24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBYdEX
Сервис подбора сантехников: http://remont.youdo.com/plumbers/service/other/chsanteh/, подробное описание здесь.
Услуги сертифицированного специалиста: http://remont.youdo.com/electrician/service/find-electrician/, выбирай!
Тут http://remont.youdo.com/electrician/panel/other/sborka/, подробности здесь.
youdo.com


Аналитика все материалы

ВВП придумал, как удвоиться?

Премьер-министр РФ Михаил Фрадков на прошедшем недавно заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ одобрил перечень "дополнительных мер, направленных на ускорение темпов экономического роста". Одна из этих мер - снижение с 2007 года налога на добавленную стоимость (НДС) на 5% - с нынешних 18% до 13%. Дело в том, что нынешние темпы роста ВВП не позволят кабинету министров решить задачу его удвоения. И в аппарате правительства подсчитали, что снижение НДС позволит наращивать ВВП на 0,5% быстрее, рост промышленного производства ускорится на 0,3-0,5%, а инвестиций – на 1,1-1,3% в год.

При этом, правда, из доходов федерального бюджета сначала выпадет около 300 млрд рублей, но за счет новых проектов, выхода финансов из тени и увеличения налогооблагаемой базы затем дополнительно поступит порядка 150 млрд. Для опасений, считают чиновники, нет причин - профицит бюджета в этом году составит 1 трлн 440,3 млрд рублей, в 2006-ом - 776 млрд, размер стабилизационного фонда страны достигнет 2,24 трлн рублей в 2006 году, 2,6 трлн в 2007-ом, а к 2008 году - 3 трлн рублей.

Недовольны таким распоряжением Михаила Фрадкова, остались глава Минэкономразвития РФ Герман Греф и глава Минфина РФ Алексей Кудрин, поскольку одобренные на Совете предложения представил аппарат правительства, но они не были предварительно проработаны с их ведомствами. Грефа и Кудрина понять можно: их не только обошли вниманием, но и пытаются лишить их минимум 150 млрд бюджетных рублей. Весьма скептически, заметим, настроены и независимые эксперты рынка. Они убеждены, что снижение НДС не способно вывести российский бизнес из тени, кроме того, у федерального бюджета могут возникнуть проблемы, если мировая цена нефти резко упадет.

"Мы считаем, что все, кто хотел или был вынужден, те вышли из тени, а кто не делал это раньше - не сделает это и сейчас. Так как ушли компании в теневую экономику не из-за 5% НДС и, если рассматривать эту меру отдельно, то она не является побудительной для перехода на "открытость"", - говорит в интервью Накануне.RU аналитик ИК "Файненшл Бридж" Ольга Шкред.

"Снижение НДС может ускорить этот процесс, но не сыграет в нем решающей роли. Это опять же связано со спецификой косвенных налогов. Снижение налога на прибыль здесь имело бы значительно больший эффект", - высказалась в интервью Накануне.RU аналитик ИБ "ФИНАМ" Ольга Беленькая. Вообще, подчеркивает она, сложно судить, насколько нынешняя ставка НДС сдерживает развитие предприятий – в Европе ставки этого налога значительно выше. "Конечно, снижение любого налога позитивно повлияет на развитие экономики, но НДС – не самый удачный выбор. Его уменьшение на 5% сыграет свою роль в перспективе, но темпы роста ВВП существенно не ускорятся", - заключила эксперт. Речь может идти об ускорении темпов роста ВВП разве что лишь на десятые доли процента. Хотя на самом деле, никто пока не знает, к чему приведет снижение НДС - подобных расчетов просто нет в природе.

"Стоит обратить внимания на два факта: косвенные налоги не являются обременительными для бизнеса, и западный опыт не позволяет выделить зависимость между темпами роста ВВП и размером НДС", - сомневается в целесообразности этой меры  Ольга Беленькая . А потому, по ее мнению, сокращение НДС "выступает не до конца продуманным и несколько популистским ходом", который вряд ли приведет к желаемому результату.

В то же время Ольга Шкред отмечает, что при снижении профицита бюджета из-за уменьшения ставки НДС рост ВВП все-таки возможен. Ведь ВВП обеспечивается не государственным сектором, а реальной экономикой, то есть работающими частными предприятиями. "Это означает, - объясняет она, - что средства предприятий, высвободившиеся за счет снижения ставки НДС, будут вспрыснуты в экономику и продолжат работать".  

В целом же, сходятся во мнении аналитики, снижение НДС позволит вбросить в экономику больше "работающих" средств. Но только вкупе с дополнительными мерами по стимулированию инвестиционной и инновационной деятельности российских компаний скажется на ускорении роста ВВП. "Мы полагаем, что более существенны одобренные предложения по господдержке экспорта путем создания государственного экспортно-импортного банка и введения системы страхования экспортных кредитов, - говорит Ольга Шкред из ИК "Файненшл Бридж", -поддержка инновационных проектов компаний через создание инвестиционных венчурных фондов, совершенствование налогового законодательства, снятие зависимости НДПИ от мировых цен на нефть для сдерживания роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, улучшение инвестиционного климата за счет снижения цены выкупа земли под приватизированными предприятиями и арендной платы на данные участки".

В числе "дополнительных мер, направленных на ускорение темпов экономического роста", помимо налогового стимулирования, аппаратом Правительства РФ предусмотрены также: развитие инновационной сферы, государственная поддержка экспорта и снижение ввозных таможенных пошлин на техоборудование, развитие транспортной инфраструктуры, создание банков развития, снижение административных барьеров и мн.др.

Так, доля России на мировом рынке наукоемкой продукции сегодня составляет всего 0,3-0,5% (в то время как доля США - 36%, Японии - 30%, Германии - 17%), при этом доля высокотехнологичной продукции в российском экспорте не превышает 4-5% (у Китая этот показатель - около 23%, Южной Кореи - 38%, Венгрии-25%). Для исправления ситуации разработчики "дополнительных мер" предлагают совершенствовать инфраструктуру инновационной деятельности, развивать технопарки, технико-внедренческие зоны, бизнес-инкубаторы. Для чего, прежде, необходимо создать эффективную систему организационно-правовых, экономических и социальных механизмов защиты и воспроизводства отечественного научно-технического потенциала, основать Российский инвестиционный фонд технологий и инноваций.

Кроме того, учитывая международный опыт, а также грядущее вступление России в ВТО, предлагается развивать транспортную систему, снизить ставки ввозных таможенных тарифов на техоборудование для ускоренной модернизации отечественной промышленности, создать банки развития для финансирования долгосрочных инвестиций в приоритетные сферы экономики, а также систему господдержки экспорта (рефинансирование экспортных кредитов, субсидирование процентных ставок, систему страхования экспортных кредитов и пр), аналогичную сложившейся в странах-членах ВТО.

Так вот, реализация всех этих "дополнительных мер", по оценке их разработчиков, с одной стороны, разрешит часть проблем, с которыми сталкивается российский бизнес, а с другой стороны, будет способствовать наращиванию ВВП на 1,5% быстрее (тогда как нынешний ежегодный рост ВВП (5-6%) не позволяет решить задачу его удвоения за десятилетие). А по мнению независимых экспертов, заметим, реализация всех этих мер может увеличить темпы роста нашей экономики и до 10% (!) в год.

С другой стороны, при реализации всех "дополнительных мер", возможен риск несбалансированности бюджета. Дополнительные меры требуют очень серьезных капиталовложений. А дополнительные расходы при неблагоприятной конъюнктурной ситуации на нефтяном рынке может значительно снизить профицит бюджета, или привести к дефициту. "Нельзя проводить политику стимулирования экономики (ведь все эти меры программы представлялись с первоначальной целью ускорить темпы роста экономики, а значит - стимулировать предприятия) без увеличения расходов. Следовательно, снижение профицита бюджета закономерно, и мы полагаем, что пока не несет  в себе риска", - объясняет Ольга Шкред.

Впрочем, на этот случай Правительство РФ располагает мощной страховкой - Стабфондом, размер которого к 2008 году составит 3 трлн руб.

Но если для снижения НДС реформы не требуется ничего, кроме росчерка пера Фрадкова, то структурная перестройка экономики требует большой политической воли и грамотных исполнителей. Последнего в достатке уже давно не наблюдается, а потому и прогнозы экспертов относительно будущего российской экономики весьма далеки от оптимистичных: "Не понятен характер финансирования "дополнительных мер", - отмечает Ольга Беленькая из ИБ "ФИНАМ", - при том, что государство отдает предпочтение сдерживанию инфляции, а не государственным инвестициям в развитие экономики. Скорее всего, если государство не будет активно использовать Стабфонд, продолжит замораживать в нем избыток денежной массы, об ускоренном развитии экономики говорить не придется. Темпы роста ВВП, скорее, будут снижаться".

Окончательное решение по снижению НДС пока не принято, во вторник журналистам об этом заявил сам премьер-министр РФ Михаил Фрадков . "Стабилизационный фонд растет, и страховой запас греет и сейчас можно принимать оперативные решения," - заметил он, добавив, что позитивно относится идее снижения НДС.

Естественно, что бизнес налоговым послаблениям будет только рад. Однако правительству помочь выполнить поставленную президентом задачу удвоения ВВП способен только весь комплекс изменений. Но почему-то широкую огласку получило именно обещание о снижении НДС, вероятно, на этом можно заработать дополнительные "политические дивиденды". Наконец, удвоение ВВП числится, конечно, в повестке ближайшего десятилетия, но не дает ответа на самый главный вопрос - а что есть экономическая политика России и куда она ведет? В своем интеллектуальном одиночестве и непрекращающихся кабинетных спорах правительство который год продолжает искать и не находит ответ на этот ключевой вопрос. Уже даже рыночные аналитики призывают, более того, предлагают свой "аналитический ресурс" для разработки долгосрочной стратегии государственного инвестирования , ориентированной не столько на количество, сколько на эффективность (экономическую, социальную) вложений.

Пока же, как видим, даже цели аппарата правительства расходятся с целями Минфина и Минэкономразвития. Для одних важно поддержать стабильность самой экономики и побороть инфляцию, для других - выполнить поставленную главой государства задачу удвоения ВВП. При этом ни те, ни другие не понимают, какую экономику они хотят построить. В таких условиях "дополнительные меры" имеют все шансы остаться не более чем очередным популистским программным заявлением.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС