20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Где-то пожарная авиация, а где-то ведро с водой и лопата

Ни одна природная стихия не пользовалась у людей такими противоречивыми чувствами, как огонь. С одной стороны, с тех пор, как человек его "покорил", дым очага стал священным символом начала новой жизни, тепла, дома. С другой, этот символ жизни, выходя из-под контроля человека, легко "съедает" на пути всё, оставляя лишь страшные следы. Пренебрежения это чудо природы, особенно вырвавшись на природу, не терпит, и мстит людям за невнимательное отношение.

Если у тебя в кармане загораются спички, то радуйся, что в нем у тебя не пороховой погреб.

А.П. Чехов

Самый страшный в России лесной пожар прошлого года произошел 14 мая в лесном поселке Чашинский Курганской области – в огне погибло 12 человек, более ста получило травмы и ожоги, без крова осталось 663 жителя. Минул год, а люди так и не пришли к общему мнению - человеческий фактор стал причиной этой трагедии или же злая игра природы. На одной чаше весов – сжигание травы на частных покосах (что категорически запрещено), сжигание сухостоя  сельхозпредприятиями и просто поджигания, затем, халатность должностных лиц и слабое взаимодействие различных структур; на другой чаше – зашкаливание температуры за 30 градусов жары, постоянные сильные ветра, отсутствие зелёной травы, которая препятствовала бы распространению пожара. Целый год Фемида не могла определить, какая же из этих чаш тяжелее, шло длительное запутанное рассмотрение. Только недавно прокуратура постановила: человеческий фактор не был первоисточником курганской трагедии. Уголовные дела, возбужденные после гибели 12 человек, закрыли. Во всем оказалась виновата природа.

Напомним, что тогда в Курганском лесхозе начали бороться с огнём ещё 10-го мая. Через 3 дня ситуацию, казалось, удалось преломить – пламя утихло, - ну, естественно, все службы расслабились. Пожар, погубивший Чашинский, разгорелся буквально за час - следователи поминутно изучали обстановку тех майских дней. Прокуроры лишь разводят руками – есть нарушения, но они не попадают под определение "халатность" - когда должностное лицо, имея реальные силы и средства предотвратить пожар, ими не воспользовался. То есть, заключают прокуроры, реальной возможности предотвратить катастрофу не было - не было необходимых средств и ресурсов.

А раз отсутствие "средств и ресурсов" не является чей-то виной, то остаётся вероятность того, что и дальше никто не будет держать ситуацию под контролем. И при очередном таком стихийном бедствии (не дай бог, конечно!) так и будет продолжаться игра в административный футбол -  перекидывание ответственности от одной службы к другой.

Однако, как признаются лесники и спасатели, после курганской трагедии выводы все-таки сделаны были. Правда, чисто российского свойства - просто  каждый понял, что в случае стихийного бедствия надеяться не на кого и принцип "спасение утопающих – дело рук самих утопающих", действует не только в воде. Сельские жители Зауралья не стали дожидаться, когда в их муниципальное образование наконец-то поступит пожарная машина или когда федеральные службы всё-таки начнут оплачивать горючее для спасательных самолётов МЧС.

По словам пресс-службы МЧС Курганской области сейчас в каждом населённом пункте формируются пожарные посты - при наличии финансов у муниципального образования. Но, когда "финансы поют романсы", главы сельской администрации в своём населённом пункте пытаются создать добровольную пожарную дружину.

Помимо всего прочего, сельсоветы сейчас снова стали заниматься пропагандой. Нет, они не развешивают агитки, типа: "Маленькая спичка – большая беда!". Они решили, что гораздо лучше обойти каждый двор и познакомить жителя с правилами противопожарной безопасности в индивидуальном порядке. И знакомят, начиная с правил безопасности эксплуатации электропроводки, заканчивая тем, сколько метров противопожарной полосы должно быть в населённых пунктах. Как говорят работники сельсовета, такие учения не проходят даром.

В своём интервью Накануне.RU начальник пресс-службы ГУ МЧС Курганской области Татьяна Орлова сообщила: "Мы возвращаемся к тому времени, когда в каждом доме на воротах были нарисованы таблички: лопата, забор, ведро, лестница. И люди знали, что если случится пожар, они хватают то, что нарисовано в табличке и бегут на помощь. А оповещают о пожаре старым дедовским способом – либо рельса висит, либо что-то ещё подвешивают. Такой набат бьёт,  когда начинается пожар, -  весь посёлок собирается"

Конечно, в 21 веке, когда в Калифорнийских лесах, например, работают системы телекамер дистанционного действия - "рельса" и "табличка с лопатой" выглядят несколько... скажем, простовато. Но, впрочем, нашим сельским жителям не важна упаковка и телекоммуникационые технологии – не до этого! Было бы имущество цело, да самому б живым остаться!

Например, в поселке Лебяжий Далматовского района глава местной администрации, не дожидаясь давления пожарной охраны, обязал каждого жителя держать во дворе бочку с водой. Так, на всякий случай. И теперь каждый лебяженец знает, что если и наступит этот "всякий случай" - он возьмёт ведро, лестницу, лопату и вместе с односельчанами будет защищать своё жильё.

"Сейчас вся надежда на добровольные дружины, на ответственность людей. И когда мы проходили с проверкой по дворам, проверка внеплановая, никто не ожидал, просто приехали в деревню – там, действительно, бочки полные водой, лопаты есть, вёдра есть. Не просто ради какой-то картинки. Когда с людьми разговаривала, они сказали: мы научены прошлым годом, мы больше не хотим такого повторения, поэтому сейчас постоянно начеку", – рассказала Татьяна Орлова.

Вот и получается, что мы возвращаемся к хорошо забытому старому, поскольку не по силам в каждом небольшом населённом пункте иметь пожарную машину. В конце прошлого года в Курганской области была принята программа "Пожарный автомобиль селу", рассчитанная до 2009 года, по которой областная администрация должна в каждый район закупить по новому автомобилю. Даже если эта программа и будет проведена в полной мере, то всё равно не решит всех проблем, потому что парк автомобилей изношен на 70-80%. То есть фактически нужно не просто закупить новые автомобили туда, где их нет, но и заменить 80% действующих машин.

И, хотя, пожарные машины без сомнений необходимы селу, для слежения за обстановкой в лесах самым эффективным методом остается облёт территории. Тут нечем похвастаться. В Курганской области в курировании лесной территории с прошлогодней трагедии ничего не изменилось: на всю Курганскую область у "Авиалесохраны" имеется тот же АН-2 в количестве 1 штука, который облетает территорию только при  появлении пожаров, профилактическое курирование леса не положено. Денег нет.

Непростая ситуация и на юге Тюменской области. Как рассказал Накануне.RU заместитель начальника по лётной службе Тюменской центральной базы "Авиалесохрана" Юрий Курганов, самолеты они арендуют (у авиационной охраны леса нет своих самолетов для курирования территории и тушения пожаров!): "Мы работаем за счёт областного бюджета, федеральный бюджет не выделяет деньги. То есть финансирование плохое было и в том году, и в этом такое же осталось! Посчитайте сами, во сколько обходится авиапатрулирование: часовая аренда АН-2 стоит 13 тысяч рублей, ЯК-18 – 6300 рублей, МИ-8  - 3-7 тысяч. При сильных очагах возгорания авиапатрулирование леса происходит ежедневно, при отсутствии пожаров – через день, с профилактической целью. В этом году только на аренду воздушных судов затратили 4,3 млн рублей. "

Жалуется на отсутствие внимания федеральных властей и Свердловская область. Руководитель Агентства лесного хозяйства по Свердловской области Константин Крючков, сообщил: "На сегодняшний день, к сожалению, не отлажен механизм погашения затрат лесхозов на тушение пожаров из федерального бюджета. Правительство Свердловской области в этом не виновато. Со своей стороны оно выделило из областного бюджета средства на  авиапатрулирование лесов - это около 5 млн рублей. Также из областного бюджета уже получен один млн рублей на создание запаса горюче-смазочных материалов. И дополнительные средства на авиапатрулирование, раннее обнаружение лесных пожаров, что очень важно для нас, поскольку в этом году, на удивление, много горит северная часть. А там без авиации нам делать просто нечего. Если Свердловская область все-таки получит 16 млн обещанных нам субвенций, то все затраты будут компенсированы".

Единственные в УрФО, кто не жалуется на финансирование – Ханты-Мансийский автономный округ и Ямал. Начальник отдела по предупреждению чрезвычайных ситуаций Управления по ГО и ЧС ХМАО Дмитрий Реперчук сообщил Накануне.RU: "С финансированием у нас всё в порядке. И горючего всегда хватает. Выводы после курганского происшествия мы сделали однозначные: гореть нельзя!" В распоряжении Ханты-Мансийской авиационной базы охраны лесов предоставлено 7 самолётов и 11 вертолётов, не обделён там и личный состав авиа - пожарной охраны – 198 человек.

В этом году "огненный сезон" проходит пока спокойно. Во всём округе пожаров до начала лета было значительно меньше, чем в предыдущем году. Во всех областях УрФО, после курганского бедствия, проведены тщательные профилактические работы (и впрямь, пока гром не грянет, мужик не перекрестится!) Хотя федеральный бюджет и выделил в этом году на профилактику лесных пожаров 791 млн руб. (по всей России), что практически в два раза больше, чем в прошлом году – понятно, что этого недостаточно.

Государство по-прежнему не берет в толк, что хорошая, вовремя сделанная профилактика  позволит не только снизить количество лесных пожаров, но и предотвратить многие из них. И гораздо лучше вовремя и в полном объёме профинансировать противопожарную безопасность, чем потом пожинать плоды в виде человеческих жертв и больших финансовых убытков.

Достаточно сравнить цифры, свести дебет с кредетом: ущерб от лесных пожаров в прошлом году только в ХМАО составил 4 млрд 94 млн 9 тыс рублей (ущерб этого года будет подсчитан только после окончания пожароопасного периода), площадь, пройдённая огнём – 7232 га.  В Свердловской области - ущерб около 355 млн рублей, а затраты на их тушение -  9,2 млнрублей.

И ещё одна информация к размышлению: по данным "Авиалесохраны" 74% всех лесных пожаров происходит по вине местного населения, 23% - от сельскохозяйственных работ, и только 3% от гроз. А восстановление леса после верхового пожара занимает до 400 лет!

Граждане, так и хочется воскликнуть - "Берегите природу, мать вашу!"...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС