, делал бы из этого свои выводы и переориентировался на более осторожное отношение к союзнику.

Строго говоря, само создание СНГ было абсолютно произвольным актом, родившимся из стремления Ельцина избавиться от Горбачева, стремления Кравчука не попасть под власть Ельцина и эйфории ничего не представлявшего из себя Шушкевича от того, что его пригласили на встречу таких именитых людей.

Неверно говорить, что СНГ – это модернизированная форма объединения республик СССР, стремившихся к большей независимости, потому что те, кто более всех из этих республик хотел из СССР выйти, на момент образования СНГ из него уже вышли и в само СНГ не вступили.

В СНГ по большей части в конце 1991 года объединились те республики, которые не особенно стремились из СССР выходить – за исключением Украины. Россия же в конституционном порядке так и не ратифицировала свой выход из СССР. Точнее, это она Беловежские соглашения не ратифицировала, а о выходе из состава СССР никогда и никаких официальных государственных решений и не принимала.

И при определенном желании юридически вправе объявлять себя единственной республикой в составе СССР. Отчасти отражением этого положения вещей может считаться известная формула Путина, который впервые за время существования РФ объяснил, что это такое: "Мы сохранили ядро территории Советского Союза и назвали это государство "Российская Федерация".

Сейчас уже забылось, что даже по мысли "беловежского трио", объявившего волевым порядком о прекращении существования СССР, СНГ должно было иметь совсем иной облик. В частности, в нем предполагалось сохранение единых вооруженных сил, единой валюты, свободного безвизового пересечения границ гражданами республик СНГ.

Рушиться весь это замысел начал практически с момента возникновения Содружества. В значительной степени – в результате реакции республик на экономическую авантюру руководства России 1992 года.

Но само создание СНГ было в значительной степени отражением стратегических планов определенных частей российской элиты – в первую очередь националистически ориентированных, стремившихся к такой форме организации государства, в которой Россия, по их мнению, должна была освободиться от экономических обязательств перед республиками СССР, но сохранить их в качестве колоний и полуколоний, поставляющих для нее дешевую рабочую силу.

Как всякие националисты, они были полны державной и этнонационалистической самоуверенности в том, что все эти "окраины" просто никуда не денутся и останутся в поле влияния России, только платить им за это особенно ничем не будет нужно. Сначала последним все же приплачивали – низкими тарифами на сырье. А потом решили и от этого отказаться, особенно когда увидели, что полной верности и подчинения последнее не обеспечивает. Решили и вовсе переходить на расчеты за сырье на "рыночной основе".

Российская элита хотела верности от потенциальных сателлитов, но не готова была за эту верность платить. И не понимала, что в современном мире ничего бесхозного не бывает, и если уж Россия признала, что республики СНГ – это "независимые государства", то эти "независимые государства" могут быть независимыми только от России, а не от ее геополитических конкурентов. Тем более, что последние готовы были всерьез расплачиваться за переход "независимых государств" под свой патронаж.

Если Россия хотела видеть в странах СНГ пояс своих колоний, она должна была быть готовой к тому, что, как и принято в империалистическом мире, свое право на эти колонии нужно отстаивать своей силой.

Если Россия хотела в странах СНГ всерьез видеть "независимые государства", она должна была понимать, что они тут же попадут в некую новую зависимость.

Если она хотела видеть в СНГ пояс своих союзников, то она должна была сама понимать и ясно им показать, в чем выгода от такого союзничества для последних.

Если Россия заинтересована в республиках СНГ и сохранении на них своего влияния, она должна была бы превратить их в единую политическую систему. Лучше – в форме восстановления единого Союзного государства. Если нет – в некой иной государственной форме Конфедерации. Содружества, Альянса, системы двусторонних союзов – неважно. Главное, чтобы они стали единой системой.

Сергей Черняховский для KM.RU

add_circle ОБСУДИТЬ (3)


Читать все комментарии (3)


Добавить комментарий:

"Российская элита хотела верности "сателлитов", но не готова была за это платить"

Уважаемые читатели Накануне.RU! Комментарии проходят премодерацию. подробнее...

Просьба уважать других участников форума и чтить УК РФ! Комментарии, оскорбляющие других людей, имеющие признаки экстремизма, нарушающие многочисленные требования законодательства, публиковаться не будут. Форум наш становится более громоздким, но проявляющий крайне пристальную требовательность к нашей редакции Роскомнадзор диктует условия. Заранее приносим извинения, надеемся на понимание и конструктивную дискуссию.

Текст комментария *

Жирный Подчеркнутый

Ваше имя *





Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС




Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Магазин спецодежды