18 Мая 2024
search

Мертвый Пригожин победил живого Шойгу

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Политика Уральский ФО

Яков Силин: Зачем идти к чиновнику, если вопрос можно решить, не поднимаясь со своего рабочего места?

УрФО вместе со всей остальной страной готовится к "большому выборному сезону". Он будет непростым, и не только из-за изменений в законодательстве, как федеральном, так и региональном, но и в связи с далеко не самыми простыми условиями – кризис все еще оказывает свое влияние, лето было горячим во всех смыслах слова и т.д. Как со всем этим справляются регионы Уральского федерального округа, какие выборы в уральском полпредстве будут держать на особом контроле, какую роль должны сыграть СМИ и у кого лучше получается внедрять информационные технологии, облегчающие жизнь граждан – об этом и многом другом в интервью Накануне.RU рассказал начальник департамента по внутренней и информационной политике уральского полпредства Яков Силин.

Вопрос: Яков Петрович, Россия и УФО в частности вступают в "большой выборный сезон". Начнется он в октябре этого года и закончится, пожалуй, уже выборами Президента страны в 2012-ом. Как бы Вы оценили подготовку к "большим гонкам"?

Яков Силин: Если говорить о ближайших выборах – октябрьских, то вряд ли можно ждать чего-то необычного. Тем не менее, всякий раз у выборных кампаний есть свои особенности, продиктованные конкретной ситуацией, конкретным политическим моментом и экономической ситуацией, той территорией, где проходят выборы. Например, очень значимые выборы сейчас пройдут в Сургуте. Прежний руководитель работал двадцать лет, и на этот раз выдвигать свою кандидатуру не стал. Так что борьба между выдвиженцами от разных партий развернулась серьезная. Хотя есть и явный фаворит – опытный и авторитетный в городском сообществе человек. И это тоже особенность.

Ряд выборов проходит на Ямале. В частности предстоит избрать глав Красноселькупского и Тазовского районов, города Губкинский и ряда поселений. Вообще, в каждом из субъектов Уральского федерального округа выборы будут, но где-то это избрание в отдельные муниципальные представительные органы власти, где-то по схеме разделенных полномочий избирается председатель думы, а затем будет наниматься по контракту сити-менеджер – еще один тренд нынешнего времени (порядка 25% всех муниципалитетов страны уже работают по этой схеме). В пяти районах и двух городах будут избираться депутаты представительных органов власти этих муниципалитетов.

Очень значимые выборы будут на Южном Урале – в законодательное собрание Челябинской области. Поэтому данному субъекту и данным выборам мы уделяем особое внимание. Надеемся, что это хорошо понимает руководство и ведущие политические силы региона.

Что будет характерно для всех выборов предстоящего периода? Это недавно внесенные изменения в целый ряд федеральных законов и, соответственно, в законы региональные. Например, принципиальная позиция по равному доступу всех политических партий к средствам массовой информации. Я участвовал в семинарах ЦИК РФ по этому поводу, где представлялся детальный анализ: каким образом осуществляется контроль на цик центральная избирательная комиссия выборы голосование|Фото: циктелевидении и в целом в СМИ с целью обеспечения этого самого равного доступа. И хочу сказать, что после выхода федерального закона прошло совсем немного времени, а ни одна из политических партий не высказала претензий! Значит закон работает. Равное право предоставлено всем партиям. Им нужно только правильно пользоваться. Но сегодня наоборот – у средств массовой информации есть претензии к партиям, которые возможности предоставленные не используют. Им, зачастую, не с чем пойти к людям, у них нет аргументов, тем для серьёзных разговоров, которые бы заинтересовали потенциальных избирателей. Они попросту теряют время. Складывается парадоксальная ситуация, когда СМИ уже чуть ли не навязывают партиям их же время! Если политическая партия добивается власти, имеет политические амбиции, тогда она должна идти к населению, к избирателям и заявлять свою позицию.

Самое серьёзное внимание уделяется вопросам безопасности при подготовке и проведении выборов. Полномочный представитель Президента России в Уральском федеральном округе Николай Александрович Винниченко определил эту задачу перед руководителями силовых структур округа и регионов как приоритетную для них.

Идёт внедрение новых современных технологий в выборный процесс. К примеру, электронный подсчет голосов и так называемое электронное голосование. Сейчас есть комплексные автоматические системы, позволяющие голосовать не с помощью обычного бюллетеня, а при помощи электронной карты. Такой эксперимент проходит в ряде регионов России, в том числе и в субъектах УФО (в Тюменской области, в г.Екатеринбурге и других территориях). За этим будущее. Во всех регионах УФО уже идет активная подготовительная работа по данному нововведению.

Есть вопросы, связанные с досрочным голосованием, с обеспечением избирательных комиссий всем необходимым. И много других проблем и вопросов от которых зависит качество и уровень проводимых выборов (финансирование, материально-техническое обеспечение, кадры...).

Свою специфику внесет и Всероссийская перепись населения, которая также будет проходить в октябре. В северных регионах она уже идет – в силу известных климатических условий и огромных территорий. Так что всех нас в октябре ожидает весьма сложная работа.

уральский полпред Николай Винниченко|Фото:Накануне.RUАппарат полномочного представителя держит ситуацию на контроле. Ведётся тщательный анализ по всем субъектам. Полномочный представитель Президента Николай Александрович Винниченко держит на системном контроле ход подготовки к выборам всех уровней. Выявляются положительные и отрицательные тенденции и если возникают какие-то риски – принимаются меры по их устранению. Эта работа проводится как органами государственной власти, так и местного самоуправления. В соответствии с поручениями полпреда департамент по внутренней информационной  и информацонной политике также по своей линии осуществляет текущий контроль и информирует о положении дел.

Вопрос: А как Вы считаете, смена руководителей регионов, которая произошла в большинстве субъектов, входящих в УФО, наложит свой отпечаток на выборные кампании?

Яков Силин: Действительно, в четырех из шести субъектов в конце прошлого года – начале нынешнего сменились команды управленцев, сменились руководители, первые лица регионов. Зачастую изменения были кардинальными. Здесь есть свои плюсы и минусы. В марте этого года прошли выборы в Законодательное собрание Свердловской области. Думаю, из некоторых не очень удачных шагов выводы все сделают. Следующие "показательные" выборы, как я уже говорил, будут в Челябинской области. Там уже сейчас довольно напряженная, но интересная ситуация складывается у политических партий. Наша задача – не вмешиваясь в ход выборов, анализировать процессы и обеспечивать соблюдение законов. На окружных оперативных штабах, которые проводит Николай Александрович Винниченко, такие вопросы и решаются.

Вопрос: По октябрьским выборам можно будет судить о том, как пройдут кампании по избранию депутатов Госдумы и Президента РФ?

Яков Силин: Любые выборы, а тем более те, что проходят непосредственно в год проведения федеральных кампаний или накануне, имеют особое значение. Всегда присутствует пристальное внимание и интерес со стороны общества, политических партий и общественных организаций и т.д. Хотя впереди еще мартовские выборы 2011г.– вот они-то будут непосредственной "предтечей" больших федеральных кампаний.

Если вернуться к особенностям периода, то нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что мы ещё не прошли до конца кризис. Очевидны улучшения в экономике, стабильнее стало в обществе в целом. Но есть и объективные проблемы - многие вопросы, естественно, обострились. Прибавьте к этому |природно-климатические явления прошедшего лета - масштабные пожары, засуха в некоторых наших регионах и, как следствие, в сельском хозяйстве появились дополнительные трудности. Хотя надо отдать должное субъектам УФО – они достойно выходят из ситуации. На все это люди реагировали по-разному. Было бы глупо игнорировать имеющиеся проблемы, но поводов для паники и нагнетания обстановки точно нет. Сегодня экономика всех шести субъектов округа довольно стабильно развивается. Региональные власти не сидят сложа руки, во взаимодействии и под руководством полномочного представителя Президента осуществляется координационная политика в области экономики и в социальной сфере. Решаются многие важные для хозяйства территорий и непосредственно для населения вопросов. Тем не менее, мы отдаём себе отчёт в том, что все это может отразиться на тех настроениях и ожиданиях, с которыми жители регионов пойдут на выборы.

Пока мы не видим поводов для большой тревоги. При этом не закрываем глаза на то, что в ряде регионов проблемы остаются.

Вопрос: А сами регионы, население имеют возможность узнать точку зрения полпреда Президента?

Яков Силин: Конечно. Например, вся информация публикуется на официальном сайте полномочного представителя сразу же после проведения любых совещаний или мероприятий. Материалы всегда оперативно выкладываются для ознакомления всеми желающими. Думаю, что журналисты сумели уже в этом убедиться. Буквально через несколько дней мы запускаем в работу новый Портал полномочного представителя, Он будет более информативным, современным и интересным. Мы готовы оказывать средствам массовой информации всяческое содействие в совместном информировании жителей наших регионов о деятельности полномочного представителя и его аппарата, о происходящих в Уральском федеральном округе событиях и процессах.

Вопрос: Кстати, как Вы оцениваете работу и взаимодействие всех уровней исполнительной власти регионов УФО во время в прямом и переносном смысле жаркого лета-2010? И как сработало полпредство в качестве координатора?

винниченко николай александрович полномочный представитель президента рф в урфо севриков владимир александрович заместитель полномочного представителя президента рф в урфо|Фото: Накануне.ruЯков Силин: Вы наверное обратили внимание что как только обострилась ситуация – полномочный представитель Президента в первую очередь выезжал на места пожаров, знакомился с реальной обстановкой, оценивал, какая понадобится помощь, давал рекомендации руководителям субъектов, сам лично выходил на первых лиц государства и поддержка оказывалась через федеральные органы власти,. Прежде всего, специалистами, техникой и финансированием из госбюджета.

К сожалению, беда не обошла нас стороной – есть и погибшие, и пострадавшие. Есть семьи, понесшие невосполнимые утраты. Этим семьям оказывается социальная поддержка, строятся новые дома, решаются многие жизненно важные проблемы. Слава Богу, что бедствие было у нас не таким мощным, как в некоторых регионах центральной России.

Тем не менее, то, что произошло – урок для властей и для жителей. Ведь абсолютное большинство пожаров произошло из-за "человеческого фактора". Что касается органов власти – отдаю должное руководству Свердловской области – ей досталось больше всего, но здесь и оперативнее всего решались вопросы. Губернатор Александр Сергеевич Мишарин неоднократно бывал в самых сложных и ответственных местах. Принимал экстренные меры и добивался улучшения положения дел. Считаю, что в целом достойно вышли из ситуации. Пострадавшим оказывается помощь. Людей ведь не утешишь словами "мы стараемся". Они потеряли дома, потеряли все имущество. Принятые руководством страны и регионов решения по оказанию помощи, по строительству жилья, по социальным вопросам говорят о том, что власть адекватно оценила ситуацию. Мы не застрахованы от подобных бед и в будущем, а потому важно извлечь уроки и опыт быстрого и эффективного решения столь сложных проблем. Нужно быть готовыми отвечать на подобные вызовы. Особенно актуально это на Урале и в Сибири, где скоро наступят холода, и пострадавшие не должны оказаться на улице. Сегодня вопросы подготовки к зиме полпред держит на контроле. Особый спрос будет с руководителей муниципалитетов и предприятий, отвечающих за данную сферу.

Вопрос: Что именно делается? Вообще, как идет подготовка к зимнему периоду?

Яков Силин: Семь-восемь докризисных лет – стабильных в экономическом и социальном плане – регионы проводили огромную работу, вкладывали миллиарды в обновление инженерных коммуникаций, в реконструкцию и развитие коммунальной инфраструктуры Это те самые трубы и котельные, с которыми обычно и бывают главные проблемы. Работали на перспективу, благо были финансовые ресурсы, позволявшие обновлять существующую систему ЖКХ. Были готовы, в хорошем смысле слова, к трудностям, к неординарным ситуациям, к морозам. Кто думал о будущем, рачительно распределял ресурсы и разумно их использовал, тот успел сделать многое.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Два кризисных года сбавили обороты. И впереди еще несколько непростых лет будет. Может быть не в целом, но по некоторым отраслям. И здесь мудрость и прозорливость руководителей всех уровней властей, начиная с муниципалитетов и заканчивая субъектами Федерации, будет заключаться в том, насколько грамотно, они будут использовать имеющиеся ресурсы, как расставят приоритеты. Это не секрет, что подготовка к отопительному сезону стоит в одном ряду с продовольственной безопасностью. По последней сейчас, кстати, тоже очень жесткий контроль, большое внимание, в том числе и со стороны СМИ. К сожалению, не обходится и без спекуляций на беде.

Не секрет, что есть отдельные муниципалитеты в каждом из субъектов, где существуют проблемы с подготовкой к зиме. По этому вопросу – в СМИ можно каждый день читать. Уже прошли совещания в аппарате полпреда – под руководством заместителей, курирующих данное направление. И на каждом из совещаний называются конкретные населенные пункты, конкретные долги порой в десятки и даже сотни миллионов рублей. В отдельных муниципалитетах уже нет прежних руководителей – они не справились, и их отстраняют или депутаты, или губернаторы. И правильно делают! Рассказывать о том, как долго работали и при этом замерзли - бессмысленно. Лучше освободить от занимаемых постов неспособных руководителей и дать возможность тем, кто может работать в современных условиях, отвечая на запросы времени и людей. Люди хотят жить комфортно и безопасно. И если кто-то претендует на работу в органах власти, особенно в качестве первых лиц, - должны понимать, что это серьезнейшая и ответственная работа, за результаты которой придется отвечать. Многие уже ответили. Кто не способен работать, тот должен уходить. И в регионах, где сейчас новое руководство, это проявляется сильнее. Свердловская область – классический пример. Многие удивляются: уже целый ряд руководителей муниципалитетов ушел. Это и другим урок. Если не будут справляться – они не должны работать. Процесс этот находится на контроле у аппарата полпреда. Но мы не вмешиваемся в текущую деятельность – это полномочия муниципалитетов и субъектов. Естественно, контролируем те средства, которые поступают из федерального бюджета. Нам важно, чтобы те деньги, которые приходят, использовались максимально эффективно.

Вопрос: А вот Вы сказали о том, что СМИ активно указывают на, так скажем, "болевые точки". Обратную связь между СМИ, общественностью и властями регионов полпредство отслеживает? Есть вообще таковая? И как сами следите за ситуацией?

Яков Силин: Есть! Мы интересуемся, что и кто пишет, что и где происходит. У нас достаточно каналов информации. Один из важнейших - СМИ. У журналистов всегда есть оперативная информация по регионам.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Сегодня реалии таковы, что не только представители властей, но и большинство населения пользуется интернетом, современными коммуникационными технологиями для получения оперативной информации. И, очевидно, что тенденция будет только усиливаться. Поэтому и у нас всегда в "Избранном" на компьютере – страницы всех основных СМИ. По результатам сообщений в средствах массовой информации анализируются и даются поручения подразделениям аппарата полпреда, главным федеральным инспекторам в регионах, они тоже отслеживают ситуацию на местах. Идет контроль за реализацией государственной политики в сфере, например, ЖКХ, продовольственной безопасности, социальной сфере и т.д. На регулярной основе у нас происходят встречи с журналистами самых разных электронных и печатных СМИ. Активное интернет-сообщество подпитывает органы власти своей информацией и предложениями по улучшению ситуации практически в любой значимой для граждан сфере жизнедеятельности.

В ближайшее время состоится очередная встреча полномочного представителя Президента со СМИ. Буквально месяц назад Николай Винниченко встречался с советом главных редакторов УФО. Также недавно полпред встречался с журналистами на площадке одного из информагентсв. И сейчас готовится целый ряд таких мероприятий. Задача – максимальное информирование населения о деятельности аппарата полномочного представителя. Здесь тайн нет. Кстати, первое, что мы сделали, когда переехали в новую резиденцию – пригласили всех желающих журналистов, показали где и в каких условиях работаем, заявили о готовности информировать о нашей работе. У нас, в свою очередь, есть просьба к средствам массовой информации – больше интересоваться происходящим. Ведь СМИ – основной "посредник" между властями и населением, наверное, 99,9% всех возможностей донести информацию приходится именно на СМИ. У меня постоянно проходят встречи с представителями средств массовой информации, с руководителями различных изданий, впредь будет точно также, только больше! Есть СМИ, которые часто сами выходят на нас. И мы этому рады. Со своей стороны мы также имеем пожелание – больше объективной информации.

Вопрос: Деятельность руководства субъектов в этом направлении как можно оценить? Начиная с поддержки обратной связи с населением, ведением блогов руководителями регионов и заканчивая созданием электронного правительства.


Яков Силин: Этим занимаются все без исключения субъекты округа и их руководители, поскольку существует такая установка государства, учитывая, что и сам Президент занимается данным вопросом.

Есть субъекты, у которых это лучше и больше получается. Например, Тюменская и Челябинская области. Импонирует, например, что новое руководство Свердловской области в качестве приоритета объявило как раз внедрение современных коммуникационных и информационных технологий в деятельность власти, даже было создано профильное министерство. И правильно! Потому что произошло некоторое отставание от ряда регионов. И это при таком потенциале, которым обладает Средний Урал, – финансовым, но, главное, кадровым, интеллектуальным. Потребность в этом сегодня на порядок выше, чем мы предлагаем. Были заявление губернатора А.С. Мишарина о том, что к концу года несколько десятков услуг будут оказываться в электронном виде, прежде всего, населению, малому и среднему бизнесу. Зачем идти к чиновнику, если вопрос можно решить, не поднимаясь со своего рабочего места, экономя время и средства? Иначе для чего тогда эти самые современные технологии, для чего мы устанавливаем компьютеры, закупаем программы, если сама власть отстает?

А это отставание, к сожалению, в отдельных регионах и особенно многих муниципалитетах есть. Продвинутыми можно считать, к сожалению, только крупные муниципалитеты и центры субъектов Федерации. А в небольших муниципальных образованиях все больше по старинке. В целом же Уральский федеральный округ идет в федеральном тренде.

Мы здраво оцениваем свои возможности, достигнутые результаты и имеющиеся проблемы. Нам ещё очень многое предстоит сделать.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Другие статьи



Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС