29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBVMSW
Бригады для ремонта: http://remont.youdo.com/repair/office/, подробности по ссылке.
Подключение телевизионной розетки по ссылке http://remont.youdo.com/electrician/outlet/tv/.
Монтаж водопровода из ПНД на сайте http://remont.youdo.com/plumbers/plumbing/other/izpnd/.
youdo.com


Аналитика все материалы

Приманка для садоводов и огородников

Около 80% земельных участков, которые де-факто находятся в собственности у граждан, де-юре им не принадлежат. Это выяснилось совсем недавно. А для того чтобы, как положено, оформить их в собственность, необходимо пройти порядка 15 инстанций, потратив огромное количество нервов, времени, и денег -перспектива не из приятных. Помню, мне самой, после нескольких месяцев бумажных мытарств, правда, не связанных с приватизацией земли, захотелось хлопнуть дверью очередного кабинета и послать всех чиновников куда подальше. Но в скором времени процедура оформления в собственность земли, садовых домиков и частных домов станет проще: правительство одобрило предложения Минэкономразвития, надеясь, тем самым, вовлечь в процесс приватизации большее число граждан. Такая забота о народе достойна похвалы, хотя, возможно, чиновники не столько о народе пекутся, сколько о пополнении бюджета: если дом или земля не зарегистрированы, их хозяева не платят налоги. А упрощенный порядок регистрации прав собственности, возможно, не более, чем приманка.   

                                                 *  *  *

Упрощенный порядок приватизации земель касается, прежде всего, тех садовых участков, которые были приобретены гражданами в начале-середине 90-х годов. В тот период в России впервые возникла "земельно-дачная" проблема - из-за того, что процесс передачи предприятиями земельных участков в собственность садоводческих товариществ и отдельных садоводов, который начался в 1991 году, был пущен на самотек. Некоторые сады до сих пор числятся за предприятиями, которых уже и в помине-то нет.  Передавались же многие участки в собственность таким способом: составлялся муниципальный акт, в котором было записано, что такой-то, такой-то имеет в собственности участок такой-то площади. На этом оформление документов заканчивалось.

Примерно так же дело обстояло и с возведением строений: люди строили домики, сараи и прочие хозяйственные постройки без всяких согласований. Им и в голову не приходило спрашивать у кого-то разрешения (на примере своих родителей знаю). "Дачный беспредел" продолжался до 1997 года - до тех пор, пока не вышел закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В законе черным по белому записано, что права на недвижимое имущество, в том числе на землю, возникают с момента их государственной регистрации в Едином госреестре прав (ЕГРП). В результате многие земельные участки и строения, ранее считавшиеся собственностью граждан, потеряли свой статус. Но и передаточные акты муниципалитетов вроде бы никто не отменял.

По данным Минэкономразвития РФ, на "полулегальном" положении сегодня находятся порядка 80% от общего числа землевладений. Их владельцы регистрировать участки не торопятся. Многих останавливает забюрократизированность этой процедуры: чтобы доказать свое право на собственность, человек должен обить множество порогов и выстоять многочисленные очереди. 

Однако, до тех пор, пока участки официально не являются их собственностью, садоводы не имеют права эти земли продать, обменять, подарить и т.д. Впрочем, как рассказала Накануне.RU главный специалист отдела крестьянских, фермерских хозяйств, личных подсобных, садоводческих товариществ Минсельхоза Челябинской области Валентина Антипова, закон садоводы умудряются обходить, еще и поэтому, наверное, многие из них не чувствуют особой нужды регистрировать свои участки.

"Как продают? Переписывают членскую книжку с одного на другого. Причем, такие сделки совершаются не только внутри товарищества: покупатель договаривается с председателем, платит вступительный взнос и все. Мы смотрели членские книжки садоводов, в некоторых по десять фамилий зачеркнуто. А у нового владельца, кроме членской книжки, документов на участок, как правило, нет", - пояснила Валентина Антипова.  

Юридической силы такие сделки не имеют, к тому же, есть опасность, что продавец и покупатель могут в любой момент отказаться от своих обязательств. Но садоводов необходимость собирать справки и ходить по инстанциям, видимо, пугает больше, нежели вероятность стать жертвой мошенничества.

Все, кто имеет в собственности землю и недвижимость, платят налоги. Однако незарегистрированные участки и постройки налогами, ясно-понятно, не облагаются. Хотя члены садоводческих товариществ налог на землю все равно платят: налог взимается со всей территории, а председатель сада или бухгалтер раскидывают эти деньги на каждого садовода -в  зависимости от размера участка. Ставку налога устанавливают муниципальные власти. Например, обладатели шести соток в Челябинске в год платят порядка 400 рублей. Хотя город городу рознь, как известно. В Екатеринбурге, вообще, получить землю в собственность проблематично, если не знать, кому, где, когда и сколько.

Сумма налога напрямую зависит от размера участка. Однако последняя масштабная инвентаризация садов проводилась лет десять назад, если не больше. В Ханты-Мансийске в начале 90-х годов всем выдали ровно по шесть соток, до сих пор эти шесть соток и проходят по документам. "Когда началось освоение участков, их площадь увеличилась до семи- восьми соток, но никто же ее потом не замерял. Поэтому и налоги до сих пор платятся с шести соток", - посетовал заместитель директора Департамента муниципальной собственности Ханты-Мансийска Сергей Василенко.  

В Челябинской области была другая ситуация. Участки поручили измерить председателям садоводческих товариществ: многие, дабы не мудрствовать лукаво, мерили их пошагово, а то и вовсе на глаз. Если заглянуть в госакты, выданные на руки землевладельцам, то можно увидеть, что все участки обозначены одинаковыми квадратиками. Какова их реальная площадь, сейчас никто и не знает.

Примерно такая же картина складывается по огородам и частным жилым домам. Многие "частники" платят земельный налог, исходя из той площади участка, которая далека от фактической. Зачастую, кроме хозяйственной книги, куда вписана фамилия владельца, других документов на дом и участок у них нет. "Причины разные: где-то администрация была более дееспособная, специалист выдавал свидетельства и все, как положено, было. Где-то работа была начата, но специалист сменился, и все застопорилось, то есть, в основном, человеческий фактор сыграл свою роль", - рассказал заведующий отделом земельных и имущественных отношений администрации Аромашевского района Тюменской области Николай Симонов.  

Если за землю с садоводов и огородников налоговикам удается собирать хоть какие-то деньги, то за недвижимость, если она не зарегистрирована, вообще, никто не платит. Налог на дома и садовые постройки тоже небольшой (берется определенный процент от инвентаризационной стоимости строений), но, если умножить его на количество неплательщиков, получится довольно солидная сумма. Приплюсуйте к ней то, что "отщипывают" от налоговых платежей неточные размеры земельных участков.

В Минэкономразвития, видимо, в один прекрасный день взяли и подсчитали, сколько налогов из-за бюрократических "погрешностей" ежегодно недополучает бюджет, и предложили упростить процедуру оформления прав собственности на землю, садовые домики и частные дома. Правда, всего на один год - до января 2007 года. Правительство, не долго думая, согласилось.

                                                *  *  *

Почему всего на год, честно говоря, не очень понятно. Официальное объяснение сводится к тому, что, если увеличить срок, у многих граждан появится стимул начать строительство новых домов, а потом предъявить их в качестве построенных ранее. Об этом накануне заявил зам. министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов. Вы только вдумайтесь в формулировку! В министерстве опасаются, что у граждан появится стимул начать строительство в то время, как полстраны не может решить свои жилищные проблемы. Если б можно было, облегчив процесс приватизации квартир, стимулировать их покупку, - совсем хорошо было бы, и никакая ипотека тогда не нужна была бы. Все равно пока толку от нее ни на грош.   

Возможно, г-н Шаронов имел в виду владельцев краснокирпичных особняков, красующихся на выезде из любого мало-мальски крупного города. Но им-то, наверняка, как раз хватит года на то, чтобы "разрешить" все недоразумения с пожарными и природоохранной службой, а заодно и заручиться поддержкой на будущее: о том, как это делается, не знает разве, что трехлетний ребенок. 

Эксперт ИК "Финам" Вадим Титов, отвечая на вопрос, почему Минэкономразвития только сейчас занялось проблемой незарегистрированных участков и домов, отметил: "Скандал с незаконно возведенными дачами в Подмосковье в перспективе может затронуть большое число достаточно влиятельных людей. Вопрос стал более актуальным, им озаботилось правительство".

Вполне вероятно, что "дачный скандал" послужил неким катализатором. Однако инициатива Минэкономразвития пришлась весьма кстати, если учесть, что в 2006 году стартует муниципальная реформа, а земельный налог и налог на недвижимость отойдут муниципалитетам. Специально в министерстве подгадали под реформу или случайно получилось, можно только догадываться. Однако выходит, что правительство в некотором смысле позаботилось о регионах, и одновременно себя застраховало от лишних упреков в случае сбоя реформы.

Муниципальные власти, естественно, кровно заинтересованы в том, чтобы эти налоги поступали в местные бюджеты в полном объеме. Они этого и не скрывают. "Мы планируем в любом случае провести инвентаризацию земельных участков, потому что вопрос налогообложения в новых условиях для города крайне важен", - отметил  заместитель директора Департамента муниципальной собственности Ханты-Мансийска Сергей Василенко.

С тем, что для повышения собираемости налогов нужно упростить процедуру приватизации, согласны и эксперты, и муниципалы. Правда, всякий раз, когда правительство говорит об упрощении чего-либо, выходит с точностью до наоборот. Взять хотя бы процедуру получения российского гражданства: как только ее упростили, получить гражданство стало практически невозможно. Но это к слову.  

Сейчас схема приватизации земельных участков в общих чертах выглядит так: производится межевание участка, составляется его план, затем участок ставится на кадастровый учет и только потом регистрируется. Если речь идет о жилом доме, то в этот перечень необходимо добавить согласование проектной документации с пожарными, СЭС, электриками, газовиками и т.д. На все про все уходит от нескольких месяцев до полугода и порядка 10 тысяч рублей денег. 

Что же предлагает Минэкономразвития? А Минэкономразвития предлагает оформлять садовые участки по фактически сложившемуся землепользованию, то есть не смотреть на то, что когда-то было записано в документах, лишь бы у соседей не было претензий по поводу границ. Это предложение, отмечают эксперты, вполне разумно: если начать замерять участки по старым схемам, то бойни между соседями не избежать. Да и у многих просто нет этих документов.

Далее ведомство г-на Грефа предлагает распространить на построенные ранее дачные домики и гаражи действие новой редакции Градостроительного кодекса, которая была принята в этом году. Согласно новому документу, садовые строения можно возводить без специального разрешения, что, конечно, существенно облегчит садоводам жизнь.

По части регистрации жилых домов, в МЭРТ решили на время ввести внесудебный порядок признания права собственности. То есть, если раньше хозяину дома предстояло через суд доказывать свое право на владение, то, по предложению министерства, ему будет достаточно представить минимум документов: документы на землю, техпаспорт дома (конструкция здания, его площадь) и заключение органа местной власти о том, что при возведении дома не нарушен градостроительный регламент (дом не стоит на проезжей части или тротуаре). С этим тоже вроде бы все хорошо: проще уж бумажки собрать, чем ввязываться в судебную волокиту, да и денег меньше уйдет.

Правда, власти Аромашевского района Тюменской области восприняли эту идею без особого воодушевления. Не из-за отмены судебного порядка признания прав собственности, конечно. Просто до сих пор при регистрации частных домов районные чиновники обходились без градостроительной оценки. "Мы на уровне муниципалитета готовили проект границ земельного участка, далее шла процедура межевания, изготавливались кадастровые карты и т.д. Уже с октября мы будет готовить градостроительный паспорт участка. Это дополнительные затраты", - отметил заведующий отделом земельных и имущественных отношений администрации Аромашевского района Николай Симонов.  

Поясним, что в каждом регионе процедура приватизации участков и построек не то, чтобы разная, но с небольшими вариациями, так как федеральные власти задают общий тон, но последнее слово за субъектами. Сейчас тоже многое будет зависеть от того, какие изменения будут внесены в областные законы.

Но, в общем и целом, предложения чиновников Грефа на бумаге выглядят вполне прилично. А узаконить и упорядочить участки и строения, действительно, необходимо. Другое дело, что все садоводы и огородники вряд ли успеют оформить регистрацию в течение года - при всем желании. Пусть им придется проходить не 15, а десять инстанций - все равно на это потребуется время, и уж точно не удастся избежать очередей.  

Зато повысить налоги правительство способно в одночасье - подобный опыт у него уже имеется. О том, что, как только дома и земельные участки будут легализованы, налоги могут быть увеличены, говорят некоторые аналитики. "Скорее всего, налог будет увеличен - сейчас его размеры не столь существенны, несопоставимы с большинством других стран мира. При этом, стоимость тех же самых земельных участков стремительно растет. Вполне логично и пропорциональное увеличение налога", - считает эксперт ИК "Финам" Вадим Титов.

Правда, по мнению главного юрисконсульта юридической группы ООО "Велес капитал Девелопмент" Александра Богданова, правительство, зарегистрировав новых собственников, и так получит дополнительную выгоду - без изменения налоговых ставок. "На мой взгляд, проблема упрощения процедуры оформления прав собственности на землю связана с вопросом разграничения государственной собственности на землю, а также проблемой создания Единого земельного кадастра", - отметил Александр Богданов .

Возможно, налоги, действительно, стоит поднять - в конце концов, с 2006 года наше с вами благосостояние во многом будет зависеть от наполняемости муниципальных бюджетов. Но важно не перестараться. Инфраструктура многих садов сегодня изношена на 70-80%, а цены на проезд растут не по дням, а по часам, поэтому дополнительные расходы могут оказаться для землевладельцев неподъемной ношей. И уж вряд ли сподвигнут их на легализацию владений.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС