Секвестр поддержки АПК обернется сокращениями на заводах
"Великая зерновая держава", объявившая продуктовое эмбарго, рискует остаться без техники на поляхГоспрограмма развития сельского хозяйства в бюджете на 2017 г. сократится больше, чем на 30 млрд руб. в сравнении с текущим годом – до 204,8 млрд руб., ее финансирование будет уменьшаться и в следующие годы. На недостаток средств уже пожаловался Минсельхоз – до плановых показателей паспорта программы в выделенном Минфином бюджете не хватает 20 млрд руб. Сельхозпроизводители не нашли в проекте средств на субсидирование покупки техники, а страховщики – не досчитались посевных площадей и поголовья, которое подлежит страхованию. Охладевшее отношение чиновников к отрасли и зимние морозы могут нанести непоправимый урон российскому АПК.
С 237 млрд руб. в 2016 г. до 204,8 млрд руб. в следующем году Минфин уменьшил финансирование программы развития сельского хозяйства. Экономия сказалась на объемах межбюджетных трансфертов. В бюджетной росписи 2016 г. трансферты на возмещение части затрат на создание объектов и покупку техники были расписаны по каждому виду деятельности (создание объектов животноводства, теплиц, картофелехранилищ, оптово-распределительных центров и т.д.). В проекте казны на 2017 г. есть лишь общая графа "субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования" с расходами в 11,5 млрд руб. Для сравнения: если сложить субсидии предыдущего года, то они составляют 20 млрд руб.
На объемах могло сказаться снижение доли государства в софинансировании программ АПК. На заседании Совета Федерации министр сельского хозяйства Александр Ткачев отметил, что это решение Минфина будет стоить регионам 50 млрд руб.
Минимальный порог регионального софинансирования по поддержке сельского хозяйства был установлен на уровне 5%, в 2015 г. регионы не смогли освоить 3 млрд руб. субсидий из-за отсутствия денег в бюджетах. В прошлом году Минсельхоз предлагал отменить минимальный порог, но вместо этого, по словам Ткачева, доля софинансирования регионами увеличивается. Бедные субъекты могут остаться без субсидий.
"Значит, они не будут участвовать в программах, и деньги будут изыматься в федеральный бюджет. Я обращаюсь к сенаторам, чтобы еще раз посмотреть на эту ситуацию. Мы завалим все программы, которые начинали", - сказал министр.
Стоит отметить, что в бюджете утверждены расходы на льготные кредиты аграриям - не более чем под 5% годовых. За счет этого министерство надеется стимулировать развитие отрасли на фоне сокращения государственных затрат. При этом бюджет теперь будет субсидировать не аграриев (ранее после полной оплаты процентов им возмещалась часть), а банки.
Проблему софинансирования готовы поднять сенаторы, с таким предложением вышли представители Челябинской и Курганской областей Ирина Гехт и Сергей Лисовский.
Письмо на имя главы Правительства и министра сельского хозяйства написал Национальный союз агростраховщиков, который увидел в стратегии развития отрасли в 2017 г. угрозу потери урожая. Дабы компенсировать рост обязательств субъектов, чиновники разрешили регионам уменьшить расходы на страхование аграриев. Показатели развития агрострахования в регионах на 2017 г. оказались ниже, чем фактически сложившийся спрос. Согласно проекту предусмотрены показатели размера застрахованных посевных площадей в 3,8 млн га и застрахованного поголовья сельхозживотных – 2,4 млн условных голов, рассказали Накануне.RU в пресс-службе НСА. При этом в 2015 г. размер застрахованных площадей составил 8,3 млн га, что более чем в два раза выше плановых показателей на 2017 г., а застрахованное поголовье сельхозживотных в 4,8 млн условных голов тоже двукратно превышает объемы.
"Тем самым, для аграриев снизится доступность страховой защиты, и соответственно доступность кредитования, так как без страхования риски производства резко повышаются. Это понизит рентабельность и снизит инвестиционную привлекательность сельхозпредприятий. Во-вторых, вызывает вопросы решение снизить уровень страховой защиты аграриев как раз тогда, когда вероятность потерь резко возрастает – рекордная полоса из четырех благоприятных для растениеводства лет, наблюдавшаяся с 2013 по 2016 гг., может прерваться в этом году. В случае ЧС нагрузка по выплатам аграриям опять ляжет на федеральный бюджет, как это было в 2010 и 2012 гг. В-третьих, при конкуренции за дефицитные страховые субсидии в 2017 г. слабой стороной станет средний бизнес, так как у крупных агрохолдингов более системно налажена работа по страхованию своих рисков", - говорит о последствиях такого решения президент НСА Корней Биждов.
Бюджет стал неприятным сюрпризом для производителей сельскохозяйственной техники. В проекте секвестированы расходы на исполнение постановления Правительства № 1432 о субсидировании покупки отечественной сельхозтехники. Об успешности программы говорят отчеты Минэка, он прогнозирует в 2016 г. рост производства зерноуборочных комбайнов на 32,6% благодаря программе субсидирования 25-30% стоимости затрат государством. В 2017 г. Минфин не только не увеличил средства на программу, но и "забрал" последние 1,8 млрд руб.
Заместитель генерального директора Петербургского тракторного завода "Кировец" Андрей Ефимов отмечает, что ежегодному росту производства на 80% предприятие обязано, в том числе, программе субсидирования. Он надеется, что дискуссии по поводу финансирования программы из "антикризисного фонда", которые сейчас ведет Минфин, Минсельхоз и Минэкономразвития, завершатся в пользу промышленников.
"Для нас эта форма поддержки чрезвычайно важна, потому что субсидия была самой эффективной из существующих в аграрном секторе. Если ее не будет, это приведет к резкому сокращению объемов выпуска сельхозтехники и замедлению обновления парка сельхозмашин непосредственно на предприятиях АПК, снижению налоговых отчислений в бюджет, сокращению персонала со всеми вытекающими последствиями. Программа 1432 – это поддержка сразу двух направлений – сельскохозяйственного машиностроения и предприятий агропромышленного комплекса. Поэтому в следующем году требуется выделение 10-15 млрд руб.", - рассказал Накануне.RU Ефимов.
По его словам, 95% всех выпускаемых предприятием тракторов реализуется по постановлению 1432, за свой счет аграрии не готовы приобретать технику.
Фермеры активно пользуются субсидией, Краснокамский ремонтно-механический завод четвертый год реализует технику - пресс-подборщики, упаковщики рулонов, резчики рулонов, навесные фронтальные погрузчики - с господдержкой.
"Программа зарекомендовала себя как эффективный инструмент стимулирования спроса на отечественную сельхозтехнику. В среднем, рост производства в секторе сельхозмашиностроения в последние годы составлял более чем 50% в год. Благодаря программе нашу технику могут позволить себе даже крестьянско-фермерские хозяйства. В случае, если программа субсидирования будет свернута, это в значительной степени скажется на интенсивности взаимодействия, которое образовалось в последние годы между всеми участниками рынка: производителями оборудования, Минпромторгом, Минсельхозом и потребителями", - поделился своим мнением с Накануне.RU директор Краснокамского РМЗ Дмитрий Теплов.
Президент ассоциации "Росагромаш" Константин Бабкин напоминает, что бюджет деньги не теряет, субсидирование покупки сельхозтехники - это своего рода инвестиция. При выделении 10 млрд в год казна стала получать 23 млрд дополнительных налоговых поступлений только от сельхозмашиностроения, без учета мультипликативного эффекта в сельском хозяйстве и других смежных отраслях.
Статистические данные о росте урожайности на фоне сокращения посевных площадей вызывают у экспертов скепсис. Однако если в будущем году работы в полях из-за урожая прибавится, рентабельность сельхозпредприятий снизится из-за изношенного парка техники. По данным Минсельхоза, в России около 460 тыс. тракторов, как минимум 10% из них ежегодно нужно обновлять, говорит директор Совхоза имени Ленина Павел Грудинин.
"И тут на заседании Правительства звучит бравурное заявление, что за год куплено 12 тыс. единиц сельхозтехники – то есть тракторов, сельхозмашин и комбайнов вместе. Чиновники гордятся тем, что на тысячу больных раздали три таблетки. Ситуацию в отрасли нельзя назвать стагнацией, у нас происходит откат назад по всем показателям. Финансирование вновь будет уменьшено, и тогда пострадают не только сельхозпроизводители, которые не смогут купить технику, но и заводы, выпускающие ее. У предприятий снизится объем заказов, темпы производства и рентабельность. Они должны будут сократить рабочие места, уволить людей. Государство, судя по всему, не понимает, что делает, сокращая бюджеты", - рассказал он Накануне.RU.
В Госдуме, где 18 ноября пройдет обсуждение проекта госказны в первом чтении, ругать аграрный бюджет на следующий год не торопятся. Премьер Дмитрий Медведев заявлял, что финансирование сельского хозяйства останется на уровне 2016 г., рассказывает член профильного комитета ГД, экс-председатель заксобрания Алтайского края Иван Лоор, поскольку в бюджете были заложены средства на техническое перевооружение предприятий АПК, депутаты поставили вопрос о сохранении этих расходов.
"Говорить, что денег не будет, преждевременно. Мы работаем над этим вопросом, как над приоритетным. Как сказал министр, нам недостает средств на субсидирование кредитов, но мы пытаемся найти источники для того, чтобы закрыть и это направление", - рассказал Накануне.RU парламентарий.
По словам Лоора, регионам, учитывая их закредитованность, будет сложно найти дополнительные деньги для софинансирования программ развития АПК, однако подход к доле участия субъектов будет дифференцированным.
Призывы "догнать и перегнать", обращенные к АПК, имеют смысл лишь при наличии рынка сбыта. С ним в стране тоже проблемы, и на решение у Правительства по традиции нет денег. Почти год в кабмине идет обсуждение программы продовольственной помощи малообеспеченным гражданам. Им Минпромторг предложил перечислять средства на покупку отечественных продуктов, число участников программы – 15-16 млн человек. Во время дискуссии в Совфеде Ткачев оценил стоимость запуска программы в 40 млрд руб.:
"Я целиком за, это будет, прежде всего, помогать слоям населения с низким уровнем дохода, а с другой стороны - стимулировать рост производства. Опять же, проблема - отсутствие средств".
По словам Грудинина, чтобы программа повлияла на спрос, она должна стоить в разы больше:
"Государство поставило перед собой глупейшую задачу увеличения производства, не озадачившись ростом благосостояния народа. Зачем производить мясо, если его не покупают из-за недоступной цены? Потребление в прошлом году сократилось на 10%. Ситуация с картофелем в прошлом году показала, что увеличение производства приводит к падению цены при отсутствии сбыта, а это в свою очередь влечет разорение предприятий. Существует понятие баланса, которое никто не выдерживает. Программа продовольственной помощи тоже не работает, в Совфеде на заседании аграрного комитета Ткачев говорил о 40 млрд руб., которые нужны на запуск программы. Ее нужно запускать срочно и она должна "весить" не 40, а 240 млрд руб., и только тогда что-то изменится. Без спроса ставить задачу увеличения производства, по меньшей мере, глупо, но именно этим занимается Правительство".