28 Июля 2021
форумfeedback
search

Суд снял Грудинина с выборов Госдуму

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo


Аналитика все материалы

"Вашингтонский обком" призывает своих верных прибалтийских "союзников"

Президенты стран Балтии и США обсудят экономическое сотрудничество и переговоры Европейского союза с США о трансатлантическом торговом соглашении. Как стало известно, во время сегодняшней встречи большое внимание также будет уделено "геополитическим изменениям и процессам, представляющим угрозу региональной безопасности". Президенты Литвы Даля Грибаускайте, Латвии Андрис Берзиньш, Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес и США Барак Обама обсудят экономическое сотрудничество и переговоры Европейского союза с США о трансатлантическом торговом соглашении. После встречи планируется обнародовать совместное заявление президентов Литвы, Латвии, Эстонии и США.

Крайне важно то, какое место в общей направленности внешнеполитических планов США по вопросам международной безопасности занимает сам факт этой встречи.

Еще в 1948 г., когда холодная война вступила в свою первую фазу, Агентство национальной безопасности США в директиве NSC 20/1 определило две основные задачи в отношении нашей страны: ослабление России до тех пределов, когда она станет безопасной для США, и изменение внешней политики Москвы в направлении, соответствующем интересам Белого дома. С развалом СССР в 1991 г. эти задачи были выполнены, но уже с начала 2000-х гг. стало ясно, что такое положение вещей временно. Сегодня Россия снова набирает военно-политическую мощь и, как показывает ситуация с Сирией, оказывает серьезное влияние на развитие международных отношений, во многом выступая противовесом США. Учитывая возросшее влияние неоконсерваторов в принятии внешнеполитических решений Белым домом, которые единственным способом существования Америки видят ее глобальное доминирование в мире, и события последних недель, мы можем уверенно заявить, что описанные в документе задачи снова стали для Вашингтона приоритетными.

Интересно и другое. В том же документе дается подробное описание методов достижения этих целей, среди которых Прибалтике (и Украине, но это отдельная история) отводилась особая роль. Процитируем: "…ясно, что их (трех прибалтийских республик) полная независимость повлекла бы фактическое сокращение территории, контролируемой Советским правительством. Таким образом, это напрямую затронуло бы достоинство и жизненные интересы Советского государства как такового". Как мы знаем из истории, на деле все оказалось значительно масштабнее: провозглашение суверенитета Литвой в марте 1990 г. запустило процесс, который привел к расчленению Советского Союза на 15 частей и уничтожению мощного социалистического государства.

Почему именно Прибалтика? Авторы директивы АНБ отвечают на этот вопрос следующим образом: "…прибалтийские народы – это единственные народы, чьи традиционные территории и население в настоящее время полностью включены в Советский Союз и которые продемонстрировали способность успешно нести ответственность за свою государственность". Американцы любят фразами о демократии и свободе вуалировать свои истинные мысли и намерения, краткий перевод на человеческий язык может быть следующим: "Прибалты недовольны включением их территории в состав СССР и готовы предпринять активные действия по выходу из него, тем самым осуществив наши (американские) интересы по ослаблению основного противника". Антироссийский национализм прибалтов, их ненависть ко всему русскому и советскому широко известны. Но отличие этого национализма от национализма других бывших республик СССР в том, что он был присущ литовцам, латышам и эстонцам все годы их существования в рамках Союза. И эта ненависть к России настолько затмевает глаза прибалтов, что они готовы исполнять роль вассалов в подчинении у США, как выразился гендиректор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев, лишь бы очередной раз навредить Москве. На этом Вашингтон сыграл однажды и теперь, когда российско-американские отношения возвращаются в состояние противостояния, собирается сыграть снова, использовав эти республики для оказания военно-политического давления на Россию.

Использование "прибалтийской карты" с военной точки зрения началось еще в 2009 г., когда НАТО провело в небе над странами Балтии учения Baltic Regional Training Event (BRTE III). Уже тогда Сергей Михеев отмечал, что эти учения вблизи России указывают на двойственный характер отношения организации к нашей стране, и делал соответствующие выводы о необходимости укрепления обороноспособности страны с целью заставить альянс пересмотреть свою политику в отношении России. И если тогда эксперты старались избегать формулировок, в которых звучало бы слово "Америка" или "США", чтобы не нарушать миролюбивого дискурса "перезагрузки", то сегодня цель военных учений НАТО в Прибалтике как деятельность Пентагона по оказанию давления на Москву никем не отрицается и не замалчивается. За последние годы натовские учения в Прибалтике с привлечением крупных людских и технических учений приобрели настолько традиционный характер, что ими уже никого не удивишь. А задуматься, тем не менее, есть над чем. Так, уже в 2010 г., в самый разгар "перезагрузки", Пентагон провел крупные военные учения на территории Литвы, Латвии и Эстонии, одной из целей которых было "проверить способность латвийской армии принять и разместить крупный иностранный контингент на своей территории". И с каждым годом такие учения приобретают все более угрожающие России формы.

Таким образом, Прибалтика со времен холодной войны является для США одним из основных инструментов проведения внешней политики в отношении России. Но если в советскую эпоху эти три республики использовались как катализатор развала страны, то сегодня возможности их "применения" направлены на принуждение России к повышению расходов на оборону, в частности, через разработку методов противодействия ПРО. И это повышение можно наблюдать с 2009 г., когда разово расходы правительства на оборону были увеличены на 23%. Сегодня эта цифра стала в два раза больше и составляет 2,098 трлн руб., занимая 15,7% в общей структуре расходов. Как сообщают "РИА-Новости", к 2016 г. расходы федерального бюджета РФ по разделу "национальная оборона" вырастут еще на 63% по сравнению с текущим годом и составят 3,418 трлн руб. Несмотря на то, что рост ВВП пока позволяет это делать, не стоит забывать о том, что триллионы уже истраченных рублей могли пойти на развитие социальной сферы.

В сентябре Путин и Обама, президенты государств, единственных на земном шаре обладающих таким запасом ядерного вооружения, который способен несколько раз уничтожить планету, должны обсуждать ключевые вопросы международной безопасности, включая ограничение распространения стратегических наступательных вооружений и проблему ПРО в Европе. Однако Вашингтон не раз доказывал во многих странах мира, включая Югославию, Ирак, Афганистан, Сирию, что готов пожертвовать международной безопасностью ради достижения своих национальных интересов. Последние события в российско-американских отношениях показывают, что американцы не готовы пересмотреть свою во многом устаревшую концепцию международных отношений. И поэтому особо рассчитывать на то, что Белый дом скоро пойдет на переговоры, не стоит. Вместо этого нужно приготовиться к новым испытаниям на прочность, в которых мы обязаны держать себя достойно и не поддаваться на провокации – ни дипломатические, ни военные, ни идеологические.

Вадим Рудаков

add_circle ОБСУДИТЬ (6)


Читать все комментарии (6)

Форум временно не работает по техническим причинам, приносим извинения.




Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Другие статьи



Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Магазин спецодежды