20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Взлетит ли Россия без Индии?

На прошлой неделе Владимир Путин в пятый раз за последнее десятилетие совершил визит в Индию. Как было ранее заявлено, планировалось подписание двухстороннего договора, исторического контракта – об истребителях пятого поколения. Однако, его пока отложили. Еще давно, в 2004 году, Индия заказала 12 одноместных МиГ-29К и четыре двухместных МиГ-29КУБ в рамках комплексного контракта на поставку тактического авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". Общая стоимость сделки составила 1,6 миллиарда долларов. В 2008 же году Министерство обороны Индии утвердило план по закупке дополнительной партии палубных истребителей МиГ-29К в количестве 29 единиц.

О том, кому и зачем нужны подобные сделки, а так же о том, что не стоит бояться мировой пандемии по экспорту вооружения из России рассказал в интервью Накануне.RU Владимир Анохин, вице-президент Академии геополитических проблем.


Вопрос: Владимир Петрович, не так давно было заявлено о намерении подписать исторический контракт об истребителях пятого поколения между Россией и Индией. Однако, его подписание, по итогам визита Владимира Путина в Индию, было отложено. Как Вы считаете, почему?
 

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Владимир Анохин: Здесь может быть ряд обстоятельств. Во-первых, возможны финансовые трудности со стороны Индии. Во-вторых, возможно, что наш авиапром не готов к выполнению этого заказа в количественном плане. И возможно, изучив ситуацию, предположили, что с истребителем может случиться такая же ситуация, как и с авианосцем. Плюс ко всему, истребители МиГ 29-К, которые собиралась закупить Индия, с большой натяжкой можно назвать истребителями "пятого поколения". Поэтому, наверное, каждая сторона учитывает свои возможности.
 

Вопрос: Известно, что подобная инициатива – не первая, предпринятая российскими властями в сфере, если можно так выразиться, военно-торговых отношений. В 2004 году, например, также был подписан контракт между Россией и Индией, но кредитные долги по нему не выплачены в бюджет РФ до сих пор. Как Вы считаете, с чем это может быть связано и для чего Россия снова идет на предсказуемые уже финансовые риски?


Владимир Анохин: Индия – это наш исторический партнер, поэтому замораживать отношения с ней нам крайне не выгодно. В дальнейшем ситуация может исправиться, а мы потеряем такой серьезный рынок, поэтому то Россия и идет на такие риски. Здесь ситуация не рисковее, чем продажа техники в другие страны.
 

Вопрос: Владимир Петрович, чем, вообще, Индия интересна для России как представляемый властями важный стратегический партнер?
 

|Фото: www.brunet.bnВладимир Анохин: Во-первых – это ядерная держава, во-вторых – мы связаны с Индией исторически, в-третьих – это огромный рынок, на котором мы всегда стремились закрепиться. Если не мы – там будут китайцы, к примеру, но нам это чрезвычайно не выгодно, а они туда отчаянно лезут.
 

Вопрос: В прошлом году расходы на вооружение во всем мире почти соотносятся с суммами, которые тратились на обеспечение проведения "холодной войны". Не значит ли это, что сейчас перед нами некий тревожный сигнал предстает?

Владимир Анохин: Вы знаете, здесь возможны несколько вариантов . Конечно, сейчас отношения в мире очень напряженные. Между тем, необходимо помнить, что ранее, когда говорилось о "холодной войне", мы подразумевали нечто глобальное (хотя были и "неприсоединившиеся страны), сейчас же конфликты, в основном, носят региональный характер и "холодная война" как таковая приобрела другое значение, а именно – региональный смысл. Вот смотрите, серьезные трения между Польшей и Белоруссией, между Румынией и Украиной, плюс "масла в огонь" подливают Соединенные Штаты, которые хотят разместить свои ПРО. Пакистан, к примеру, тоже заключает в себе региональное напряжение.

Вопрос: А для чего странам это надо?


|Фото: vesti.ruВладимир Анохин: У каждой же страны свои интересы. В основном, если брать в пример первые два названных конфликта, причиной являются территориальные споры. Как говорил Марк Твен, "покупайте землю, ее больше не производят". Также все это еще закручено и на изменении техники. Затраты огромнейшие, даже если рассмотреть пример затрат на самолеты пятого поколения. Таким образом, здесь надо брать во взор количественно-качественый расчет вооружения, а потом уже смотреть на бюджет.


Вопрос: Зачем конкретно России нужны подобные контракты?

Владимир Анохин: Первая выгода – вклад в бюджет, вторая – рабочие места. Также это возможность делать если не прорыв, то совершенствовать свою технику, а также "кормить" конструкторские бюро.

Вопрос: Но все же не ясно, не первый ведь раз возникают долговые явления перед Россией, зачем же идти на это?

Владимир Анохин: Это обычное явление. Долговые обязательства, изменение сроков действия контрактов, увеличение стоимости контракта в зависимости от ситуации, – все эти трения всегда были. Просто некоторые ситуации всплывают на поверхность, а некоторые – уже мирно урегулированы каким - то образом. То есть это нормально, это процесс, и ничего страшного здесь нет.
 

доллар, деньги, банкноты(2018)|Фото: Фото: Накануне.RU Для справки: Международный рынок вооружений имеет некоторые характерыне черты. Например, практически обязательное наличие посреднических компаний. Даже если контракт на покупку вооружений подписан на самом высоком уровне, все согласования, перевод денег и прочие технические вопросы решаются с помощью профессиональных продавцов оружия. Случается, что такие компании создаются под конкретно-прописанный контракт, и их создание может быть специально оговорено на межгосударственном уровне. Они могут быть государственными, частными, со смешанным капиталом, совместными, дочерними – любыми, словом. Соответственно, неизбежно участие посредников при клиринговых схемах, встречных поставках и взаимозачетах. И комиссионные, получаемые при совершении данной процедуры, абсолютно гарантированно уходят в их руки. Есть и так называемый негласный "откат" в форме комиссионных. Его размер составляет не менее 10% от суммы контракта, а максимальный предел может достигать 60-70%. Таким образом, подобные контракты могут быть выгодны не только бюджету РФ, но и "местячковым" бизнес-бюджетам.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС