29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBxY5Q
Цены на проводку электрики в деревянном доме на http://remont.youdo.com/electrician/electrical-wiring/other/montag-elektroprovodki-v-derevyannom-dome/.
YouDo: http://perevozki.youdo.com/country/dlv/zakm/, смотреть варианты >>
По ссылке http://perevozki.youdo.com/novosibirsk/zakazgazeli/, лучшие цены здесь.
youdo.com


Аналитика все материалы

"Жила-была одна баба": почему такие фильмы никто не смотрит, а их продолжают снимать?

Фильм "Жила-была одна баба" Андрея Смирнова стал триумфатором старейшей российской кинопремии "Ника". Ее вручение в двадцать пятый раз состоялось сегодня в московском Крокус Сити Холле. Картина Смирнова удостоена награды в главной номинации "Лучший фильм". Эта историческая лента рассказывает о жизни России с 1909 по 1921 годы, о событиях Гражданской войны и Антоновского восстания, показанных глазами тамбовской крестьянки. Режиссер работал над фильмом с 1987 года.

Уместно вспомнить реплику шеф-редактора веб-проекта "Однако" Виктора Мараховского о том, "почему такие фильмы никто не смотрит, а их всё снимают и снимают за наш счёт". Фильм, отметим, провалился в прокате.

На нее было потрачено около 9 млн государственных и спонсорских долларов США. Общая прокатная судьба фильма, по меткому выражению Николая Карловича Сванидзе – "очень неплохая": $480 тыс. Таким образом, картина, в создании которой принимали живое участие государство, а также эффективные менеджеры Чубайс, Вексельберг, Кох и Абрамович – собрала в прокате одну двадцатую часть своего бюджета.

Виктор Мараховский пишет по этому поводу: "Как жёстко, но справедливо сказал режиссер картины, нравы у нас остаются собачьими... Что удивительно – после фильма рождается чувство сострадания ко всем персонажам, даже к откровенным злодеям… В фильме много символики. Прежде всего сама Варвара – символ России, которую насилуют все, кому не лень, никто её не любит… В финале картины персонажей смывает гигантской волной… Чем больше будет таких фильмов, тем лучше для нашего самосознания… Виртуозное, хлещущее энергией кино. Сага. Большой стиль, легко выдерживающий сравнение даже с "Цитаделью"… Трупы сваливают в яму…

Перечисленное выше – цитаты из хвалебных рецензий на художественный фильм "Жила-была одна баба".

Как верно отмечает девиз шедевра про одну бабу, "Те, кто не помнят прошлого, обречены переживать его вновь". В этом свете крайне интересно рассмотреть, какие именно напоминалки производит сегодня официальный творческий авангард нашего общества. То есть – чиновники в Минкульте и творцы, которым они помогают.

Наш нормальный современник приходится героям исторических картин правнуком, а иногда праправнуком. Он нередко собран из совершенно разных социальных и даже культурно-этнических дореволюционных кирпичиков. Тем не менее, ему уже 25 лет ничего не рассказывают о том, как эти кирпичики в прошлом веке заново собирались в один большой народ.

Современнику не рассказывают, как разные фрагменты, составляющие его, уживались вместе в новом мире и как электрифицировали крупнейшую страну Земли. Как вводили всеобщее обязательное бесплатное образование вплоть до высшего. Как покрывали страну сетью бесплатных больниц. Как отстраивались после тяжелейшей в истории войны (в которой победили). И каким трудом готовили почву для того, чтобы произвести на свет его самого, современника – не в виде очередного двуногого в кепке и трениках, а в люксовом формате сознательного существа со знаниями и ценностями в голове.

Вместо этого ему – то есть нам – напоминают о России, которую мы потеряли. О комдиве, которого мы потеряли. О бабе, которую мы потеряли. Об экологии, которую мы потеряли. О вере, которую мы потеряли. Ну и так далее.

При этом, повторимся – всё это чернушное фэнтези в России упорно никто не смотрит. Все это знают. Но снимают, пишут, издают и устраивают выставки именно в этом жанре.

У этого затянувшегося противоречия есть лишь одно объяснение. Современный "авангард общества" – то есть деятели искусства и чиновники, на это искусство выделяющие деньги, – за годы приватизационных войн тупо перестал быть авангардом и переместился куда-то в обоз. Туда, где интенданты и маркитантки, а разговоры всё о бабах и пайках.

Этот бывший творческий авангард вообще понятия не имеет о своих прямых служебных обязанностях. Он просто забыл, что его дело – творить легенды и синтезировать образцы поведения для своего массового зрителя и читателя. А также искать и давать ответы на вызовы времени, которые ощущает, но не может сформулировать массовый зритель и читатель.

Этот творческий обоз до недавнего времени тоже можно было понять и даже простить. Очень долго на повестке дня не стояло никаких общих вызовов. Пока всё плавно съезжало куда-то вниз, по дороге приватизируясь и постреливая друг в друга, сосредоточенность творческого обоза на попиле и развале ещё могла сойти за шествие впереди общества.

Но именно сегодня это уже в коей мере не катит. Перед страной снова стоят задачи. Они ещё не всеми осознаются, но большинством уже вполне ощущаются. Задачи эти могут быть сформулированы двумя словами: "Отстроить империю". 
Не "встать с колен", не "возродить" и не прочие абстрактные процессы, которые легко имитировать в телевизоре. А именно отстроить, руками. Причём какова альтернатива империи, – тоже вполне ясно. Это на днях специально для непонятливых сформулировали американский сенатор Маккейн и британский министр обороны.

Следовательно, сегодня востребованнейшая русская тема для масс-культуры – синтез, восстановление, строительство с нуля. И не надо рассказывать, что это скучно, что про это не снять хорошего фильма и не написать хорошей книги. "Председателя" все помнят и "Педагогическую поэму" читали. Кстати, "поэма" – она про те самые годы, что и "Одна баба". Только в ней смысл есть.

Таким образом, задача наличествует. А вот выполнять её некому. Творческий обоз из деятелей и чиновников в силу ряда причин продолжает жить в попилочных 90-х. И пилит те же самые темы, что были в попилочных 90-х, когда действительность формировали рейдерские захваты, а историческое самосознание – "Огонёк" с Резуном. Кто не верит – пусть посмотрит киноновинки: на днях вышел выдающийся триллер "Рейдер. Большая игра" по произведению великого адвоката Павла Астахова.

Бюджет под $1 млн, касса $130 тыс. Ещё вышла уморительная комедия "Бабло" про охоту пацанов и олигархов за лимоном евро. Бюджет свыше $2,5 млн, сборы $1,1 млн. Ещё вышла вот "Одна баба", будущее которой мы уже описали выше. В каком году живут создатели всего этого кина – можно понять только по выходным данным. В остальном на их дворе по-прежнему 1994-й.

...К сказанному остаётся добавить лишь одно: загнать этот обоз обратно в творческий авангард общества будет куда сложнее, чем разогнать его совсем. А разгонять придётся – иначе мы так и вступим в эпоху новой индустриализации под вопли насилуемых символических персонажей".


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС