19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBrB9K
Услуги по перевозке холодильников - http://perevozki.youdo.com/novosibirsk/mebel/tag/holodilniki/
Отделка чердачного помещения на http://remont.youdo.com/repair/spaces/loft/.
Установка входных дверей на http://remont.youdo.com/doors/entrance-doors/.
youdo.com


Аналитика все материалы

Второе дыхание ВСМ: Россия уповает на Большого китайского брата

Новая ветка может соединить Екатеринбург и Челябинск в рамках проекта Шелкового пути

Год назад самым масштабным инфраструктурным проектом РЖД называли строительство магистрали Москва - Екатеринбург. После подписания меморандума о строительстве высокоскоростного коридора Москва-Пекин дорога прибавила в длине, и последней ее остановкой в России стала столица Южного Урала. Поиски инвестора для строительства ВСМ шли довольно долго, и если бы не новые китайские друзья, проектного финансирования пришлось бы ждать еще не один год. Новая ветка прибавляет к стоимости ВСМ еще более 150 млрд руб., выделить которые бюджет не готов. Экономика проекта привлекательна, уверяют в РЖД, и опровергают обвинения в том, что компания хочет "зарыть" деньги в землю. Подробности – в материале Накануне.RU.

Инвестиции в дорожную инфраструктуру – это инвестиции в промышленность, новые технологии, в человека. Потому на экспертной панели "ИННОПРОМа" о российских проектах высокоскоростных магистралей никто не ставил под сомнение значимость таких проектов для экономики. Транспортная стратегия РФ предусматривает создание сети протяженностью 4,2 тыс. км со скоростью более 200 км в час и реконструкцию 7 тыс. линий с предельной скоростью 160-200 км в час. Часть стратегии - магистраль Москва-Пекин, китайская ветка которой уже строится. В мире построено более 30 тыс. км высокоскоростных дорог, КНР лидирует среди других стран, хотя первая линия в стране появилась к Олимпиаде 2008 г. Сейчас сеть насчитывает 16 тыс. км.

Александр Мишарин, руководитель пресс-центра ТАСС Николай Яколев|Фото: Накануне.RU

замминистра транспорта Алексей Цыденов, вице-президент CRRC Corporation limited Сунь Юнцай|Фото: Накануне.RU

В России высокоскоростное сообщение развито плохо, более того – нет необходимого оборудования и технологий для их строительства. Поэтому за помощью мы вновь обращаемся к Большому китайскому брату.

"Неслучайно в августе прошлого года возникла идея строительства коридора Москва – Пекин. В мае был подписан меморандум между министерством транспорта РФ, РЖД, комитетом по реформам и развития Китая, китайскими железными дорогами. Первый пилотный участок – Москва-Казань", - рассказал вице-президент РЖД Александр Мишарин (к слову, бывший губернатор Свердловской области).

Проект включает в себя железную дорогу протяженностью 8 тыс. км, что сократит время в пути в четыре раза – это крупнейшая железнодорожная ветка в мире, которая является частью наземного проекта Шелкового пути и большого Евразийского пространства. Китайская часть магистрали строится: сеть в 3 тыс. 200 км от Пекина уже близка к завершению. Поскольку проект, в первую очередь, рассчитан на транзит между Китаем и РФ, для его работы в полную силу необходима синхронизация сроков ввода китайской и российской частей.

Железная дорога(2023)|Фото: Накануне.RU



"ВСМ имеет большое значение и для регионов, в этой части его агломерационный эффект порой превышает эффект для транзитных перевозок, и важным тому подтверждением являются расчеты по участку Москва – Казань", - отметил Мишарин, подчеркнув что создание ВСМ – шаг в сторону от нефтегазового пути развития.

По расчетам РЖД, прирост ВРП в 11 регионах, по которым пройдет магистраль, составляет 3,4 трлн руб., а дополнительный доход бюджета – 3,8 трлн руб.

Иннопром, Россия-Китай, поезда, макеты|Фото: Накануне.RU

Иннопром, Россия-Китай, поезда, макеты|Фото: Накануне.RU



В этом году удалось договориться о финансировании ВСМ Китаем: 52 млрд руб. страна готова внести в уставный капитал, еще на 250 млрд руб. предоставит кредит под госгарантии, второй транш в 52 млрд руб. Китай предоставит на следующем этапе строительства. Как отметил Мишарин, в финансировании могут принять участие и международные институты, в числе которых банк БРИКС. Об этом накануне было объявлено в ходе заседания в Уфе.

Проект перешел в стадию реализации, сейчас по маршруту строительства магистрали работает 100 единиц техники, рассказал замминистра транспорта Алексей Цыденов. Проектные изыскания участка до Нижнего Новгорода будут выполнены в 2015 г., а к концу 2016 г. – до Казани.

Другой участок коридора "Екатеринбург – Челябинск" формирует новую агломерацию двух промышленных городов, экономический эффект от которой, по расчетам РЖД, в течение 10 лет достигает 500 млрд руб. При этом инвестиции в участок – 154 млрд руб. При гигантском промышленном потенциале областей, города находятся на разных ветках Транссиба и не объединены в единую агломерацию. Магистраль пройдет через Касли, Озерск и Снежинск, по мнению проектировщиков, это территории с большим потенциалом к росту, особенно, в свете организации ТОРов в закрытых городах "Ростатома".

По словам представителя федерального центра по проектному финансированию ВЭБа Ильи Пономарева, за счет внушительного экономического эффекта и высокой степени надежности, проект может быть реализован не через механизмы бюджетного финансирования, а через выпуск инфраструктурных облигаций, подкрепленных государственными и субъектовыми гарантиями.

Вариант привлечения бюджетных денег и инвесторов из Китая рассматривается не в первую очередь, но, по словам Мишарина, проект может быть интересен и зарубежным инвесторам.

Александр Мишарин|Фото: Накануне.RU

"Китайским инвесторам интересен коридор Москва-Пекин, и ветка Екатеринбург – Челябинск входит в состав коридора. Конечно, она интересна, и, я думаю, не только китайским инвесторам", - сказал Александр Мишарин Накануне.RU.

Интерес Китая – скоростной коридор из западной части страны до Балтийского моря, который будет обеспечивать переброску контейнеров до возможного порта на Балтике. Напомним, в Госдуме уже находится проект создания свободного порта во Владивостоке, появляется законодательная база для развития торговли с Китаем.

Вокруг условий, на которых Китай согласился инвестировать в ВСМ, ходило множество слухов. Главный из них о том, что строительство будет вестись с помощью китайского оборудования. Сегодня представители Минтранса и РЖД опровергли эту информацию: есть принципиальная позиция государства – использовать только продукцию отечественных предприятий, и не импортировать оборудование и технологии.

Но сейчас российские компании, даже такие передовые, как "Трансмашхолдинг", не могут обеспечить поставки для ВСМ из-за недостатка компетенций, поэтому к моменту начала строительства магистрали должны появиться совместные предприятия с иностранными компаниями, имеющими опыт работы в этой сфере. Выбор вновь пал на Китай. Условия меморандума предусматривают локализацию китайских производств как подвижного состава, так и других технологий для реализации проекта "Москва-Пекин".

"Мы с коллегами проговорили:технологии и оборудование должны быть локализованы в России. Мы не импортируем оборудование и подвижной состав, а обеспечиваем их производство в России", - сказал Цыденов.

Мишарин добавил, что дорожная карта по реализации проекта подписана с китайской компанией CRRC Corporation limited, идет работа по формированию СП по производству подвижного состава.

Как отметил гендиректор компании "Синара Транспортные машины" Евгений Гриценко, китайские коллеги добились производства собственного подвижного состава для ВСМ, в том числе, благодаря большому заказу, оплачиваемому государством. В России проекты ВСМ только начали развиваться, поэтому на первом этапе необходима локализация производств.

уральские локомотивы, электропоезд "Ласточка"|Фото: Накануне.RU

"Иннопром", "Синара", "Ласточка", "Уральские локомотивы"|Фото: Накануне.RU

"Наиболее подготовленным для производства российского поезда для ВСМ является наше СП с концерном "Сименс" "Уральские локомотивы", имеющее опыт локализации электропоезда "Ласточка". Мы можем собирать и сваривать алюминиевый кузов, тележку, сборку поезда, уровень локализации достиг 60% и будет к 2018 г. доведен до 80%", - рассказал Гриценко.

Все технологии и комплектующие могут быть использованы для производства ВСМ. Компания уже создает машиностроительный кластер, который способен производить значительную часть компонентов для скоростных магистралей. По словам Гриценко, начальный уровень локализации производств составит порядка 60%.

Александр Мишарин отметил, что теоретически российские компании могли бы "поднять" проект самостоятельно, но сравнил такое решение с изобретением колеса.

"Мы сегодня в таких технологиях отстали, надо не изобретать свое и догонять, надо брать мировые технологии, адаптировать к нам, создавать совместные предприятия и локализовать их. Это будут не только китайские предприятия, но и европейские. Было бы абсурдно изобретать колесо самим, но это не значит, что у нас ничего нет. Но отечественные технологии, не требующие заимствования, нуждаются в заказах от промышленности", - сказал он.

Если перспективы участка Москва-Казань просматриваются, то о том, когда начнутся изыскательные работы по линиям до Екатеринбурга и Челябинска, РЖД еще не говорит. По словам вице-президента РЖД, высока вероятность того, что магистраль Москва-Казань будет продлена до Екатеринбурга в ближайшие 10 лет.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС