20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

"Роснефть" и "Лукойл" не борются за ТЗК в Кольцово. Каждый построит свой?

Ситуация с альтернативным ТЗК в аэропорту Кольцово становится все интересней. Губернатор Евгений Куйвашев заявляет, что альтернативых ТЗК может быть несколько, и все зависит лишь от интереса нефтяников. Между тем, как стало известно Накануне.RU, представители "Лукойла" уже готовы построить собственный комплекс и ждут только разрешения от свердловских властей на выделение земли. Но те почему-то не торопятся давать им ответ. Возможно, все дело в последовавших за соглашением с "Лукойлом" предварительных договоренностях с "Роснефтью". Компания, возглавляемая Игорем Сечиным, тем временем, официально подтвердила намерение купить долю в "ТНК-ВР" у британской ВР. Если сделка состоится, то "Роснефть" в любом случае получит доступ к кольцовскому ТЗК (ныне действующий комплекс находится под контролем "танкистов"). Подробности - в материале Накануне.RU.

Действующий топливно-заправочный комплекс в Кольцово принадлежит компании "ТНК-ВР". Она стала его владелицей сразу же после мартовских выборов. Тогда некоторые эксперты высказывали версию, что это была так называемая поствыборная "раздача слонов". Однако вскоре Мишарин подал в отставку и его преемником стал Евгений Куйвашев. Какое место каждый из игроков сейчас занимает на "шахматной доске" Свердловской области - непонятно. Но как неоспоримый факт можно расценивать скорый масштабный заход "Роснефти" в регионы УрФО (что следует из соглашения Игоря Сечина и Игоря Холманских). Также можно вспомнить и визит на Средний Урал к Куйвашеву вскоре после инаугурации первого вице-президента "Роснефти" Эдуарда Худайнатова, который считается одним из политических покровителей главы региона.

Как заявила корреспонденту Накануне.RU пресс-секретарь свердловского премьера Елена Воронова, сейчас оговорены принципиальные позиции и намерения компаний, деньги, которые они готовы вложить в ТЗК, но такие документы "быстро не подписываются".

"Однозначная позиция председателя правительства Свердловской области - не выбрать кого-то одного. Задача стоит в том, чтобы создать конкуренцию в этой сфере. Есть предложения от компаний и есть понимание от правительства, что надо работать", - рассказала Елена Воронова.

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев заявил, что "альтернативных" ТЗК в Кольцово может быть несколько".

Куйвашев Чудновский|Фото: Накануне.RU

Во время открытия в аэропорту нового грузового терминал корреспондент Накануне.RU поинтересовался у главы региона, кому может достаться альтернативный ТЗК – "Роснефти" или "Лукойлу"? Евгений Куйвашев ответил, что "это нужно спрашивать у самих нефтяных компаний, насколько это им самим будет выгодно".

Вместе с тем, как заявили Накануне.RU в пресс-службе "ЛУКОЙЛа", сейчас они фактически ждут от свердловского правительства "разрешения на землю", чтобы начать строительство своего собственного ТЗК.

|Фото"Мы заявили, что хотим строить свой ТЗК в Кольцово. Правительство Свердловской области пообещало рассмотреть наш проект. В принципе тут никакого соглашения не требуется, мы ждем разрешения на землю, если можно так выразиться. От этого ТЗК мы, естественно, ожидаем увеличения продаж керосина. Что там "Роснефть" претендует на ТЗК, этого нет. Мы хотим строить свой, а они, видимо, будут строить свой комплекс. По срокам , когда это все начнет реализовываться, сложно сказать, потому что мы ждем ответ от правительства Свердловской области", - отметили в пресс-службе.

Однако во всей этой истории есть еще одна неясность. "Роснефть" в рамках соглашения со Свердловской областью собирается строить сеть АЗС, нефтебазу и ТЗК в аэропорту. И "Роснефть" буквально на днях официально подтвердила намерение купить долю "ТНК-ВР" у британской ВР.

инфографика акционеры ТНК-ВР, Альфа-групп, Access, Ренова|Фото: Накануне.RU

Акционеры "ТНК-ВР" (кликните для увеличения) 

Справка: В настоящее время российско-британская ТНК-BP на 50 процентов принадлежит AAR (контролируется "Альфа-групп" Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника и "Реновой" Виктора Вексельберга). Остальные 50 процентов акций компании принадлежат британской BP. В начале июня BP заявила, что готова выйти из капитала ТНК-BP. Деловые СМИ называли главным претендентом на долю британцев консорциум AAR, так как он имеет право преимущественного выкупа согласно акционерному соглашению (по другим данным, такого пункта в соглашении нет; сам документ держится акционерами в секрете). В то же время, в числе возможных покупателей называли "Роснефть", Газпром" и китайские Sinopec с CNOOC. Официально эта информация не подтверждалась.

В пресс-службе "Роснефти" пока не смогли прокомментировать сложившуюся ситуацию с ТЗК в екатеринбургском аэропорту.  

По мнению аналитика по рынкам нефти и газа ИФК "Тройка Диалог" Валерия Нестерова, если "Роснефть" купит долю ВР, то, возможно, будет проведен пересмотр структуры. "Может быть, "Роснефть" откажется от части проектов, а может быть, часть из них объединит", - заявил Накануне.RU Валерий Нестеров.

Напомним, что сейчас "Роснефть" рассматривает возможность приобретения 50% "ТНК-ВР", которая на данный момент является единственным поставщиком авиакеросина в аэропорт "Кольцово". 

"Если сделка состоится, то не исключено, что "Роснефть" откажется от своего проекта ТЗК, поскольку уже войдет в аэропорт через ТНК-ВР", - рассказал Накануне.RU директор департамента Due Diligence "2К Аудит - Деловые Консультации/Морисон Интернешнл" Александр Шток.

Еще один эксперт, старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин ставит под сомнение тот факт, что "Роснефть" сможет купить долю ВР.

"РН" только заявила о намерении. Это еще не значит, что она купит эту долю. По действующему соглашению между российскими акционерами "ТНК" и ВР право приоритетной покупки имеют российские владельцы акций. У нас в стране есть такая установка, что если госкомпания объявила о своем намерении что-то купить, то она обязательно этого добьется. Но тут не факт, что "Роснефть" что-то купит. Вполне возможно, что акционеры действующие выкупят эту долю. Они делали предложение ВР и пока сложно сказать, как компания на него отреагировала. Кроме того, мне кажется, что акционеры ВР не заинтересованы в продаже актива, который приносит им огромные дивиденды", - обозначил свою позицию Олег Душин .

|Фото: Mikhail Metzel/AP

Ситуацию, которая может сложиться в Кольцово, аналитик назвал "несознательной".

"Может получиться так, что у "Роснефти" окажется два актива. Если они будут акционерами, то, может быть, они откажутся от каких-то планов и уступят "ЛУКОЙЛу" этот ТЗК. Тут еще можно все переиграть. Еще вариант, что их уже потом ФАС может "попросить" продать этот ТЗК, чтобы не нарушалось антимонопольное законодательство", - отметил он.

"Роснефть", безусловно, рассчитывает получить свою прибыль от УрФО, особенно когда речь идет о возможном проведении в Екатеринбурге ЭКСПО-2020. В принципе, сейчас политика всех нефтяных компаний - это не только оказать свое влияние на ТЗК, но и на АЗС. "Роснефть" всегда активно конкурирует, в том числе и с "ЛУКОЙЛом", - добавил Олег Душин.

При этом "ЛУКОЙЛу" при любой расстановке сил интересен ТЗК в Кольцово, считает директор департамента Due Diligence "2К Аудит - Деловые Консультации/Морисон Интернешнл" Александр Шток.

"ЛУКОЙЛу" будет интересен проект в "Кольцово", поскольку сейчас здесь нет конкуренции, а значит – есть возможности для развития своего проекта. На данном этапе многое будет зависеть от действий властей, которые заинтересованы в обеспечении конкуренции между топливозаправщиками. Для этого необходимо создать благоприятные условия для всех заинтересованных инвесторов, поскольку если "ЛУКОЙЛ" выйдет из проекта, а "Роснефть" войдет в "ТНК-ВР" и начнет строительство собственного ТЗК – ситуация в "Кольцово" сильно не изменится, фактически поставки топлива будет по-прежнему контролировать единый оператор", - считает Александр Шток.
 

екатеринбург аэропорт кольцово самолет ил-86 авиакомпания уральские авиалинии|Фото: Накануне.ru

Для пассажиров и авиакомпаний такие "игры" должны принести свои бонусы. Так, одна из крупнейших авиакомпаний УрФО и России - "Уральские авиалинии" - только приветствует решение о строительстве альтернативных заправочных комплексов в аэропорту Екатеринбурга.

"Мы надеемся, что появление дополнительных игроков на этом рынке приведет к усилению конкуренции, а, значит, к снижению цена на керосин. Более дешевый керосин позволит сократить затраты авиакомпании и сделать билеты еще
дешевле
", - заявил Накануне.RU пресс-секретарь АК "Уральские авиалинии" Сергей Антонов


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС