25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

От сжигания Корана "вспыхнул" Афганистан

Акция американского пастора Тэрри Джонса, который сжег Коран, привела к погромам в афганских городах Мазари-Шариф и Кандагар. В результате столкновений манифестантов и полиции более 30 человек убиты и около 150 ранены. В Кандагаре толпа попыталась захватить здание местного представительства ООН и губернаторства. Официальные власти Афганистана поспешили обвинить во всем движение "Талибан". Между тем, как рассказал в интервью Накануне.RU эксперт Российского института стратегических исследований, главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Аджар Куртов, волна в Афганистане не столько инспирирована самими талибами, сколько отражает общие настроения населения, которое недовольно своим положением и присутствием оккупационных войск.

Вопрос: По Вашему мнению, кто стоит за погромами в Афганистане? Официальные власти страны винят в произошедшем движение "Талибан". Насколько это действительно так?

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Аджар Куртов: Упираться во мнение только официальной власти Афганистана не стоит. Все-таки, официальная власть Афганистана связана теми обстоятельствами, которые существуют в данной стране. В стране идет гражданская война, присутствуют оккупационные войска, экономика развалена, и поэтому средства правительство Карзая вынуждено искать за рубежом. Естественно, что в этих условиях оно подыгрывает в своих оценках прошедших событий западным партнерам и сваливает вину на наиболее "оголтелую" часть исламистской оппозиции, то есть, на движение "Талибан".

Здесь, скорее всего, имел место комплекс причин, и нельзя упускать из виду, прежде всего, то, что американская администрация проглядела ситуацию в своей собственной стране. Выходка этого пастора не могла не вызывать подобной реакции в наиболее фундаменталистски-ориентированных частях исламского мира. Если мы вспомним события прошлого, когда один из художников Дании опубликовал карикатуры, достаточно вольно трактующие образы исламских лидеров, а именно пророка Мухаммеда, то по всему миру тогда развернулась схожая волна демонстраций, тоже имевшая составной частью насильственные эксцессы. И уж тут заподозрить талибов в том, что они организовали это по всему миру, нельзя. Все-таки, в исламе есть традиция, когда любое критическое высказывание в адрес данной религии воспринимается, как преступление, которое требует обязательного возмездия, причем, насильственного характера. Особенно, в исламских диаспоральных организациях и религиозных общинах есть такая тенденция, когда руководители этих общин пытаются сплотить своих единоверцев на основе мобилизации их на подобного рода мероприятия.

Вопрос: Так произошло и в Афганистане?

Аджар Куртов: Если возвращаться к Афганистану, то этого следовало ожидать. Думаю, что правительство Карзая и международные организации проморгали этот момент. Нужно было, как минимум, усилить охрану подобного рода учреждений. Четыре охранника в Мазари-Шарифе, даже вооруженные легким стрелковым оружием, естественно, не могли удержать эту толпу и все четверо трагически погибли. Пострадали дипломаты. К счастью, российский дипломат не погиб, но он получил удар камнем по голове. По версии, его не убили только потому, что нападавшим он кричал, что он – мусульманин.

Эта волна в Афганистане не столько инспирирована самими талибами, сколько отражает общие настроения населения, которое недовольно своим положением, присутствием американцев и их натовских союзников в стране, бесконечно продолжающейся войной. Конечно же, "горячего" материала хватает, и в данном случае достаточно было искры, и она прилетела извне, чтобы на проповедях в мечетях эти искры были раздуты в пламя столь неприглядных эксцессов.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Вопрос: На Ближнем Востоке сейчас неспокойно. Возможно ли, что акции в Афганистане примут более масштабный характер? Возможны ли, например, попытки свержения официального правительства страны по "египетскому сценарию"?

Аджар Куртов: Подобного рода эксцессы могут произойти в других частях исламского мира. Что касается "египетского сценария" в Афганистане, то я бы это исключал, поскольку разные обстоятельства сыграли роль в событиях. Но в Афганистане, по сути дела, не прекращается та же самая внутренняя гражданская война, которая имеет место в Ливии. Сейчас в СМИ – прежде всего, в мировых, западных, да и в российских – доминирует точка зрения о том, что, якобы, есть какие-то благородные повстанцы, которые хотят свергнуть кровавого диктатора. На самом деле, все сложнее, и эти повстанцы отнюдь не благородные, а более правильно называть их мятежниками.

Вопрос: Некоторые эксперты высказывали мнение о том, что панарабская революция может стать панисламской и дойти до Средней Азии. Возможно, события в Афганистане на исламистской почве и станут таким "мостиком"?

Аджар Куртов: Думаю, что такие попытки, безусловно, будут происходить, более того, они происходят. Например, только что прошедшая попытка оппозиционных партий в Азербайджане устроить антиправительственную демонстрацию – фактически в стране, которая в большей степени относится к азиатскому региону, тем более, входит в Прикаспий. То есть, оппозиционные силы, которые существуют, действительно, могут вдохновиться этим арабским примером, пытаться повторить нечто подобное в своих государствах.

Что же касается собственно региона Центральной Азии, то я думаю, что эти попытки могут иметь место, но, скорее всего, они в короткий период времени не увенчаются успехом.

Вопрос: Почему Вы так считаете?

Аджар Куртов: В силу целого ряда причин. Все-таки, здесь население еще живет под мощным прессом пропаганды раннего периода постсоветской истории, когда те же самые лидеры, которые сейчас находятся у власти, эксплуатируют тезис о том, что с обретением независимости их народы вступили на дорогу устойчивого прогресса, который обязательно приведет их к счастью. И эти настроения пока еще присутствуют в головах жителей стран Центральной Азии, и эти иллюзии, по сути дела, еще не девальвировались полностью. Эти два региона существенно отличаются, и мобилизационный потенциал для создания революционной ситуации в Центральной Азии совершенно иной – он гораздо меньше, чем в арабских государствах. Вместе с тем, есть серьезные проблемы, связанные с экономикой, сейчас очень сильно дорожают продукты питания, и это может вылиться в выступления социального недовольства в Таджикистане, Киргизии, возможно, локальные акции пройдут в Узбекистане.

Также обстоятельства, связанные с исламской компонентой, совершенно другие. В Центральной Азии постсоветская инерция сохраняет свое значение, когда советское общество было атеистическим, и исламские ценности – они только сейчас прививаются у народов Центральной Азии в том объеме, в которых они существуют в других частях исламского мира. Исламский радикализм хотя и присутствует в Центральной Азии, но он еще не развернулся столь широко, как в арабских странах. Соответственно, возможности для исламистов встать во главе революционного движения тоже существенно ниже. Повторение таких арабских сценариев в Центральной Азии, когда будут разрушены действующие режимы, является маловероятным.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС