29 Марта 2024

Теракт в "Крокусе"

erid: LatgByZ8V
Укладка ламината на потолок - http://remont.youdo.com/facing/ceiling/laminate/, рекомендуем!
youdo.com

Аналитика все материалы

Чебаркульский метеорит - как вся Солнечная система. "Небесный гость" оставил немало загадок ученым

Ровно год прошел с тех пор, как на Челябинскую область обрушился огромный метеорит. За это время ученые смогли разобраться, что все-таки представляло собой космическое тело. Кроме того, оно помогло им разгадать некоторые тайны из глубин космоса и убедиться в несовершенстве современных систем безопасности и наблюдения за астероидами.

Жизнь на Землю мог принести метеорит

Существует несколько гипотез о зарождении жизни на нашей планете. Одна из них, теория панспермии, гласит, что жизнь была занесена на Землю из космоса.

"Аргументы, насколько я знаю, сейчас вот какие есть: когда берут метеоритное вещество, его раскалывают, и внутри находят окаменелости, которые напоминают клетки наших живых веществ, ну, прежде всего, сине-зеленых водорослей, их формулы очень примитивны", - высказывает свое предположение профессор Института естественных наук УрФУ  Николай Фирсов.

Многие биологи и химики соглашаются с этой точкой зрения. Но все-таки точных подтверждений этой теории нет. По словам микробиолога, для проведения таких исследований нужно всего-ничего - слетать в космос, взять там образец, поместить его в отдельный контейнер и только потом проводить эксперименты здесь, на Земле.

Наша планета покрыта плотной атмосферой, которая защищает нас от летящей из глубин космоса угрозы. Другим планетам повезло меньше – это видно по глубоким кратерам, которые появились из-за регулярных астероидных бомбардировок. Так, например, поверхность Луны сплошь усеяна "пробоинами", размер которых составляет от нескольких сантиметров до сотен километров.

Многочисленные лунные кратеры — это свидетельства последнего этапа формирования Солнечной системы, который называют "интенсивной бомбардировкой". Другой яркий пример – поверхность Марса. Метеоритные кратеры покрывают две трети поверхности планеты. На старых высокогорьях их почти столько же, сколько и на Луне.

Накануне.RU(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

По неизвестным науке причинам землянам повезло намного больше. Каждый год к нашей планете приближается в среднем по 26 тыс. метеоритов. Однако одни из них сгорают еще в нашей уникальной атмосфере, так и не достигнув Земли, а другие падают в моря и океаны, оставаясь для людей незамеченными.

Но так везло нам не всегда. По одной из версий, около 65 миллионов лет назад на исходе мезозойской эры в нашу планету врезался гигантский метеорит и образовал кратер внушительных размеров. Облако пыли поднялось наверх и на многие годы закрыло солнце. Огромные доисторические рептилии, знакомые нам теперь только по фильмам, лишились питания – без света погибли растения – и гиганты вымерли.

"Вполне возможно, наблюдаются такие явления, что именно с падением крупного объекта, как раз вот километровых размеров, большое количество видов, форм жизни было уничтожено. Само падение, ударная волна и климатические изменения связаны с, так называемой, астероидной зимой, когда большое количество пыли поднимается в атмосферу, темп падает. Это, конечно, могло поспособствовать вымиранию большого количества видов, особенно нетеплокровных", - отмечает ассистент кафедры астрономии и геодезии Физико-технологического института УрФУ Павел Скрипниченко.

Эта гипотеза получила поддержку у палеонтологов в 90-х годах прошлого века, когда на полуострове Юкатан обнаружили кратер Чиксулуб. Напомним, он появился после падения крупного небесного тела. Время падения того метеорита (его диаметр составлял примерно 10 километров, - прим.) наиболее точно совпало со временем вымирания динозавров.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU

Метеориты известны человеку уже многие тысячи лет. Это подтверждают находки археологов. К примеру, ими были обнаружены орудия первобытных людей, изготовленные из метеоритного железа.

"Железо космического происхождения. Его можно было использовать в качестве какого-то орудия. Есть даже много легенд, когда герои выковывают себе меч, магический меч из железа метеоритного. В германском эпосе это почти дежурная тема", - рассказывает действительный член Русского географического общества, этнограф Геннадий Чеурин.

В то время гости из космоса становились объектами религиозного поклонения: о них слагали легенды, их описывали в летописях, боялись, и даже приковывали цепями, чтобы они снова не отправились в небо. Древние люди воспринимали метеориты как некие знаки свыше и приписывали им божественное происхождение.

метеорит|Фото: Накануне.ru

За долгие годы исследований мировое сообщество ученых выяснило, что метеориты могут состоять из разных веществ: например, они бывают железными, каменными и ледяными. Место, где находят метеорит, обычно становится его названием. Так произошло с Тунгусским метеоритом - самым ярким и загадочным космическим явлением XX века и с последним упавшим метеоритом под названием Чебаркуль, который стал сенсацией века XXI-го.

"Еще никогда у международного сообщества не было такой базы для научных исследований"

Миллионы людей наблюдали за падением Чебаркульского метеорита из Челябинска, Екатеринбурга, Кургана, Магнитогорска, а спустя время, когда первые видеоролики появились в сети, к ним подключились люди со всего мира.

Пока власти, спецслужбы, горожане и средства массовой информации терялись в догадках, ученые уже знали, что на Челябинскую область обрушился именно метеорит. Когда прошел первоначальной шок, все поняли, какая удача для российской науки свалилась с неба, причем, в прямом смысле этого слова. Доцент Физико-технического института УрФУ Виктор Гроховский хорошо помнит, как в тот день ему показали видеозапись. На ней в челябинском небе были прорисованы два задымленных следа. Говорит, что ни минуты, не сомневаясь, сказал, что это следы от метеорита. Тогда с момента как он упал, прошли считанные минуты. Таким образом, прежде всего российские ученые получили свежайшую базу для исследований.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU  метеорит, челябинск, челгу, обломки|Фото: Накануне.RU

метеорит|Фото: Накануне.ru

Для научной группы Виктора Гроховского падение челябинского метеорита стало настоящей находкой. По его словам, шанс увидеть падение космического тела вживую может выпасть только раз в жизни. Уже на следующий день, 16 февраля, первая экспедиция научного центра УрФУ отправилась на озеро Чебаркуль, чтобы изучить место падения небесного гостя "по горячим следам". Первые найденные осколки они всю ночь изучали под микроскопами.

"Ученые, конечно, получили колоссальные возможности для исследований. Это природой поставленный эксперимент. На виду у всех. Ведь 5 лет назад найти даже видеозапись падения болида невозможно было, а тут вы знаете, что наделали видеорегистраторы, столько свежего вещества самого разного, попало во все лаборатории", - вспоминает Виктор Гроховский.

Полевые работы специалистов продолжались не один месяц. За это время ученым из УрФУ удалось собрать несколько сотен обломков метеорита. Спустя месяцы усердной работы ученые сумели восстановить полную картину того, что происходило в тот загадочный день. Космическое тело, похожее на гигантскую гору весом в несколько десятков тонн, приблизилось к нашей планете. При ударе о твердые слои атмосферы произошел раскол метеорита на тысячи частей.

По словам ученых, яркую вспышку и взрыв очевидцы увидели и услышали в тот самый момент, когда метеорит ударился при входе в земную атмосферу. Он раскололся на высоте около 18 км над землей. Осколки метеорита разлетелись на сотни километров. По этим найденным материалам ученые определили, что Чебаркульский метеорит представлял собой каменное хондритовое тело.

Минеральные элементы, входящие в его состав, позволили ученым сделать вывод, что вся Солнечная система формировалась из аналогичных веществ. Все эти минералы присутствуют и на нашей планете. Интересно, что возраст метеорита сопоставим с возрастом Солнечной системы, в том числе Земли.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Для сравнения: взрыв метеорита при соударении с атмосферой в 20 раз превышал мощность взрыва от атомной бомбы в Хиросиме. Размер метеорита, распавшегося над Челябинском, достигал 17 м, а его масса — 10 тыс. т.

По словам Виктора Гроховского, то, что на Землю упал метеорит именно такого типа – это большая удача. Дело в том, что космическое тело имело аномально низкую прочность, и поэтому огромная каменная гора рассыпалась на обломки при входе в земную атмосферу, а не обрушилась на город в полном весе. Как считает профессор, именно это позволило пережить катастрофу с минимальными последствиями.

Сейчас на метеорите, который хранится в Челябинском музее, можно увидеть ржавчину. Эти следы напоминают о том, что небесное тело находилось на дне Чебаркульского озера более полугода. В составе упавшего на Челябинск метеорита было и то, что поразило наших ученых. Небесных тел из таких материалов, прежде они никогда не видели.

"Те поры, которые мы здесь видим, каверны, здесь находилось стекло, при движении в атмосфере, некоторые минералы, включающие в себя селекаты, преобразуются в стекло под действием температуры. И это стекло выдувается при движении в атмосфере. Вот эти каверны были заполнены так называемым стеклом", - рассказал заведующий отделом природы Челябинского краеведческого музея Эдуард Шайгородский.

Челябинский метеорит|Фото: Накануне.RU

Ученых до сих пор удивляет тот факт, что за всю историю падения метеоритов, не было ни одного случая, чтобы небесное тело стало причиной смерти человека. Известны лишь два случая, когда в людей попадали осколки небесных тел. Первый произошел в 2013 г. во Флориде. Тогда обломок от упавшего метеорита угодил в голову семилетнему мальчику. Ребенок получил ранение, но остался жив. Другой случай был отмечен в США в 1954 г. Тогда крупный метеоритный кусок – весом около 4 кг – пробил крышу жилого дома и ударил женщину по руке и бедру. Пострадавшая отделалась легкими ушибами и осталась жива.

По словам Виктора Гроховского, еще никогда у международного сообщества не было такой базы для научных исследований. Ведь метеорит попал в их лаборатории практически еще "горячим". До сих пор день за днем они продолжают тщательно исследовать "небесного гостя". И их опыт не остался незамеченным. По версии популярного научного журнала "Nature" Виктор Гроховский был назван ученым года. Он вошел в десяток людей, которые сумели изменить мир.

Чебаркульский метеорит напомнил миру, что космические угрозы – это не только сюжеты для голливудских фильмов

В современном мире космическими открытиями уже сложно кого-то удивить. Мы научились запускать в космическое пространство спутники, фотографировать поверхность других планет, отслеживать движение астероидов и даже отправлять в космос туристов. При таких масштабах космических экспериментов у любого обывателя появится вопрос: почему ни одна суперсовременная система не зафиксировала приближение Чебаркульского метеорита?

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

По словам Виктора Гроховского, за всю историю метеорологии известны всего два случая, когда метеориты были замечены на подходе к Земле. Впервые это произошло в 2008 г. Космическое тело, которое прилетело со стороны Солнца, упало в Судане. Второй раз – в 2014 г., тот метеорит упал в начале января в Атлантике. Что касается космических тел с менее внушительными габаритами, то за ними, по словам ученого, никто целенаправленно не следит. В новостных сводках нередко появляется пугающая информация о том, что новый астероид угрожает Земле, однако, о том, что он наверняка войдет в слои земной атмосферы, не знает никто.

"К сожалению, об объектах типа челябинского мы можем только предупредить, сделать с ним мы ничего не можем. Их открывают поздно, недостаточно для того, чтобы какую-то программу противодействия разработать, и единственное, что мы можем сделать - это предупредить население. На самом деле, если бы мы его нашли хотя бы часа за 3-4 до входа в атмосферу и если бы мы рассчитали, где он упадет, в Челябинске можно было бы просто предупредить людей, чтобы они не подходили к окнам. Тогда бы пострадавших не было бы вообще", - отмечает ассистент кафедры астрономии и геодезии УрФУ Павел Скрипниченко.

Как говорят ученые, до того момента, как челябинский астероид вошел в земную атмосферу, его не мог зафиксировать ни один прибор. Получается, что не все так просто и, несмотря на век прогрессивных технологий и самых современных приборов, космическое пространство по-прежнему хранит множество тайн, которые человечество до сих пор не может разгадать.

"В риске будем всегда, просто потому что самые опасные объекты - это не те, которые открыты. Самые опасные объекты - это те, которые еще не открыты. Из тех, которые открыты, ни один серьезно нам не угрожает. Мы в той же угрозе (как и миллионы лет назад, - прим. Накануне.RU) находимся сейчас, постоянно будем находиться. Единственное, что мы можем сделать - это исследовать, найти, предотвратить. Никто не гарантирует, что завтра мы не откроем чего-нибудь такого сверхестественного, что может какую-то угрозу принести", - рассказывает Павел Скрипниченко .

И сколько еще подобных катастроф может произойти так же неожиданно, как, например, Тунгусская и Чебаркульская? После последних событий международное сообщество решило объединиться и вплотную заняться разработкой новых систем для мониторинга космоса, чтобы подобные катастрофы не становились для нас неожиданностью.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

По словам Павла Скрипниченко, метеориты можно условно разделить на три категории: очень большие, километровых размеров, которые принесут вместе с собой глобальную катастрофу и полное вымирание планеты, средние, размером в 70-80 м, и мелкие, которые не несут особых угроз.

"Для больших метеоритов можно разработать проект гравитационного увода и изменения его орбиты. То есть, мы запускаем определенный космический аппарат, он крутится вокруг астероида, меняет его траекторию и опасный объект пролетает мимо Земли. Что касается средних космических тел, то есть концепция работать по голливудскому сценарию, то есть, просто их взорвать", - отмечает Павел Скрипниченко.

Гипотеза о том, что метеориты принесли с собой жизнь на нашу планету, вызывает сомнения, а вот то, что очередное падание в любой может погубить все живое, куда более наглядно увидели жители Урала в феврале прошлого года. По словам Павла Скрипниченко, сейчас ученые всего мира ставят перед собой задачу заняться развитием техники, которая могла бы хоть как-то уберечь нас от космических угроз.