16 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Максим Шевченко: СПЧ превращают в ширму

Владимир Путин в понедельник своим указом освободил от должности советника президента и председателя Совета по правам человека при президенте России (СПЧ) Михаила Федотова и назначил на эти посты секретаря Общественной палаты, бывшего ведущего "Первого канала" Валерия Фадеева. В СПЧ произошли и другие важные перестановки. Разгромом организации назвали увольнения политолога Екатерины Шульман, руководителя правозащитной организации "Агора" Павла Чикова и других членов СПЧ. На освободившиеся места в совет вошли исполнительный директор медиагруппы "Россия сегодня" Кирилл Вышинский и свердловский омбудсмен по правам человека Татьяна Мерзлякова. Власти объясняли уход Федотова его возрастом, но правозащитник и член СПЧ Татьяна Морщакова заявила, что о подобном становится известно заранее, она считает такие шаги неуважением ко всему СПЧ и уходит из совета.

Журналист и общественный деятель Максим Шевченко вышел из СПЧ по собственному желанию ещё год назад, таким образом он выражал протест, ведь, как отметил эксперт, из Совета по правам человека уже тогда пытались сделать нечто искусственное, и участвовать в этом он не желал, он предлагал выйти из СПЧ коллективно, чтобы заявить о своем протесте коллегам, не дожидаясь подобных событий. Тем не менее он считает кадровые решения власти в отношении Совета большим ударом – и по СПЧ, и по правам человека в России вообще. Эксперт также обращает внимание на то, что Совет становится все более однородным – там до сих пор нет ни одного мусульманина, нет ни одного представителя левых сил.

Владимир Путин, Михаил Федотов, СПЧ(2014)|Фото: kremlin.ru

Какой вы видите ситуацию в СПЧ в связи с последними решениями?

Максим Шевченко(2019)|Фото: личный архив Максима Шевченко– Я тоже считаю, что это разгром, я просто знаю этих людей, которых исключили, только Шульман не знаю, но я работал с Ильей Шаблинским, с Павлом Чиковым и Евгением Бобровым, я считаю, что это одни из самых работоспособных, замечательных, профессиональных и честных людей – каждый в своей сфере. Илья Шаблинский провел, на мой взгляд, честнейший мониторинг выборов, и он опирается на принципы абсолютно европейские, а не какие-то условно либеральные. Это честный человек. Я, например, не представляю, что его можно подкупить или чтобы он врал. Павел Чиков – руководитель "Агоры", организация оказывает помощь огромному количеству людей, находящихся в тяжелейшей ситуации.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Евгений Бобров – я не встречал в своей жизни более работоспособного человека, он мне даже моего дедушку напоминал, который работал постоянно. Женя – это человек, который может работать 25 часов в сутки, причем работать не для того, чтобы себе карман набивать, с его трудоспособностью у него проблем с деньгами быть не могло, если бы он пошел в бизнес или в банк какой-нибудь. Бобров, когда мы встречались с людьми, и все уже расходились усталые, он не уходил, пока последний человек уже в два часа ночи не приходил к нему на прием, и он разговаривал с каждым. Социальные вопросы были его профессиональной темой, я бы мог смело рекомендовать его в министры по социальным вопросам, хотя, конечно, не в этом антинародном режиме, а в нормальном правительстве, где люди готовы работать за интересы народа.

Я считаю, увольнение трех этих человек – Шаблинский, Чиков и Бобров – на 100% политическое. Они крайне неудобны, потому что они не врут, не прогибаются под власть, не смотрят заискивающе в глаза начальству, говорят то, что думают, что им их совесть подсказывает, они руководствуются совестью в своих делах, а не грантами или еще чем-то. Именно поэтому их убрали. У меня просто нет сомнений.

Михаил Федотов(2016)|Фото: ДИП губернатора Свердловской области

Что стоит за отставкой Михаила Федотова с поста председателя совета?

– Формально там причина была "возраст", но я, конечно, думаю, что ему поставили в вину, что во время московских протестов он занимал такую позицию. Чаша терпения их исчерпалась, либерализм Федотова, его способность дипломата и юриста – а я именно таким считаю Михаила Александровича – находить общий язык с самым зловещим начальством и одновременно договариваться с кипящими праведным гневом либеральными оппозиционерами, я думаю, что это просто исчерпано. Власти требуют более определенной позиции, о которой сразу заявил Валерий Фадеев – виновны демонстранты, что несанкционированных митингов вообще не должно быть.

Если вы приходите с плакатами, с динамиками – это митинг, а если тысячи человек пришли гулять в сквер около реки, то какой это митинг? Говорят, всех в соцсетях организовывали, а нам что, теперь нельзя по телефонам разговаривать, мы должны отчитываться товарищу полковнику? Сеть – это просто другой формат телефонных разговоров.

Поэтому к происходящему к СПЧ я отношусь, как к политическим репрессиям, я считаю, что это огромная потеря. Мне плевать на президентскую администрацию, на всех бюрократов на земле, для нас это потеря. Я сам ушел добровольно из этого Совета.

Почему вы ушли из Совета?

– Я ушел в знак протеста против того, что ничего нельзя было сделать, но именно эти три человека использовали статус Совета для реальной юридической, практической работы, не для слов, не для позиции, они именно работали. И кем их заменяют? Генералом ФСБ, извините, но карьеристом каким-то. Кто там еще?

Накануне.ru(2009)|Фото: Накануне.RU

Вышинский из "Россия сегодня".

– Зачем ему это нужно вообще? Нафига это Кириллу Вышинскому надо? Я просто понять не могу. Что Кирилл Вышинский хорошего сделает для Совета? Украинскую тему поднимет? В каком смысле? Его не пустят на Украину. Он не сможет туда даже поехать. В пропагандистском ключе что ли? Удивительно просто. И очень важный вопрос – в Совете нет до сих пор ни одного мусульманина. Хотя есть великолепные правозащитники-мусульмане, тот же самый дагестанский юрист, правозащитник Расул Кадиев. Как это возможно? Мусульмане составляют порядка 20-25% населения нашей страны, целые регионы мусульман. Что касается нарушения гражданских прав, то они испытывают огромное давление силовых структур, есть огромное количество жалоб в СПЧ и в основном из мусульманских регионов. Трудно что ли найти в Дагестане, в Ингушетии, в Чечне, где угодно, правозащитника-мусульманина?

Татьяна Мерзлякова(2018)|Фото: Накануне.RU

Да, даже в Свердловской области. Кстати, именно за счет омбудсмена из Свердловской области разнообразили "региональную" составляющую в Совете...

– Но почему именно Мерзлякову назначили? Сколько татар в этой области? Все там вокруг храма сосредоточились, а то что там с мечетью происходит, когда даже то, что есть, хотят сломать, а не то, что строить. Зачем назначили управляющего по правам человека из Свердловской области Мерзлякову? Смысл совета тогда теряется, таким образом она получает статус отдельный от Татьяны Москальковой. Все уполномоченные принимаются в каждом регионе и утверждаются в Заксобрании региона, и это правильно, но при всем при этом они включены в структуру единого федерального уполномоченного. Зачем это дублировать? Просто пиар какой-то нужен?

Они заменили реально работающих людей на, может быть, очень достойных специалистов, я не знаю, но явно назначения просто имиджевые. Кирилл Вышинский – прекрасный журналист, я его знаю. Возможно, этот ФСБ-шник хороший патриот, а свердловская уполномоченная – хорошая уполномоченная, но что ей даст как омбудсмену участие в СПЧ? Что это даст Свердловской области? Татьяна Николаевна Москалькова постоянно находится в контакте с региональными представителями и ведет мониторинг региональной повестки, в том числе и повестки Свердловской области, все равно все региональные уполномоченные ей доверяют.

То есть они просто убрали неудобных и поставили туда бездумно удобных. Там нет ни одного человека левых взглядов, например, там есть члены "Единой России", там есть представители либеральных партий, "Яблока", но там нет ни одного члена КПРФ, например. Я был от "Левого фронта", но я оттуда вышел.

Для чего все это делается?

– Они не хотят никакого Совета, реально он им не нужен, им нужна просто ширма. Поэтому я и вышел оттуда – я не собираюсь участвовать в спектакле и тем более быть ширмой. Я и своим коллегам советовал тоже выйти всем. И если бы они вышли год назад коллективно, человек пять-шесть разом, тогда бы, я думаю, это имело бы очень интересный политический результат.

Накануне.ru(2009)|Фото: Накануне.RU

Тамара Морщакова вышла из состава СПЧ в знак протеста...

– Замечательный человек, великий юрист Тамара Георгиевна, один из лучших специалистов по конституционному праву в стране. Я был уверен, что она выйдет, честнейший человек, зачем оно надо нам все? Я вообще предлагаю создать общественный совет по правам человека. Давайте проведем выборы, пусть люди предлагают, там будут специалисты, так же как и в СПЧ, не на зарплате, проведем просто выборы туда через Сеть, через СМИ, интернет-голосование, создадим свой независимый общественный общероссийский совет по правам человека. И я уверен, что Морщакова там будет, Шаблинский, Бобров там будут, Чиков будет и многие другие.

Но все же президентский совет он информирует президента, в этом его суть?

– Как они могут информировать президента, когда каждый раз перед каждой встречей с президентом чиновники из администрации указывают, кто выступает, кто не выступает, кому слово не давать ни в коем случае?

Для каких же задач тогда произошли подобные изменения в составе СПЧ?

– Кириенковские чиновники очень боятся 2021 года и очень хотят, чтобы не было людей, которые могли рассказать президенту, возможно, о тех злоупотреблениях, которые готовятся в ходе предвыборного и избирательного процесса, ну и московские события, конечно, тоже сыграли свою роль. У нас нет для государства страшнее врага, чем москвичи, чем Павел Устинов – нет более страшных угроз. Вот экс-губернатор Челябинской области, который сбегает с имиджем, что он якобы 20 миллиардов украл – он не угроза никакая. Он из Швейцарии дает интервью, что он ничего не брал, что при нем все волшебно было, и он вообще не понимает, о чем речь, а вот люди, которые вышли гулять по московским бульварам – да, это "оранжевая чума", это "пятая колонна", угроза национальной безопасности.

Валерий Фадеев(2018)|Фото:Накануне.RU

Возвращаясь к изменениям в СПЧ, что скажете про нового главу Валерия Фадеева?

– Валерий Фадеев – это очень умный конформист, я его знаю много лет, это реально умнейший человек, и я отношусь к нему с огромным уважением, как к человеку, который создал "Эксперт", великолепный журнал был в свое время, очень качественный медийный продукт, жаль, что прекратил свое существование. Я с Валерием Александровичем сталкивался также, когда он занимался либеральным клубом "Единой России" по поручению Суркова. Вообще это человек Суркова всегда был. И я воспринимаю его назначение, как симптом возвращения Суркова в политику. Хотя, может, за последние годы что-то изменилось, но вообще всеми достижениями в своей жизни он обязан был Суркову и своему уму.

Как в 2021 году это может сыграть?

– Видимо, он будет поддерживать любые преступления власти, оправдывая их тем, что это делается для защиты режима. Он настоящий либерал-консерватор в самом плохом смысле слова. Я считаю современный режим в России либерально-фашистским, который сочетает в себе либеральную тягу к наживе и стремление к корпоративистским моделям функционирования. Все готовятся к 2021 году, к 2024 году им нужен СПЧ, который на голубом глазу скажет "все хорошо, все нормально, победила партия власти". В 2021 году они это апробируют, обработают эту схему, чтобы к 2024 году никто не пикнул и бровью не повел. Такая у нас методология сейчас.

Власть методологов – серьезная вещь, они могут как красным, так и белым служить, они же технологи коллективного сознания.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Другие статьи



Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС