28 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBXajU
Здесь http://remont.youdo.com/repair/flat/price/, лучшие цены по ссылке.
Услуги плиточников: http://remont.youdo.com/tile/pavingstone/ по данной ссылке.
Мастер плиточник по ссылке http://remont.youdo.com/tile/service/.
youdo.com


Аналитика все материалы

Что стоит за призывом РПЦ обуздать грабительскую глобализацию?

Об опасной попытке использовать "мягкую силу" РФ через православие

23 мая Московская Патриархия обнародовала проект документа, посвященного экономике в условиях глобализации. В нем затронут обширный комплекс вопросов – от печатания денег "из воздуха" и до наплыва мигрантов в Европу. По существу его можно рассматривать как обозначение позиции Русской Православной Церкви (РПЦ) в отношении к глобализации в целом. А учитывая, что Церковь все более тесно взаимодействует с государством, она в значительной степени выразила и позицию российского руководства по поводу глобализации и будущего мироустройства. Можно констатировать, что РПЦ стала влиятельным политическим игроком, и уже делаются попытки выйти на международный уровень влияния. Что стоит за призывом РПЦ к "справедливому международному контролю" над выпуском денег и прекращением ограбления народов? Об этом – в материале Накануне.RU.

События последних месяцев, последовавшие после приезда в Москву 4 февраля Генри Киссинджера, подтверждают, что в сложившихся условиях руководство России избирательно налаживает контакты с Западом и теми силами там, которые могут стать ситуативными союзниками. Оставаясь на позиции защиты политического государственного суверенитета, где уступки более просто невозможны, Россия ищет возможности укрепить свои позиции в глобальной игре и расширить пространство влияния. Для этой цели, видимо, было решено более активно использовать религиозно-нравственную сферу.

Напомним, на следующий день после визита Киссинджера как бы между прочим было объявлено о предстоящей встрече патриарха Кирилла с римским ересиархом Франциском. Развитие событий после этого (и в свете приближения "всеправославного собора" в июне на Крите) последовательно раскручивается в одном направлении – что на Западе есть силы, которые являются нашими союзниками, и с ними нужно строить отношения, но, конечно, не ценой жертвы своими интересами. В переводе на православный дискурс это звучит так: там тоже христиане, с которыми нужно объединяться перед лицом общего врага, и мы обязаны это сделать, но лишь в той мере, в какой это не противоречит православной вере. Во всяком случае, примерно так заявляют иерархи Церкви. Однако вопрос гораздо шире, чем его религиозное проявление. Речь идет о борьбе России за свое место в будущем глобальном мире и варианте этой глобализации.

Судя по всему, российским руководством сделан стратегический выбор в пользу глобализации, но на многополярной основе. "Мы вместе должны попытаться построить новую глобальную цивилизацию на основе нравственного консенсуса. Верю, что это возможно. И в этом смысле моя встреча с папой Франциском была очень важной", - заявил патриарх Кирилл после гаванской встречи, что в устах предстоятеля Церкви звучит несколько странно. Потому что духовное здесь смешано с политическим. Но в этом и состоит особенность подхода: в Москве решили действовать в том числе через религиозно-нравственную сторону. То есть Россия не против глобализации как таковой, а хочет лишь стать одним из влиятельных полюсов нового мира.

патриарх Кирилл, Папа Римский франциск|Фото:patriarchia.ru

На тотальную сдачу позиций, которая имела место в конце 1980-х, это, конечно, непохоже. Но по своим последствиям это таит большие опасности, а риск уже очевиден: возможный раскол в Церкви может стать источником нестабильности, который в условиях противостояния с Западом подорвет доверие к верховной власти. Пока оно сохраняется, но что будет дальше, не может сказать никто. Опасности слишком реальны, чтобы на них можно было не обращать внимания.

Почему руководство решило действовать по религиозной линии? Мотив можно представить в общих чертах. В условиях противостояния власть нуждается в снижении конфронтации и ищет на Западе тех, с кем можно заключить союзы. Ситуативные или стратегические – это покажет лишь время. Но если исходить из того, что Россия занята выстраиванием многополярной международной архитектуры, то логичным является сделать ставку в своей игре на те силы в Европе, которые не хотят "ложиться" под США, имея в виду альтернативный план глобализации.

Кто в этом случае является союзником в Европе? Это та часть европейской аристократии, которая не хочет терять своего положения и поглощения Европы Штатами. Условно говоря, она является консервативной в смысле заинтересованности сохранения своего положения и опирается в основном на консервативную часть населения Европы. Хотя для тех элит, которые выражают их интересы, консервативные ценности являются не более чем инструментом. В этом заключается большая опасность для России. В этом, правда, состоит и возможность, поскольку для консервативного слоя европейцев Россия отчасти является привлекательным и положительным центром силы, которая вместе с Европой якобы должна отстоять "подлинные европейские ценности" без педерастии, толерантности, политкорректности и т.п.

Так, на прошлой неделе во французской "Le Figaro" вышло интервью о том, что Путин стал голосом консерваторов в Европе. По мнению аналитика Матье Слама, слабость западных режимов состоит в том, что они плодят технократов, неспособных постичь "символический, почти метафизический" аспект государственной власти. То есть налицо духовный голод и жажда метафизических ответов на вопросы жизни. По-видимому, Россия собирается заполнить эту пустующую "духовную нишу" в Европе, предложив европейцам свое видение справедливого мира, основанного на вечных ценностях традиции, и свою защиту.

Консервативный слой в Европе – это преимущественно католики, а католики – это Ватикан. И хотя Ватикан уже давно не является защитником консервативных вечных ценностей, на словах он их поддерживает, и благодаря этому создан устойчивый образ Ватикана как оплота традиционных ценностей в Европе.

Очевидно, ставка сделана именно на сближение с католицизмом. Очень рискованная и опасная. Какие гарантии привез Киссинджер Путину 4 февраля? Ясно, что встреча патриарха с папой готовилась давно, и после визита Киссинджера просто была дана отмашка. Ни о каких гарантиях ничего неизвестно, но логически они совершенно неизбежны. По-видимому, Москве были даны какие-то обещания в обмен на сближение с Ватиканом. Потому что это "сближение" затем начало раскручиваться с невиданной скоростью.

19 мая патриарх Кирилл призвал католиков вместе защищать права христиан в мире и отметил, что отношения РПЦ с католиками приобрели "положительную динамику". "В этих взаимоотношениях присутствует ясное осознание необходимости объединения усилий православных и католиков для защиты традиционных христианских ценностей", - заявил патриарх на праздновании 70-летия Отдела внешних церковных связей (ОВЦС). Ему вторил и глава ОВЦС митрополит Илларион, который сказал, что развитие событий в мире в последние годы "подтверждает необходимость объединения усилий православных и католиков".

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Митрополит Илларион и "внешние связи" РПЦ

Патриарх также признал цель этого "сближения" - изменить отношение к христианству на Западе. По-видимому, в руководстве полагают, что через христианство Россия приобретет дополнительное влияние на Европу, предлагая европейцам положительный образ светского государства, но взаимодействующего с Церковью и отстаивающего христианские ценности. В этой связи примечательно, что ОВЦС, который является главным экуменическим органом, удостоился по случаю своего юбилея пышных торжеств, которых ранее не было. Их посетили руководитель администрации президента Сергей Иванов, замминистра иностранных дел Георгий Карасин и др. В поздравлении Владимира Путина отмечается "вклад ОВЦС в консолидацию… Русского мира" и то, что с каждым годом растет количество приходов РПЦ за рубежом. Нет сомнений, что власть рассматривает ресурс "мягкой силы" через православие.

В апреле поздравления поступили и от главы МИД Сергея Лаврова. В них говорилось, что Церковь и патриарх ищут "ответы на глобальные вызовы, о чем, в частности, свидетельствует Ваша историческая встреча с папой римским Франциском, которая стала значимой вехой на пути укрепления межхристианского согласия по фундаментальным вопросам современности". А на следующий день после встречи в Гаване премьер-министр Дмитрий Медведев назвал ее ярким примером объединения. "Мы видели яркий пример того, как начинается движение друг к другу. А ведь до этого две христианские церкви не общались столетиями", - сказал Медведев.

Таким образом, первые лица государства полностью одобряют нынешний курс Церкви, который они же, без сомнения, и санкционировали. Ибо представить, что РПЦ решилась на экуменическую игру без согласия высшего руководства, невозможно. Другое дело, насколько этот процесс управляется Российским государством и в его интересах, а не проталкивается в угоду Ватикану. Не затрагивая даже чисто религиозных и догматических вопросов, он представляется весьма рискованным. Что пока выиграла Россия? В явном "плюсе" – согласие Ватикана считать украинских раскольников раскольниками, а унию – неприемлемым методом прозелитизма. Однако компромиссы, на которые может пойти РПЦ, чреваты такими потрясениями, при которых поддержка Ватикана по вопросу раскольников будет уже не нужна. Да, пока нигде не заявляется, что необходимо объединение РПЦ с Ватиканом, дело ограничивается призывом к объединению усилий в защите традиционных ценностей. Однако для Ватикана это пустой звук. Там заняты выстраиванием глобальной религиозной структуры под своим руководством, которое пока будет непрямым, но от этого не менее разрушительным для идентичности России.

Интересно, что патриарх Кирилл, обтекаемо высказываясь по вопросам экуменизма и сближения с католиками, по украинским раскольникам высказался предельно четко. "Раскол на Украине - явление временное, как и временна политическая конъюнктура, его породившая", - сказал он, выразив уверенность, что будущее – за УПЦ МП. При этом явно напрашиваются исторические параллели XVII века, когда Русская Церковь, чтобы восстановить свое влияние на землях ополяченной Малой Руси, пошла на реформы, которые привели к проникновению в православие латинского влияния. Решено ли вновь пойти по этому пути, чтобы вернуть Украину, и не будут ли потери больше приобретений? На этот вопрос, конечно, сейчас не знает ответа никто.

Отметим, что президент Белоруссии Александр Лукашенко, являющийся своего рода мостом между Россией и Западом, после долгого перерыва побывал в Европе и встретился с понтификом. Видимо, чувствуя (или зная) "направление ветра", Лукашенко предложил Франциску снова встретиться с патриархом Кириллом в Белоруссии. Он затронул и… минские соглашения. "Нынешняя ситуация на востоке Украины требует новых инициатив, и желательно духовных. Пригласили бы священнослужителей и европейских, и украинских, и российских, и наших", - заявил Лукашенко. Если это не характерный для Лукашенко экспромт, то его слова наводят на размышления. Во всяком случае, если Россия ставит целью возвращение под свой контроль Украины, то без Ватикана этого вряд ли получится добиться. Другое дело, каковы будут издержки. Компромиссы в религиозных вопросах очень опасны.

Путин, Лукашенко, Минск|Фото:

Еще одним подтверждением связки с Ватиканом стали слова Лукашенко о том, что "мы близки с ним идеологически, у нас одинаковые принципы и взгляды на мироустройство, развитие. Те принципы, которых я придерживаюсь как президент, полностью совпадают с теми принципами, которых придерживается папа Франциск". Насколько это относится к "многовекторной" политике Лукашенко, а насколько – к России, тоже станет понятно лишь со временем.

Что касается проекта документа РПЦ о глобализации, то в нем сделано множество важных заявлений. Это справедливый международный контроль над выпуском мировых валют, критика оффшоров, узаконивающих ограбление народов транснациональными корпорациями, их теневой характер функционирования и подчинение им государств, лишение стран суверенитета, долговая ловушка для народов, осуждение ростовщичества, грабительское истощение природных ресурсов, идеология потребительства и др. Под всем этим, без сомнения, подпишется большинство россиян, да и граждан других стран. Таким образом, Россия через РПЦ сделала заявку на образ нового мира, который мы собираемся защищать и ищем для этого союзников? Но очевидно при этом разительное расхождение экономического курса руководства страны с подобными "претензиями". Проедание "сырьевой ренты" в России продолжается, игра чиновников в угоду транснациональным компаниям тоже, а оффшоры даже пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал вполне "легитимными".

В целом же видно желание руководства России через РПЦ снизить градус конфронтации с Западом. В этом желании ничего зазорного нет, но, кроме церковной жизни, оно может пагубно сказаться на государственной политике. Опасность состоит в том, что Ватикан преследует совершенно другую цель – экуменическое размывание границ между верами, глобализация религии и установление контроля над сознанием. В этом отношении, например, беспокойство Ватикана и РПЦ о проблеме бедности сильно различается. Если мы, учитывая нынешнее состояние, действительно озабочены выстраиванием более справедливой системы мира, то Ватикану "церковь бедных" нужна лишь до того момента, пока богатые не завершат ограбление народов и не установят свое тотальное глобальное господство. То же самое касается и проблемы истощения ресурсов планеты, под лозунгом сбережения которых глобальными элитами уничтожаются экономики целых стран.

В нашей недавней истории подобное уже случалось. Начиная с 1950-х, руководством СССР был взят курс на идеологическое примирение с Западом – так называемое "мирное сосуществование", которое скрывало желание элиты войти в капиталистический мир. На деле это обернулось превращением коммунистической идеологии в потребительскую и готовностью примириться с Западом на любых условиях. В этой связи вызывает опасение фраза из журнала заседания Священного Синода от 16 апреля 2016 г. (№2, п.8) о "мирном сосуществовании православных и католиков". Не готовят ли нас к очередному примирению, которое хуже открытой вражды? Или РПЦ просто более активно подключилась к продвижению глобальных интересов Российского государства через религию? Очевидно одно: Россия и Русская Церковь ведут рискованную игру.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС