29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBx7sq
Грузчики - подъем на этаж - http://perevozki.youdo.com/city/loaders/furniture/dlv/podem/
youdo.com


Аналитика все материалы

ОСАГО в осаде...

Как только за эти два года существования "автогражданки" ее не ругали? Сначала выражали возмущение водители, жаловавшиеся на дополнительные поборы. После того, как водители немного успокоились, заговорили мелкие страховые компании о резком увеличении уровня убыточности. Сегодня можно наблюдать новую волну недовольства, в которую включились и крупные страховые компании. Выросло и число не желающих покупать полис ОСАГО автомобилистов. По-прежнему страховые компании обращаются в Российский союз автостраховщиков (РСА) с жалобами на низкие региональные коэффициенты и "несерьезные" тарифы. А 40% водителей заявляют о том, что в следующем году покупать полис обязательного страхования не собираются, объясняя это тем, что все равно получить выплаты по ДТП не всегда удается, приходится сталкиваться с морем бюрократических проблем. Так, хваленая западная идея никак не может прижиться в России: процесс организован неправильно или люди у нас такие?

Что касается страховых компаний (СК), то мы уже писали про низкий коэффициент на Урале и недовольство страховщиков тарифами, которое особенно в северных уральских городах приводит к отзыву лицензий. Между тем, последние несколько месяцев речь в основном шла о мелких компаниях, которые не способны в силу своей структуры выстоять на рынке ОСАГО. Теперь о трудностях заговорили и крупные СК. Жалуется на повышение уровня убыточности в ХМАО и ЯНАО даже представители "Росгосстраха". "У "Росгосстраха" по Тюменской области положение терпимое. В некоторых других городах можно закрывать двери. Например, в Ханты-Мансийске, Салехарде, Урае, - рассказал Накануне.RU начальник отдела автострахования "Росгосстрах" по Тюменской области Сергей Окунев, - Здесь производятся выплаты за счет других городов, других районов. То же самое в Сургуте, Нижневартовске, где выплаты составляют 90-100%. Причины – несбалансированная тарифная ставка и несоразмерность тех затрат, которые мы там производим."

Начальник отдела ОСАГО ГСК "Югория" Александр Вечерников утверждает, что в северных городах выплаты уже давно перевалили за 100% при допустимом уровне убыточности 77%. В Ханты-Мансийске эта цифра достигла 120-130%. "Можно, например, сравнить города Сургут и Нижневартовск, в которых количество автотранспорта превышает численность жителей, с городами Щадринск, Чусовой, Ишим. Территориальный же коэффициент для всех этих городов установлен один и тот же. В итоге убыточность по ОСАГО в таких городах, как Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск, Югорск, Нягань, Междуреченск уже к середине 2004 г. превысила 100%".

В "Росгосстрахе" стараются пока компенсировать эти расходы за счет широкого поля деятельности и каких-то других видов страхования: страхования строения, жизни, от несчастного случая. В некоторых крупных страховых компаниях ставится вопрос о закрытии отделений на убыточных территориях.

На юге Урала крупные компании меньше жалуются на проблемы, их коэффициент убыточности пока находится в пределах нормы – 77-80%. Но и они обращаются вместе с другими страховщиками в РСА с жалобой на тарифы, изыскивая свои способы подкрепления финансовой базы по ОСАГО. Так вводится в Челябинской и Курганской областях полис добровольного страхования гражданской ответственности, и многие клиенты уже начали пользоваться им. По ОСАГО максимальная выплата 120 тыс. руб. А если размер ущерба больше, то дополнительные выплаты ведутся по добровольному страхованию. Стоимость же полиса по добровольному ОСАГО получается от 350 руб. и выше. Таким образом и владелец дорогой машины может получить больше на ремонт, и страховщики увеличивают страховой фонд.

Почему же государство не повышает тарифы и территориальные коэффициенты? Не делается этого по двум причинам. Чтобы не вызвать массовый отказ от "автогражданки" и не увеличивать без того растущее недовольство водителей, с одной стороны. И, с другой – сделать рынок обязательного страхования сферой деятельности крупных компаний. По мнению аналитиков, сейчас на рынке ОСАГО наступил вполне закономерный этап, когда идет борьба "за выживание" среди сильнейших. 23 из 165 СК в России уже оказались за чертой убыточности (процент выплат из числа собранных денег по ОСАГО, превышает 77%). Мелкие и средние компании, работающие с ОСАГО на ограниченной территории, не справляются с выплатами. Крупные СК за счет размаха деятельности легко компенсируют убытки одних районов другими. Так, например, "Югория", имеющая уровень убыточности в Ханты-Мансийске 120-130%, в целом по всем своим выплатам по ОСАГО в среднем уровень убыточности определяет в 70%.

В результате этой борьбы рано или поздно, по некоторым прогнозам уже через год, обозначится крепкий десяток страховых лидеров, которые смогут продолжать работать на рынке ОСАГО и при минимальных заработках для себя по этому виду страхования.

Что касается отношения водителей к "автогражданке", здесь тоже наблюдаются очень любопытные вещи. Так, например, страховые компании говорят о возросшем интересе автовладельцев, увеличении числа желающих купить полис ОСАГО. Исследования, проведенные "Росгосстрах", показывают, что в Тюменской области порядка 67-70% одобряют этот вид страхования. Главный специалист отдела по страхованию имущественных рисков "ЮжУралАско" Наталья Ильиных говорит, что каждый месяц число заключивших договор ОСАГО автовладельцев увеличивается на 5-7%. Но есть в противовес всем этим показателям другие цифры, которые называет Всероссийский центр исследования общественного мнения. По данным ВЦИОМ, число людей, нежелающих приобретать полис ОСАГО возросло с 5,5% автомобилистов в марте 2004 года до 40% в ноябре этого года. Водители готовы платить штрафы, давать взятки при прохождении ТО, но не приобретать при этом "автогражданку". С чем связано такое противоречие цифр: врут страховщики? Можно, конечно, усмотреть в этом приукрашивание со стороны СК для формирования положительного образа данного вида страхования. Но можно говорить и о системе перераспределения клиентов. В связи с тем, что практически у пяти страховых компаний, работавших на севере Урала, были отозваны лицензии, их клиенты стали переходить в другие СК. И, естественно, что, столкнувшись с неприятностями, водители начинают переходить в крупные, зарекомендовавшие себя компании. Так, 80-90%, по словам Сергея Окунева, перешли в "Росгосстрах" из Западно-Сибирской компании.

Не менее интересным представляется и вопрос, связанный с увеличением числа нежелающих покупать полис ОСАГО. Начальник отдела ОСАГО "АльфаСтрахования" Денис Макаров связывает это с тем, что контроль ГИБДД за водителями снижается: "Кто с ОСАГО столкнулся, продолжает ей защищаться, а кто не сталкивался, постепенно отпадает от числа застрахованных. Такие водители считают, что справятся без нее, поскольку ездят безаварийно. Если бы у нас правильно действовали санкции, то число застрахованных близилось бы к 100%."

Между тем, сами водители, в целом признающие идею "автострахования" правильной, выражают недовольство отсутствием организованности процесса с получением выплат и мошенничеством со стороны страховых агентов. Житель Екатеринбурга, водитель Павел Х. говорит: "В ГАИ с оформлением всевозможных справок можно потратить целый день. Огромные очереди и медленная работа. 31-ю форму - о невиновности в ДТП – я, например, ждал больше недели. К этому еще стоит добавить невозможность приехать, написать заявление и пройти экспертизу в выходные дни. У некоторых компаний прием по ДТП только ограниченное время (например, с 9 до 12), что для работающего человека очень затруднительно".

Другой водитель Андрей И. также считает, что главные проблемы "автогражданки" - отсутствие взаимодействия с ГАИ и сроки выплат. В результате копеечная проблема, решаемая на месте, превращается в большую. "ГАИ открыто саботирует, затягивают выдачу справок для страховщиков, а чтобы ускорить процесс, требуют деньги: от продуктов на ужин до 1500 руб.", - объясняет автолюбитель.

Председатель Свердловской областной общественной организации "Союз автомобилистов" Геннадий Бурлуцкий рассказал в интервью Накануне.RU, что страховые компании часто сами специально создают бюрократические сложности. Например, выплаты вместо положенных 5 дней по закону производят через 15 дней после сдачи последнего документа или подписи директора, или через три месяца. Здесь вариации могут быть самые разные, все зависит от изобретательности компаний. Но таким образом "гоняют" человека до тех пор, пока он сам не откажется от затеи получить свои деньги по ОСАГО или не пригрозит знанием загона и не обратится в соответствующие организации по защите прав водителей. В Екатеринбурге есть несколько таких организаций - "Региональное оказание содействия по ОСАГО" и "Инспекция страхования".

С определением стоимости ущерба тоже целая история. Видимо, не хотят обеспокоенные ростом убыточности компании тратить деньги там, где можно сэкономить. В методике определения ущерба сказано, что страховая компания не может и не имеет права проводить оценку ущерба в ДТП, это функция независимой экспертизы. Но ряд крупных страховых компаний сами предпочитают заниматься этим вопросом. Вполне разумно, ведь их суммы в любом случае пойдут вразрез с независимой экспертизой.

Часто бывают такие спорные случаи на дорогах, где трудно понять, кто виноват. По словам Геннадия Бурлуцкого, некоторые компании даже голову не забивают себе такими ДТП, сразу отправляют пострадавших в суд, хотя должны сначала провести разбирательство: "Если не очень большая сумма и человек никогда по судам не ходил или времени нет, он поругается и забудет про это, сделав ремонт на свои деньги. Они этого и хотят".

Отдельную графу всевозможных проблем составляют мошенничества лжестраховых компаний. При этом возможны две разновидности таких организаций: изначально несуществующие и продающие "бесполезные" полисы, и компании-однодневки, головные офисы которых находятся, как правило, далеко от места распространения агентами полисов. Сегодня, по различным оценкам, на рынке ОСАГО находится от 300 тыс. до 1 млн неконтролируемых или неучтенных полисов.

Председатель "Союза автомобилистов" говорит, что в его практике был такой случай, когда страховая компания виновника якобы находилась в Санкт-Петербурге. Но когда стали разбираться, оказалось, что она в Московской области. "Там сидит один человек – юрист и директор, остальные члены давно уже уволены, лицензия отобрана. А те, кто был застрахован, просто не могут уточнить, что за организация. И бросают эти поиски", - рассказывает он.

По словам председателя Всероссийского общества страхователей Сергея Козлитина, фиктивные страховые договоры оформляются не только физическими лицами, то есть агентами, но даже юридическими – страховыми брокерами. Они продавали полисы известных компаний, не перечисляя последним деньги.

В случае мошенничества водители могут защитить себя, обратившись в организацию "Содействие", которая занимается поиском таких компаний. И если там подтвердят существование СК, выплатами должен будет заняться РСА. По случаям очевидного мошенничества (полис без печати, оформлен на несуществующую компанию), РСА помогать не будет, и водителям самим придется оплачивать ущерб, из своего кармана.

Получается, что сегодня рынок ОСАГО находится в хаотическом состоянии. Пока ведется борьба за существование страховых компаний, пока растет недовольство водителей, государство занимает выжидательную позицию. Авось, само собой разрешится...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС