20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBcfhM
Открыть замок без повреждений - http://remont.youdo.com/unblock/lock/nodamage/.
youdo.com


Аналитика все материалы

Игорь Коротченко: Ми-17 для Индии – вне конкуренции

Авиасалон во французском Ле Бурже приносит первые плоды для российских оружейников. Рособоронэкспорт озвучил вчера информацию о подписании договоренности с Индией на поставку 80 многоцелевых вертолетов Ми-17. Многие пессимисты крайне негативно восприняли недавний проигрыш российских истребителей на индийском тендере и после срыва российской стороной двух этапов традиционных учений "Индра" всерьез заговорили о том, что мы можем потерять единственного значительного союзника, с которым нас связывали десятилетия военного сотрудничества. О том, почему был проигран тендер, о важности контракта на поставку вертолетов и об уровне российско-индийского военно–технического сотрудничества рассказал Накануне.RU директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.

Вопрос: Вчера было объявлено о подписании контракта с Индией на поставку 80 вертолетов Ми-17. В 2008 году объявлялось о закупке 80 вертолетов, которые будут поставляться с 2011 по 2014 год. Речь идет об одном и том же соглашении или о разных?

Игорь Коротченко: Да, это контракт, который готовился, и он подписан. Это важное событие, потому что Индия – традиционный покупатель нашей военной техники и, в определенном смысле, это компенсация за нашу неудачу в тендере на закупку 126 многофункциональных истребителей, который мы проиграли, но проиграли не по причине того, что наша техника плохая, а по причине того, что Индия диверсифицирует источники приобретения вооружения и военной техники. Ну вот, как раз, в рамках этой программы диверсификации, отказав нам в контракте по МиГ-35, Индия приобрела существенную, значительную партию новейших российских вертолетов, и в этом плане, мы можем сказать, что эта машина идеально подходит для тех климатических условий, в которых им предстоит эксплуатация – это неблагоприятный жаркий климат, на участках морского побережья, это еще и большая влажность. Ну и, наконец, это высокогорье, потому что на спорных участках индийско-китайской, индийско-пакистанской границ только лишь российские Ми-17 могут обеспечить надежную эксплуатацию в условиях высокогорья, крайне жестких климатических условиях и при низких отрицательных температурах. Я полагаю, что как раз российские вертолеты в условиях индийского рынка фактически безальтернативны благодаря тому, что, по сравнению с западными аналогами, они гораздо проще в эксплуатации, причем техническое совершенство машин примерно одинаково. Тем не менее, эксплуатировать их гораздо легче, они менее затратны и менее "капризны" в техническом обслуживании.

Вопрос: Если говорить о срыве тендера на МиГ-35, в короткий список которого вошли Eurofighter и французский Rafale, как они соотносятся в техническом плане, и действительно ли отказ от российских самолетов преследовал тактические цели индийского руководства?

Игорь Коротченко: Я полагаю, что все участники тендера, которые вошли в короткий список, и те, которые оттуда выпали, включая и нас, и американцев, и представителей других стран, предложили самолеты одного уровня, а важным преимуществом российского МиГ-35 было то, что он оснащен РЛС с активной фазированной антенной решеткой с электронным сканированием луча, что дает истребителю ряд очень важных преимуществ как в ходе воздушного боя, так и при выполнении различных миссий при атаке морских и наземных целей. Это новая РЛС, собственно, это глаза и уши истребителя, которые в значительной степени определяют эффективность использования и бортовых систем вооружения и атаки. Поэтому, у нас были преимущества, безусловно, и вторым нашим преимуществом было то, что мы готовы были передать Индии максимум технологий, в отличие от, допустим, тех же американцев и, кстати говоря, европейцев.


Но так легла карта, Индия не может на 100% закупать российскую технику. Важно отметить, что в Индии уже эксплуатируется огромный парк боевых машин российского производства. Во-первых, это выпуск по лицензии 140 многофункциональных истребителей Су-30МКИ, дальше, Индия подписала соглашение с Россией о совместном выпуске 250 истребителей 5-го поколения, и подписан также контракт на модернизацию индийского парка МиГ-29. Кроме того, выполняется контракт на поставку Индии палубных истребителей МиГ-29К – корабельных. Поэтому, я думаю, что вот эти показатели однозначно говорят, что Россия – стратегический партнер Индии и будет оставаться основным партнером в вопросе поставок вооружения и военной техники, в том числе авиационного вооружения на протяжении, по крайней мере, ближайшей исторической перспективы.

Вопрос: Российско - индийские отношения переживают довольно сложный момент, в частности много говорилось о срыве российской стороной учений "Индра-2011" в ответ на поражение в тендере на истребители. Подписанный контракт может сигнализировать о том, что серьезного конфликта удалось избежать?

Игорь Коротченко: В России достаточно четко представляют, что мы не можем быть монополистами на индийском рынке. В любом случае, выбор, который делает индийская сторона, он определяется рядом обстоятельств. Это, во-первых, ее потребности в закупке тех или иных классов вооружений. Но самое главное, что Индия проводит политику диверсификации закупок оружия. Мы, в настоящий момент, удерживаем более 50% индийского рынка вооружения, этот показатель – дай Бог каждому, наша задача – его удержать. Поэтому трагедии какой-то делать из того, что мы проиграли тендер по МиГ-35, я полагаю, не стоит. Надо разумно, взвешенно, прагматично относиться к этому. Сегодня Индия строит армию региональной сверхдержавы, у нее есть очень серьезные политические и военные амбиции в регионе. По ряду направлений сотрудничества между Россией и Индией, Индия просто не сможет найти такого партнера, как мы. Только мы, допустим, можем предоставить в лизинг многоцелевую атомную подводную лодку, только мы можем передать технологии в рамках совместного предприятия по производству крылатых ракет "БраМос", только мы можем осуществлять строительство новых высококлассных многофункциональных боевых кораблей для индийского флота, включая тот же самый авианосец "Викрамадитья".


Никто просто не даст Индии таких технологий, не пойдет на такую степень детализацию военно-технического сотрудничества, как Россия. Поэтому мы чувствуем себя достаточно спокойно, хотя рынок индийский становится все более конкурентным за счет того, что туда активно сегодня вторгаются сегодня Соединенные Штаты Америки. Связано это с тем, что сняты прежние ограничения на поставку американского оружия в Индию. Соединенные Штаты Америки рассматривают в перспективе Индию как некий сдерживающий фактор по отношению к Китаю, учитывая сложность индийско-китайских отношений и, соответственно, будут наращивать свои усилия по перевооружению Индии. Для нас важна коммерческая составляющая, мы должны удержать вот ту половину индийского рынка – более 50%, которые мы занимаем, и в этой нише остаться.

Справка: Авианосец "Викрамадитья" – бывший советский авианосец "Адмирал Горшков". заложен в 1978 году, спущен на воду в 1982, вступил в строй в 1987 году. Контракт на передачу корабля Индии был подписан в 2004 году, стоимость модернизации, которая проводится в Северодвинске за счет индийской стороны достигает $2,3 млрд. В настоящее время проводятся швартовые испытания корабля, предполагается, что в строй индийских ВМС он встанет в декабре 2012 года.

PJ-10 "БраМос" (PJ-10 "BrahMos") — сверхзвуковая противокорабельная ракета, разрабатываемая совместно "НПО машиностроения" и Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) Министерства обороны Индии. В настоящий момент принят на вооружение индийскими ВМС, может базироваться как на кораблях, так и на самолетах, планируется использование на перспективном российско-индийском истребителе 5-го поколения.


Вопрос: А есть ли для России еще стратегические партнеры такого уровня, как Индия?

Игорь Коротченко: Нет, Индия – безальтернативный стратегический партнер, потому что сегодня военно-техническое сотрудничество с Китаем, оно, к сожалению, в объемах значительно снизилось. Китай продолжает покупать, конечно, российские авиадвигатели, без которых парк китайской боевой авиации эксплуатироваться не может, но есть совершенно четкая политика Пекина все дальше и дальше уйти от Москвы в плане военно-технической зависимости, плюс активное клонирование китайским оборонно-промышленным комплексом российских образцов вооружений. Начиная от технически не очень сложных, до таких систем, как С-300 в китайском варианте. Поэтому сегодня Китай не является таким важным партнером, как Индия.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС