27 Января 2021
форумfeedback
search

Про приговор ученому Азату Мифтахову

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
Услуги сервиса: http://perevozki.youdo.com/country/geo/omsk/, лучшие цены здесь.


Аналитика все материалы

"Миру" - мир?

Накануне завершила свою работу российско-иранская рабочая группа по сотрудничеству в области нефти, газа и нефтехимии. Она разработала "дорожную карту" для – ни много ни мало – 30-летнего плана сотрудничества. Неизвестно пока, будет ли в него включено участие России в многострадальном проекте газопровода "Мир", но намедни представитель иранской стороны, замминистра нефти Ирана Ногрекар Ширази заявил, что такая возможность весьма вероятна. Неудивительно, что две страны, которые на двоих обладают 18-ю процентами мировых запасов нефти и сорока процентами газа, решат посотрудничать в рамках такого крупного проекта, удивительно другое – России, по сути, кроме политической выгоды, в иранско-пакистанско-индийском проекте ничего не светит. Да и само название газопровода – "Мир" – в таком сложном регионе звучит скорее как сарказм.

Индия взаперти

Идея строительства газопровода из Ирана, где сосредоточено 16% мировых запасов голубого топлива, в Индию, которая нуждается в энергоресурсах, возникла в далеком 1989 году. Вариантов прокладки газовой ветки было немного: либо по территории Афганистана, либо через Пакистан, либо по морскому дну. Первый вариант, само собой, отпадал, третий был слишком сложен в реализации, в итоге остановились на пакистанском, несмотря на очень сложные отношения Дели и Исламабада. Причем в первоначальном варианте предполагалось строительство двух отдельных веток: Иран-Пакистан и Иран-Индия. Но время шло, а инициатор проекта – Индия – все не торопилась использовать ситуацию изоляции иранских энергоресурсов на мировом углеводородном рынке, которая сложилась благодаря СЩА. К тому же "пропадало" монопольное положение проекта – тогда ни США, ни Китай еще не помышляли о создании альтернативных веток в Средней Азии.

газопровод Иран-Пакимтан-Индия Мир|Фото:wikimedia.orgФото:wikimedia.org

В итоге только в 2005 г. удалось прийти к некоторому консенсусу. "Мир", общей протяженностью в 2,5 тыс. км (1 тыс. км в Иране, 800 в Пакистане и 700 в Индии) должен обойтись примерно в $8-10 млрд. Выгодно будет для всех: Иран, по-прежнему ограниченный в рынках сбыта голубого топлива, получает покупателей, Пакистан – порядка $500 млн в год за транзит, Индия – долгожданные 150 млн куб. м газа в год.

Однако время было упущено, и в 2010 г. ситуация осложняется как внешними, так и внутренними факторами. Во-первых, выборы 2009 г. в Иране показали, что, с одной стороны, позиции Махмуда Ахмадинижада (с которым и договаривается Индия) не столь непоколебимы, как казалось раньше, с другой – сами консерваторы полагают, что Иран не должен пускаться в подобные "авантюры" и продавать свои энергоресурсы в другие страны, тем более такие сильные как Индия, поскольку это может лишить исламскую республику в том числе и политической независимости во внешней, да и во внутренней политике.

Во-вторых, все по-прежнему сложно с Пакистаном. К давней напряженности в отношениях этой страны с Индией добавилось американское влияние. Между тем, именно из-за позиции Индии в вопросах транзита и торговли с Афганистаном вопрос о строительстве газопровода долгое время оставался подвешенным. Сегодня и Исламабад, и Кабул однозначно попадают в орбиту экономических и политических интересов США, так что даже такой большой совместный проект как "Мир" не сможет в должной степени укрепить индийско-пакистанские отношения.

Дорога из ада в ад

Безусловно, самой серьезной проблемой, перед которой меркнут любые взаимные обиды между тремя участниками "Мира", являются альтернативные трубы, которые в скором времени, при активнейшем способствовании процессу Китая и США, опутают регион со всех сторон. И пусть главную из них Трансафганский газопровод или ТАПИ (Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия) часто называют еще и "дорогой из ада в ад", памятуя о, мягко говоря, непростой ситуации в Пакистане и Афганистане, и у США, и у Китая достаточно влияния, чтобы отрезать Индию от иранского газа и начать диктовать свои условия – Индия, "запертая" с двух сторон, может и не пойдет на поводу, а вот страны-транзитеры – очень вероятно.

Итак, в декабре минувшего года началась эксплуатация газопровода Туркменистан-Китай, протяженность. 1833 км. Центральные районы Китая получили голубое топливо из туркменского месторождения Самандепе. Данный шаг широко приветствовался и на западе – в Европе и США, тут ведь косвенная выгода очень велика – Туркмения избавилась от привязки к российской газотранспортной системе. Потирать руки есть от чего – транспортная гегемония России подходит к концу, потому что не далее чем к 2013 г., возможно, начнет действовать первый участок ТАПИ, а это значит, что туркменский газ пойдет через подконтрольные США государства в неподконтрольную, но "зажатую" Индию и, возможно, через пакистанский порт Гвадар по всему миру.

Трансафганский газопровод|Фото:afghanistan.ruФото:afghanistan.ru

ТАПИ также родился не сегодня. В 1998 г. построить такой газопровод взялся консорциум во главе с американской Unocal, но нестабильность в Афганестане спутала карты, несмотря даже на то, что талибы отправляли своих представителей в Вашингтон для ведения переговоров. Сегодня оптимизм в строителей ТАПИ вселяет и Обама, весьма благоволящий проекту, и реализация проекта "Баку-Тбилиси-Джейхан" с практически тем же составом участников. В общем, ветка стоимостью около $7,6 млрд и длиной 1680 км, можно сказать, "в шоколаде", США окружили проект заботой со всех сторон, холят его и лелеют. Хорошо иллюстрируют уверенность в своих силах запада слова руководителя Caspian Energy Consulting Роба Собхани: "Проявив инициативу в реализации проекта трансафганского трубопровода, США получат целый ряд преимуществ: во-первых, он будет приносить доход любому афганскому правительству, поэтому заинтересованностью в успехе будет обладать не только нынешний кабульский режим. Во-вторых, он создает долгосрочные стимулы: в частности, Пакистан и Индия будут не соперничать в Афганистане, а стараться совместными усилиями обеспечить бесперебойную транспортировку газа. В-третьих, строительство трубопровода станет для афганского народа сигналом: запад готов и дальше участвовать в восстановлении этой страны. Его психологическое воздействие будет громадным: ведь почти половина из необходимых $7,6 млрд будет вложена в Афганистане". "Афганская война стала "войной Обамы". И он может увеличить шансы на победу, включив в свою стратегию сооружение трансафганского газопровода", - продолжает автор в своей статье, опубликованной британской "The Financial Times".

А что же Россия?

В том и беда, что ничего. Ну или почти ничего. С одной стороны, РФ поддерживает строительство "Мира" уже около 10 лет. С другой стороны, все эти годы останавливало прямое участие в проекте именно очевидное отсутствие экономической выгоды при более или менее вялотекущей активности США в Средней Азии и уже упомянутой транспортной гегемонии. "В принципе Россия может участвовать в строительстве и эксплуатации газопровода как акционер, поскольку у "Газпрома" есть большой опыт строительства трубопроводов. Вероятно, будет использоваться схема проектного финансирования, так что "Газпрому" не придется брать на свой баланс новый долг, однако вклад в акционерный капитал проекта от России или "Газпрома" потребуется. В нынешних ценах трубопровод, скорее всего, будет стоить $8-10 млрд. Если Россия или "Газпром" получат 25%, а соотношение между акционерным и заемным капиталом будет 30 к 70, российский вклад составит всего лишь $600-750 млн, - говорит старший аналитик ИФК "Метрополь" Алексей Кокин. - Однако Россия не может выступить поставщиком газа для газопровода. Источником должно стать гигантское газовое месторождение "Южный Парс" на юго-востоке Ирана. Поэтому источником выручки для трубопровода как такового могут быть только тариф за транспорт газа и оптовая маржа. В таком виде проект не выглядит ни приоритетным, ни привлекательным.

Тем не менее, для России и "Газпрома" газопровод "Мир" может оказаться стратегически важен как альтернатива газопроводам Набукко и Туркменистан—Индия. В случае реализации первый проект ослабит рыночную долю "Газпрома" в ЕС, второй – позиции "Газпрома" в ценообразовании туркменского газа".

В общем и целом, даже убыточное в экономическом смысле участие России в "Мире" под большим вопросом, поскольку под вопросом и сам проект. Тем не менее, предпринимать что-то все равно надо, потому что ситуация, когда среднеазиатский регион будет опутан "чужими" трубами, Россию вроде как не устраивает. Хотя простора для маневров почти не остается, есть еще и, казалось бы, невероятные варианты, например, еще в далеком 2002 г. Ашхабад предлагал параллельно с газовой ниткой ТАПИ построить нефтепровод до Аравийского моря. По нему можно было бы прокачивать не только среднеазиатскую нефть из Туркмении, Узбекистана и Казахстана, но и из Сибири.

add_circle ОБСУДИТЬ


Добавить комментарий:

"Миру" - мир?

Уважаемые читатели Накануне.RU! Комментарии проходят премодерацию. подробнее...

Просьба уважать других участников форума и чтить УК РФ! Комментарии, оскорбляющие других людей, имеющие признаки экстремизма, нарушающие многочисленные требования законодательства, публиковаться не будут. Форум наш становится более громоздким, но проявляющий крайне пристальную требовательность к нашей редакции Роскомнадзор диктует условия. Заранее приносим извинения, надеемся на понимание и конструктивную дискуссию.

Текст комментария *

Жирный Подчеркнутый

Ваше имя *





Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС




Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Магазин спецодежды