26 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

"Не нужно было ломать систему так сразу"… Репортаж с авиабазы "Шагол"

За последние полгода фронтовой бомбардировщик Су-24 ВВС России трижды потерпел крушение: в Амурской, Волгоградской и Курганской области. Самый популярный истребитель советских времен стал опасным объектом не столько для армии противника, сколько для обычных граждан страны – самолеты падают в непосредственной близости от населенных пунктов. От человеческих жертв спасает только профессионализм летчиков. Командир экипажа разбившегося под Курганом Су-24 впервые от первого лица рассказал о том, как проходило крушение, а также о том, как в золоте измерить подготовку летчика. Подробности - в материале Накануне.RU.

Крушение под Курганом. Как это было

Фронтовой бомбардировщик Су-24 разбился 13 февраля 2012 года при выполнении планового учебного полета в 90 километрах от аэродрома "Шагол" в Курганской области. Экипаж катапультировался, оба пилота остались живы. Часть обломков самолета упала в озеро Большой Кошкуль.

Командир экипажа разбившегося самолета, командир войсковой части, полковник Николай Гостев впервые рассказал журналистам, как это было. В день катастрофы полет производился в ночное время на большой высоте. Нештатная ситуация, как известно, возникла при дозаправке самолета в воздухе. На борту возник пожар с последующим взрывом, все оборудование в кабине перестало работать.

авиабаза Шагол Су-24 самолет истребитель|Фото: Накануне.RU

"Запустить двигатели нам не удалось. Мы оценили высоту и направление полета самолета, увидели деревню. Приняли решение отвернуть от деревни и катапультироваться", - вспоминает летчик.

Катапультирование произошло на высоте 130 метров, за секунду до взрыва. При этом, с воздуха не было видно, куда летчики должны приземлиться, поскольку повсюду был снег. Только потом стало ясно, что это озеро.

командир авиабазы Шагол Николай Гостев|Фото: Накануне.RU

"Экипаж действовал грамотно. Главное для нас была выдержка, не было никакой паники. Самое основное для нас было то, чтобы катапультирование и уход самолета не причинили ущерба", - говорит летчик.

После приземления летчики по сотовым телефонам связались с авиабазой и сообщили о случившимся. Через 20 минут к летчикам сбежались жители из ближайшей деревни Калмык-Абдрашево, которые предложили свою помощь. Они же вызвали санитарную машину, однако серьезных повреждений у пилотов не было. Позже прилетел вертолет со спасателями, который доставил пилотов на базу.

авиабаза Шагол Су-24 самолет истребитель|Фото: Накануне.RU

"Во время приземления у меня слетел защитный шлем, один из жителей деревни подарил мне шапку. Жители деревни очень доброжелательно к нам отнеслись", - вспоминает летчик.

После происшествия пилоты прошли курс реабилитации, в настоящее время комиссия признала экипаж годным к летной работе без ограничений.

После крушения самолета встал вопрос о его извлечении из озера и ликвидации последствий.

Как сообщил замкомандира авиабазы "Шагол" Александр Шкребтий, самолет упал в озеро, где глубина воды составляла 1,5 метра, а толщина ила – 1,2 метра. Доставали истребитель из озера курганские водолазы. Экологическую экспертизу места крушения проводили специалисты из Кургана и Челябинска.

авиабаза Шагол Су-24 самолет истребитель|Фото: Накануне.RU

"На 17 февраля превышение нормы было в 12,4 тысячи раз, что не удивительно – в полынью пролилось порядка 1,5 тонн керосина и порядка 250-300 литров масла", - говорит Шкребтий.

По его словам, с озера было вывезено около 150 тонн льда, в который успел впитаться керосин. Далее был применен абсорбент, после чего была произведена выемка грунта в месте падения. От дальнейшего загрязнения озеро спасла толщина льда, которая на момент катастрофы составляла около 70 сантиметров. Акт о приемных работах был подписан 27 февраля.

"В день приемки мы пошли к месту крушения, собака главы поселка бежала впереди нас, она начала пить воду из полыньи, что лучше всего свидетельствовало о том, что озеро очищено. На сегодняшний день претензий со стороны местных властей по данному озеру к нам нет", - заявляет Шкребтий

Устаревшая техника или огрехи летной подготовки?

Причины крушения истребителя в настоящее время выясняет Главное военно-следственное управление, а сами летчики заявляют о том, что версий несколько. Но называть их отказываются.

Полеты Су-24 после катастрофы под Курганом были запрещены на 30 дней. За это время на авиабазе была осмотрена вся техника.

"Если раньше у нас было до 200 параметров по проверке систем, то сейчас их количество увеличилось в разы. Практически весь самолет прослушивается везде и всюду. После этих мероприятий Главком разрешил полеты", - сообщил Гостев.

авиабаза Шагол Су-24 самолет истребитель|Фото: Накануне.RU

Справка: Су-24 - советский и российский фронтовой бомбардировщик, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Это один из наиболее массовых боевых самолетов современных российских ВВС, отличающийся высоким уровнем аварийности. С 2000 года в России разбилось 16 самолетов Су-24/24М.

По словам полковника Гостева, в советское время было выпущено около трех тысяч таких самолетов. При этом, в 1991 году военный авиационный парк составлял 13 тысяч самолетов и 6 тысяч вертолетов.

"На данный момент авиационный парк в разы уменьшился – сейчас на вооружении около 2 тысяч самолетов", - констатирует полковник.

При этом он отмечает, что если в советские времена военная промышленность за год могла полностью перевооружить авиационный фонд, то сейчас ее состояние таково, что выпуск самолетов значительно сокращен, и перспектива получения новой техники "светит" авиабазе "Шагол" только в 2015 году – тогда должны поступить самолеты Су-34. Однако в количестве, которое сможет покрыть только 50% от необходимой техники. При этом, по словам Гостева, каждый экипаж при выходе на смену неоднократно отрабатывает случаи нештатной ситуации, однако от них никто не застрахован.

Печальная ситуация складывается и в сфере обучения летчиков-штурманов. В настоящее время центром военно-летного образования стал Военный авиационный инженерный университет в Воронеже. После ликвидации в 2011 году Челябинского военного авиационного института штурманов инженерно-технический и штурманский состав училища был перебазирован в Воронеж, и частично в Краснодарское училище летчиков.

"Я не сторонник того, чтобы ломать систему так сразу. Реформа в вооруженных силах предусматривает большое сокращение. Подготовить летчика стоит 70 килограмм золота. Возможно, позже будет гораздо лучше. Мы сделали все, что смогли – сохранили военную часть, где проходит подготовка курсантов-летчиков 4-5 курсов", - признается Гостев.

Он отмечает, что летные училища в этом году вновь объявили набор, при этом гораздо больше, чем раньше. При всей сложности сложившейся ситуации летчики испытывают негатив со стороны жителей Челябинска, которые жалуются на шум от истребителей. 

авиабаза Шагол радар|Фото: Накануне.RU

"За год мы подняли полеты на максимальную высоту, пять раз меняли глиссаду. Некоторые граждане подали на нас в суд за шум. Есть нарушения по отдельным параметрам, на 5-10 децибел. Воздействие шума кратковременно. Заявления о том, что это влияет на обострение какие-то болезней – это спекуляция. Если бы это было так, то в военных городках все жители были бы хронически больны", - убеждает Гостев.

И добавляет, что в военном городке находится детский садик, школа, которым полеты самолетов работать не мешают.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС