19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBwVGq
Услуги сервиса: http://remont.youdo.com/building/roofing/montazh/cherepica/keramicheskaya/, подробности по ссылке.
Ремонт ванны под ключ на http://remont.youdo.com/repair/flat/pod-klyuch/bathroom/.
Услуги на YouDo: http://remont.youdo.com/doors/lockrepair/, заказать.
youdo.com


Аналитика все материалы

Пляска святого Витта завершается

В конце марта российский представитель в ООН Виталий Чуркин "показал характер", покинув очередное заседание Совбеза организации, обсуждавшего "косовский вопрос". По словам дипломата, глава миссии ООН в Косово Йоахим Рюккер "занимался проповедью независимости" вместо того, чтобы обсуждать выполнение резолюции 1244 СБ.

Напомним, эта резолюция, принятая еще в 1999 году, предоставляет полномочия ООН для урегулирования политического процесса в Косово (полное название – Косово и Метохия) с последующим определением официального статуса края.

А что удивляться? Рюккер, как и Совбез, как и Европа, как и США (кто – открыто, кто – не гласно) поддерживают план спецпредставителя ООН в Косово Марти Ахтисаари. В документе, разработанном им, указывается, что автономный край получит многие атрибуты суверенного государства. В частности, у него появится возможность контролировать границы и обзавестись собственными национальными символами - флагом и гимном, которые будут призваны отражать многонациональный характер территории. Автономия получает право заключать двусторонние соглашения с другими государствами и даже входить в состав международных организаций, таких как ООН, МВФ и Всемирный банк. Однако, по-прежнему будет находиться под пристальным контролем "мирового сообщества".

План предусматривает размещение в крае не только сил НАТО, но и европейской полицейской миссии. При этом, ради справедливости стоит заметить, Косово запрещено выдвигать территориальные претензии или становиться частью другого государства.
Что касается руководства (албанского) края, то у него останутся собственный президент, правительство и парламент. Но действовать им придется под присмотром международного гражданского представителя - чиновника, назначаемого Евросоюзом и обладающего правом аннулировать "неактуальные" решения местных властей. Таким образом, управляемая независимость по плану Ахтисаари фактически означает лишь то, что в ближайшем будущем эта территория станет подчиняться не Белграду, а Брюсселю.

В связи с появлением документа самую интересную в своей непримиримости позицию заняла Сербия. Ее политики осудили предложения Ахтисаари, назвав их насилием, заявляя, что "независимость Косово неприемлема". В общем, нормальная реакция, если бы не…Если бы не тот факт, что уже восемь лет Метохия представляет собой, по сути, отдельное от основной республики образование. Де-факто независимость – на лицо. Де-юре – нет. Но последнее – простая формальность. И почему Белград уцепился за эту формальность – не ясно. Как ни крути, куда целесообразнее строить свою стратегию, исходя из имеющегося положения, а не оставаться в "розовых очках". Есть несколько возможных объяснений - абсолютное неприятие "сдачи" Косово внутри самой страны, намерения властей Сербии серьезно поторговаться и самое приличное - оставить хотя бы юридически вопрос открытым на будущее.

Что касается Косово, то председатель его правительства А.Чеку выразил уверенность, что в своем окончательном предложении Ахтисаари четко выскажется за предоставление краю независимости. Считая, что план предлагает большинству населения автономии то, чего оно хочет - государство, Чеку вместе с тем заметил: "Документ, не отражает всех наших ожиданий, всех наших требований, всего того, что нам принадлежит и всего, что мы хотели". Куда уж прозрачнее?
Малочисленные косовские сербы, естественно, высказались против, поскольку, во-первых, хотят жить, а во-вторых, хотят жить на своей малой родине. Исход 1999 – 2001 годов, сопровождавшийся подчас резнёй, запомнился им на всю оставшуюся жизнь.

Позиция западных стран никаких вопросов не вызывает – почти все (первыми – США, Великобритания, Франция, Германия, Италия) поддержали "финский план". Чего-то иного ожидать было трудно. Не для того НАТО в 1999-м старалось, чтобы потом допускать какие-либо проволочки в "оформительских" вопросах.

Россия план приняла кисло. "Долгосрочное решение проблемы, - сказал президент Путин, - может быть достигнуто только в случае его приемлемости и для Белграда, и для Приштины". По поводу предложения Ахтисаари отечественный МИД С.Лавров молвил, что содержание плана "наводит на мысль о том, что его авторы исходили из неизбежности независимости Косово, невзирая на то, какую позицию займет Белград", что рано прекращать переговоры по статусу Косово, но если Ахтисаари не может разработать план, который устроит обе стороны, эту задачу должен взять на себя кто-нибудь другой. А заместитель министра В.Титов заявил, что российская сторона не считает предложения спецпредставителя "окончательным вердиктом".

Словом, Россия (вкупе с Китаем) может наложить вето на решение совбеза ООН. Другое дело, насколько данное вето будет действенно. Насколько оно вообще будет адекватно в современных условиях. Да и будет ли оно? Можно поставить дипломатический "блок", но это станет лишь оттягиванием развязки. Покуда, зная стиль отечественного правительства, стоит предположить, что все ограничится словопрениями в Совбезе и пиар-заявлениями дома. Попытка вторичной отправки миротворцев – фантазия. Собственно говоря, вряд ли такой план возникнет в головах людей, своими же решениями убравших наши "голубые каски" с Балкан. Так что вето – единственный выход сохранить хотя бы подобие хорошей мины при плохой игре.

Серьезной альтернативой сложившемуся положению было бы размещение российской военной базы в самой Сербии, о чем, судя по всему, в Кремле даже не задумываются. Иначе идею давно бы осуществили. Впрочем, заставляет сомневаться в этом внешняя политика современного Белграда, все более укладывающаяся в западный вектор (быстрый "развод" с Черногорией – хороший тому пример). Китайцам, по большому счету, сейчас безразлично – появится на европейской карте еще одно административное образование, или нет. Зато для РФ это будет иметь важное значение. И здесь существует несколько интересных аспектов.
1.Дискредитация российского внешнеполитического курса и, возможно, новая дестабилизация положения в так называемых "непризнанных республиках" (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах). Ведь пример Косово не универсален для них, по крайней мере, имено так будут утверждать и в Брюсселе, и в Вашингтоне. Потому что отделение края от Сербии не равно, скажем, отделению ПМР от Молдовы. Оно равно отделению Молдовы от СССР. И так далее. С точки зрения юридических демагогов мирового масштаба, ситуации кардинально разные. Вот если бы сербские районы собрались выходить из состава Косово и присоединиться к "метрополии", тогда – другое дело. То есть, по этой логике ошибочно отождествлять Метохию с постсоветскими непризнанными, настроенными до сих пор, в значительной степени, пророссийски. В современной Приштине, как и во всей Метохии, ставшей уже, в национальном смысле, албанской территорией, никто цветами встречать русских десантников не станет. За последние восемь лет край основательно "зачистили" от нежелательных для нынешних его хозяев православных и славянских дружественных России "элементов".

Грубо говоря, для РФ (но не для ее правительства) важна, например, Абхазия, отделенная от Грузии, так как Грузия, с точки зрения геополитики, не является российским союзником, а Абхазия является. И последнюю стремятся вернуть под тбилисское крыло, чтобы, в том числе, минимизировать какое-либо влияние России на Кавказе. На Балканах же это достигается именно за счет раздробления Сербии, как ближайшего потенциального "товарища" Москвы.

В том и заключается хитрость ситуации. С точки зрения России, логично и практично поддерживать независимость действительно лояльных к нам постсоветских "малышей", а вот суверенное албанское Косово лучше не признавать. Хотя бы потому, что косовары (тамошние албанские жители) в свое время отличились в Чечне, воюя на стороне боевиков. И в Тирасполе, и в Сухуме, и в Цхинвале, и в Степанакерте данную подоплеку отлично понимают, но, видимо, стараются "играть на политический момент". Следовательно, нельзя исключать новых вспышек боевых действий в упомянутых регионах. А что до дискредитации, то Россия итак сильно испортила свой имидж, выведя миротворцев в 2004-м из Косово и Боснии-Герцеговины. Бессилие, демонстрируемое на заседаниях СБ, органично дополняет картину.

2. Удивительно, но и принятие в данный момент Косово обратно в состав Сербии в состоянии подорвать последнюю в буквальном смысле. 17 марта в горном районе вблизи административной границы края сербской полицией был обнаружен лагерь диверсантов-ваххабитов, четверых из которых удалось арестовать. При обыске стоянки нашли большое количество взрывчатки, оружие и запасы еды. По словам задержанных, они собирались совершить на территории Сербии ряд терактов в том случае, если Косово откажут в независимости. Факт примечательный. Еще более примечательно то, что с 2001 года в приграничных сербских и косовских районах действует партизанская Армия Освобождения Прешево, Медвежи и Буяновца (АОПМБ), периодически совершающая малые рейды в Сербию. Ее подразделения представляют собой логическое продолжение Освободительной Армии Косово (ОАК), бойцы которой частично ушли в краевую (албанскую) полицию, частично пополнили ряды АОПМБ.
В "физическом" плане воссоединение будет означать уменьшение количества разных пограничных постов, пунктов, секретов, соответствующих мер. Короче – произойдет расползание зоны нестабильности, в результате чего "Великая Албания" в очередной раз прирастет за счет славянских земель. Сегодняшнее положение позволяет хоть как-то сдерживать подобную активность, покуда сербские подразделения сосредоточены на противодиверсионных акциях именно на приграничных территориях, где соотношение албанского и сербского населения еще не демонстрирует дисбаланса в пользу первого.

3. В любопытном качестве выступает и психологический фактор. Успешный референдум октября 2006-го по сербской Конституции, согласно которой, Косово – часть республики, плюс данные статистики (для 90% граждан Сербии независимость Косово не приемлема, 58% выступает против раздела края, 61% считает, что надо пойти на компромисс по вопросу о статусе автономии, но при условии, что будут соблюдены национальные интересы, за бескомпромиссный подход в этом вопросе выступил 31% граждан), свидетельствуют о том, что сербы не смирились с потерей Метохии. Но готовы ли они сражаться и умирать за нее? Во время Боснийской войны 1992 – 1995-го годов основной антимусульманской и антихорватской силой была Сербская Республика (расположенная на территории БиГ). Представители этнической Сербии не очень стремились драться за целостность Югославии. Сейчас же, в случае с Косово, ситуация сложна вдвойне – тех, кого можно освободить, в классическом понимании смысла этого слова, там очень мало. Поэтому любая попытка вернуться может привести к поражению, поскольку по ту сторону будут не только албанские подразделения и разнообразные моджахеды, но и войска НАТО. В подобных условиях действительно остается лишь выпускать пар на референдумах, занимаясь "политикой".
Военное дело – занятие довольно прагматичное. Как сказал аравийский принц Халед: "Если приходится воевать, то в союзники бери сверхдержаву". Америка уже в союзниках. У албанцев. А русские "сделали ручкой" сербам еще три года назад.

К тому же Белград давно определился в выборе маршрута – на запад. Восточный вариант для него не привлекателен в силу множественности геополитических ошибок, допущенных Москвой на мировой арене, и на Балканах в частности. Дальнейшую судьбу Косово, в принципе, решат уже без нее – достижение юридической суверенности, вступление в современную европейскую "семью" (не исключено объединение с Албанией). Впрочем, для устройства Европы, стремящейся в русле американской внешней политики, добить "Восточный лагерь", данный итог станет миной замедленного действия, поскольку он приближает исламский вариант "развития" Старого Света, когда нынешняя политическая и административная структура последнего будет попросту ликвидирована воинствующими правоверными.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС