20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Круг государств, которые могли украсть технологии "Булавы", не очень широк, - эксперт

На Урале стартовал судебный процесс над сотрудником одного из оборонных предприятий, который обвиняется в передаче секретных данных о ракете "Булава". Процесс носит закрытый характер, и известно, что данные передавались иностранной разведке. По некоторым данным, речь идет о сотруднике НПО "Автоматика", которое занимается созданием систем управления для ракеты. Эксперт Накануне.RU сомневается, что технологии могли пытаться украсть США или Китай. В интервью нашему корреспонденту он пояснил, почему.

В Свердловском областном суде началось рассмотрение дела о шпионаже на Урале. Сотрудника оборонного предприятия обвиняют в передаче сведений о ракете "Булава" иностранной разведке.

В УФСБ по Свердловской области воздерживаются от комментариев по этому делу.

Впрочем, по данным источника Накануне.RU в правоохранительных органах региона, решение суда может быть вынесено к 17 мая.

По данным источника, обвиняемый сотрудник работал в НПО "Автоматика". Сведения, которые передал сотрудник, касались системы управления баллистической ракетой морского базирования.

"Доказательств, подтверждающих его вину, достаточно, однако подробности этого дела пока не разглашаются, поскольку они содержат государственную тайну", - отметил источник.

Что конкретно было передано и какому государству, пока не разглашается.

инфографика баллистическая ракета подводных лодок "Булава" принцип действия характеристики|Фото: Накануне.RU

Ракета "Булава" (кликните для увеличения) 

Старший научный сотрудник центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Владимир Евсеев в беседе с Накануне.RU отмечает, что освоение ракетных технологий – задача нетривиальная, и круг государств, заинтересованных в краже технологий "Булавы" отнюдь не широк.

Вопрос: На Ваш взгляд, кто, в первую очередь, мог быть заинтересован в краже наших ракетных технологий?

Владимир Евсеев: Государств, активно развивающих ракетную программу, несколько. Например, Иран имеет баллистические ракеты "Шахаб-3", стоящие на вооружении. Представьте себе, что круговое вероятное отклонение их при дальности стрельбы 1,5 тыс. км составляет 3,5 км. Для таких ракет было бы очень полезно получить информацию о системах управления, чтобы повысить точность стрельбы. В следующем году они должны принять на вооружение ракету "Саджиль-2", у нее есть серьезные проблемы с точностью стрельбы, она будет иметь дальность полета 2 тыс. 300. Для них важна приемлемая точность. Чтобы попасть в цель с таким круговым вероятным отклонением, нужно массовый залп делать, такой ракетой только по крупному городу можно попасть. А такого количества ракет нет. С той же ракетой "Шахаб-3" речь только о бригаде может идти. Также среди стран, где активно развиваются ракетные программы, нужно выделить Пакистан. Он разрабатывает ракету средней дальности с приблизительной дальностью стрельбы до 3 тыс. км. Бесспорный интерес это могло бы представлять для Северной Кореи, КНДР тоже заинтересована в получении какой-либо информации в этом направлении. Но вопрос, достаточно ли у КНДР ресурсов, чтобы купить, хотя, может быть, и достаточно. Вряд ли какие-то проблемы в этом плане есть у Израиля, он выходит на ракеты около 6,5 тыс. км, думаю, что у Израиля с этим все в порядке.

Нужно понимать, для каких ракет пытаются это поставить. Для ракет малой дальности особой потребности в этом нет, это необходимо для ракет минимум средней дальности. Ракеты средней дальности есть у Ирана, Пакистана, Индии, но Индия самодостаточная в этом плане страна, не думаю, что ей могло это потребоваться. Северной Корее это могло потребоваться. И, пожалуй, все, если говорить о ракетах средней дальности. Впрочем, нельзя полностью исключать, что страны, которые имеют программы создания ракет малой дальности, в этом не заинтересованы. В частности, интерес к таким ракетам проявила Турция, ракеты малой дальности разрабатываются в Саудовской Аравии. То есть, круг государств не очень широк.  

Вопрос: Но Вы не упоминаете стран Запада. Возможен ли интерес стран Запада к технологиям "Булавы" для противодействия ей?

Владимир Евсеев: Мне в это не особенно верится. Если говорить про страны Запада, то Великобритания не имеет собственной баллистической ракеты, она использует на подлодках американскую ракету "Трайдент". Франция имеет ракеты, но не очень понятно, как это можно использовать в плане противодействия. Если уж говорить о Западе, то надо говорить, в первую очередь, о США. Если США не имеют к этому отношения, то непонятно, кому это нужно, потому что реально ни у кого нет противоракетной обороны и возможностей по ее созданию. Израиль создает такие системы, но они не предназначены для перехвата боевых блоков типа "Булава". Поэтому если брать Запад, то речь может идти только о США.

Вопрос: А что скажете по поводу Китая?

Владимир Евсеев: Китай мог бы проявить интерес, но тут возникают политические моменты. Насколько я понимаю, с Китаем есть взаимная договоренность на эту тему. Одно дело скопировать вооружения, которые были проданы, но просто взять и похитить технологии у нас – я в это не особенно верю. Один пример. Китай создал крылатую ракету. Они взяли и купили крылатую ракету X-55 на Украине. Они не стали воровать у нас ничего. А после этого взяли и скупили все неразорвавшиеся американские ракеты, которые упали в Пакистане и Афганистане. После этого создали свою ракету. Такой подход для Китая более типичен. Не думаю, что Китай пойдет напрямую на такие вещи, хотя, конечно, исключать ничего нельзя. США могли бы быть интересны данные о "Булаве", но если в этом США замешаны, то надо понимать, что это крайне ужесточит российскую позицию. Думаю, что ни Китая, ни США здесь нет. Речь идет о тех государствах, которые разрабатывают ракеты средней дальности или хотят это сделать. Если со стороны американцев была попытка кражи технологий, то можно представить, как будут выстраиваться отношения в сфере ПРО. Это слишком высокий политический риск.

Вопрос: Могли ли технологии представлять интерес для развития космических программ? 

Владимир Евсеев: Скорее всего, речь все-таки идет о боевых ракетах. Космические ракеты и ракеты, используемые в боевых целях, разные. Не может одна и та же ракета использоваться в разных целях. 

Вопрос: Как часто происходят подобные случаи шпионажа в ракетной отрасли?

Владимир Евсеев: Обычно речь идет не столько о краже, сколько о передаче. Китайцы построили в Иране завод по производству крылатых ракет морского базирования малой дальности. В итоге иранцы стали их производить, увеличивать дальность полета. Это путь реальный. Кроме того, такие технологии нельзя спрятать. Если где-то что-то появляется, то это достаточно легко выявляется. Для этого нужно иметь чрезвычайные причины, они могут появляться тогда, когда государство является изгоем, а создать нужно, и стоит вопрос о существовании государства как такового. В целом обычно идут несколько другим путем – путем передачи. Но мало получить технологии, нужно их еще освоить. Осваивать чужую технологию – очень трудное дело. Республика Корея до сих пор не может создать космическую программу, хотя Россия активно помогает. Та же проблема есть у Бразилии. Даже государства, которые имеют развитые ракетные программы, которым помогают в освоении технологий, не могут сделать. СССР достались ракеты "Фау-1", которыми немцы стреляли в годы Второй мировой войны, вместе с документацией, и то была проблема с освоением производства. Даже получение ракет с документацией требует больших усилий по освоению. В любом случае, освоение ракетных технологий – задача крайне нетривиальная. Я не знаю, что конкретно к ним попало, судя по тому, что начался суд, наверное, была передача, хотя могла быть и попытка передачи. По всяком случае, факт вопиющий.
 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС