20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBj5po
Юду: http://remont.youdo.com/building/zabor/fundament/tag/lentochniy/, подробное описание тут.
Смотрите: http://remont.youdo.com/building/outbuilding/navesy/, подробное описание тут.
Недорогой ремонт туалета, смотреть http://remont.youdo.com/repair/wc/other/nedorogo/.
youdo.com


Аналитика все материалы


Политика В России

В России готовятся "национализировать" крупный бизнес: проект закона о "национальных компаниях" внесен в Госдуму

"2014 год станет переломным для национального суверенитета", - считают депутаты

В первый понедельник после новогодних каникул в Госдуму был внесен законопроект "О статусе "национальная компания". Документ предлагает ввести ряд преференций для тех крупных компаний, которые добросовестно трудятся на территории России, и платят налоги в российский бюджет, а не "убегают" в иностранные юрисдикции. Это уже не первый подобный законопроект, он вновь поднимает вопросы создания национально-ориентированного бизнеса. Впрочем, эксперты считают, что это важная, но недостаточная мера, ведь для этой цели нужен комплекс мер и жесткая политическая воля. Тем не менее, появление таких законопроектов – важный тренд, который может сделать начинающийся год переломным. Подробности – в материале Накануне.RU.

Еще осенью прошлого года депутат Госдумы Евгений Федоров, известный многочисленными заявлениями о необходимости возврата суверенитета России, утерянного в 90-е, внес с группой соавторов законопроект, предусматривающий создание "национального бизнеса". Закон до сих пор находится на рассмотрении. Примерно тогда же появилась информация о законопроекте о статусе "Национальная компания" под авторством "единоросса" Александра Василенко, однако внесен он оказался лишь на этой неделе.

Суть законопроекта в следующем: компаниям, которые получают статус "национальная компания", может быть предложен спектр видов государственной поддержки, среди которых "финансовая, имущественная, информационная и консультационная поддержка", а также поддержка в области размещения заказов на поставку товаров, услуг, работ для государственных и муниципальных нужд, поддержка посредством использования механизма финансовой аренды (лизинга), поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников национальных компаний, иные виды поддержки, которые могут быть описаны в дополнительных законах.

|Фото: www.lukoil.ru

Однако, для того, чтобы получить доступ к господдержке, компания должна удовлетворять ряду условий. В частности, компания должна быть создана в соответствии с российским законодательством и действовать на территории России, ее эмиссионные бумаги должны быть допущены до обращения на российской фондовой бирже, а кроме того, она должна участвовать в социальных проектах и программах правительства РФ, и выплачивать в российский бюджет не менее 100 млн руб. ежегодно в течение пяти лет подряд. Таким образом, речь идет о юридическом оформлении социально и национально ориентированного крупного бизнеса, зарегистрированного в российской юрисдикции, а не в оффшорных зонах.

Впрочем, для этих компаний тоже не открываются все двери – в законе прописан перечень из 25 видов деятельности, которыми не может заниматься "национальная компания". В их числе все, что связано с вооружением, военной техникой и боеприпасами – разработка, производство, обслуживание, ремонт, утилизация, а также деятельность в области ядерной энергетики, криптографии, работы с возбудителями инфекционных заболеваний и некоторые другие.

Богословский алюминиевый завод (фото 2011 года)(2023)|Фото: Накануне.RU

Говорить о том, что этот законопроект будет непременно принят, пока не приходится, он не рассмотрен еще даже профильным комитетом, однако депутаты обещают законопроект поддержать, хоть и отмечают, что это лишь полумера.

"Я полностью приветствую инициативу коллеги, потому что она находится в общем русле, но он к этому вопросу прошел только наполовину. Я считаю, что если идти, то до конца, и четко выстраивать национальный бизнес как вид. То есть не иностранный. Мы исходим из того, что вещи надо называть своими именами, и в нашем законе так и прописано. Коллега двигается в этом же направлении, и мы рады, что он двигается туда, куда надо", – рассказал Накануне.RU депутат Госдумы Евгений Федоров.

По словам Федорова, появление таких законопроектов – ответ на слова Путина о национализации элит и укреплении суверенитета, и в наступившем году количество таких действий может существенно возрасти.

"Я уверен, что 2014 год будет главным годом, направленным на укрепление суверенитета РФ. Это же борьба, а в борьбе не бывает моментального выигрыша. Это тяжелая борьба, серьезное сопротивление, мощная пятая колонна – все нормально, все как всегда. Либо Россия решает проблему суверенитета, либо она не сможет существовать", – подчеркивает депутат.

Понятно, что основная интенция законопроекта связана с задачей деоффшоризации экономики, которую президент поставил более года назад, во всяком случае, деоффшоризации крупного бизнеса. Ведь известно, что по данным экспертов, свыше 90% крупного бизнеса зарегистрировано в иностранных юрисдикциях – это и оффшоры, такие, как Кипр, Британские Виргинские острова, Сейшельские и Каймановы острова и многие другие, но это и вполне официальные Великобритания, страны Европы, США. Вероятно, в структуре собственности российских миллиардеров из списка журнала "Forbes" нет ни одной значительной компании, зарегистрированной не в иностранных юрисдикциях. И возникает резонный вопрос – соблазнятся ли собственники крупного бизнеса государственной поддержкой в обмен на юрисдикцию?

С точки зрения экономики, одного закона недостаточно для того, чтобы изменить положение вещей, однако в качестве одного из первых шагов в общей системе, если она будет формироваться, это достаточно позитивный шаг, считает экономист Олег Сухарев.

"Конечно, нужны действия по улучшению правообеспечения функционирования компаний разных типов, работающих в различных сферах деятельности. В принципе, если этот законопроект рассматривать, как один из шагов по решению этой задачи, то это неплохо. Если это повысит так называемую правовую эффективность, то этот законопроект позитивен и, может быть, даже необходим. Если он упорядочивает, легализует, совершенствует законодательство, создает стимулы для легального проведения транзакций – денежных, инвестиционных, кредитных, то в таком случае, это безусловно полезный закон", – рассказал Накануне.RU доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, профессор Олег Сухарев.

Что касается проблемы деоффшоризации, то здесь необходима даже не система действий сама по себе, но алгоритм действий с их четко продуманной последовательностью.

"Чтобы осуществлять деоффшоризацию, необходима система действий, выверенных, продуманных. Даже последовательность введения действий должна быть продумана, потому что она скажется на общем результате деоффшоризации. Ведь как ведут себя агенты? Когда придумывается очередной законодательный акт, ограничивающий или регулирующий что-то, то мозг предпринимателя срабатывает так, чтобы искать выгоды от введения этого акта. Бизнесмен, предприниматель сравнивает минусы и плюсы. Он, в основном, не думает об экономики страны, о государстве, его интересует своя прибыль, свое развитие, свои задачи. Мало того, очень часто лоббистские группы уже на этапе проектирования законопроекта вшивают механизм его обхождения", – констатирует эксперт.

В то же время, есть и еще один момент, связанный с формированием законодательной базы. Частота законодательных изменений в России настолько высока, что те, на кого они направлены, даже не успевают за ними уследить, не говоря уже о том, чтобы эффективно к ним адаптироваться. Это крайне важно учитывать при введении законодательных рамок для деоффшоризации, добавляет Сухарев.

В том, что поддержка национально-ориентированного бизнеса необходима, согласен еще один наш эксперт – экономист, бывший зампред Счетной палаты РФ Юрий Болдырев.

"С деталями и нюансами этого конкретного законопроекта незнаком, но идея поддержки национального производителя в рамках определения которого важна не абсолютная сумма уплачиваемых налогов, а доля производимой добавочной стоимости на территории страны силами российских работников и с уплатой российских налогов с этой добавочной стоимости – это интенция верная, а дальше – дьявол будет в деталях", – отметил он в беседе с Накануне.RU.

Помимо таких инициатив необходима четкая и жесткая политическая воля, в отсутствие которой все проекты будут носить демагогический характер.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Многие тенденции носят характер сугубо демагогический. Одной рукой мы голосуем за национальные компании, а другой – за присоединение к ВТО, после чего перестала действовать норма о приоритете российского производителя, когда не менее 70% товаров и услуг должны были быть произведены именно российскими производителями – это называется шизофрения. Сделав вот это против национального производителя, причем против машиностроения, судостроения и т.д. – против стратегических отраслей, можно сколько угодно заниматься демагогией. Такой шизофрении быть не должно. Если этим занимаются те же, кто голосовал за ВТО, то есть основания для исходного недоверия, что это скорее демагогия, нежели реальное дело", – уверен Болдырев.

Ведь для поддержки национального производителя, для развития национально-ориентированной экономики не нужно "изобретать велосипед", эксперты много раз предлагали не просто варианты действий и мер, но их совокупность, реализация которой способна дать мощнейший эффект.

"Все необходимые совокупные шаги неоднократно озвучивались, в том числе, на секциях Московского экономического форума, который, в отличие от вчерашнего Гайдаровского форума, был даже не проигнорирован, а все его "концы" были спрятаны, чтобы не дай бог, нигде ничего не прозвучало. Вот там представлялся полный последовательный набор необходимых мер, не выдуманных, извините, ковыряя в носу и глядя в потолок, а набор опробированный в ведущих странах мира – как добиться национального развития. Но совокупность этого набора не реализуется, а предлагаются отдельные шаги. Отдельные шаги не дадут эффекта, они свидетельствуют о том, что нет комплексной политической воли", – резюмирует Юрий Болдырев.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС