19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBkT3Z
Юду: http://remont.youdo.com/decorator/tree/tag/sruba/, смотреть здесь.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/arenda/price/ по этой ссылке.
youdo.com


Аналитика все материалы


Общество В России

"Год ЕГЭ" для негосударственных вузов

У государственного и негосударственного высшего образования в 2009 году была одна большая общая проблема – ЕГЭ. Но вот решать ее придется по-разному, ведь на коммерческих вузах отражается еще и кризис. Тем не менее, у экспертов есть варианты решения всех этих вопросов, но без поддержки государства (не только и не столько экономической) они не будут действенными. Итоги года в сфере негосударственного образования в интервью Накануне.RU подводит первый проректор Международной академии бизнеса и управления, профессор Екатерина Добренькова.

Вопрос: Какие события в сфере образования в 2009 году оказали наибольшее влияние на негосударственную вузовскую сферу, каково это влияние?

Екатерина Добренькова: Я думаю, что самое значимое событие этого года – новый прием абитуриентов по результатам Единого государственного экзамена. Это событие стало важным для всей высшей школы - и для государственных и для негосударственных вузов. Но по негосударственным вузам ЕГЭ очень больно ударил - с уверенностью можно сказать, что воздействие этого экзамена на негосударственную сферу негативное.
Дело в том, что на фоне продолжающегося демографического спада (а он еще только нарастает, его пик ждет нас впереди – в 2012 году) и на фоне экономического кризиса, сопровождающегося резким снижением платежеспособности населения, ЕГЭ стал фактором, который радикально негативно сказался на ходе приема в негосударственные вузы.

Вопрос: А почему влияние единого госэкзамена на негосударственные вузы оказалось более негативным, нежели на государственные?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Екатерина Добренькова: В государственные вузы принимают на бюджетные и на платные места. А негосударственная сфера образования не имеет возможности принимать на бюджетные места. И понятно, что абитуриенты в первую очередь попытались поступить сначала на бесплатное обучение. Но в силу того, что система ЕГЭ не была продумана до конца: возможность подавать заявление в неограниченное количество вузов вызвала огромный конкурс в большинстве государственных вузов. Многие в панике, не зная, чем закончится вторая и третья волна, начали просто подавать заявления в государственные вузы на платное отделение, не дожидаясь приема второй и третьей волн, просто опасаясь не быть принятым никуда. Они просто испугались неизвестности, и никто не хотел ждать до конца лета. Поэтому именно непродуманные механизмы экзамена и паника заставили людей склониться в пользу государственных вузов, в т.ч. платных отделений этих вузов.

Вопрос: Помимо этой проблемы в уходящем, были какие-то еще проблемы в негосударственном образовании?

Екатерина Добренькова: Я перечислила ключевые факторы, негативно сказавшиеся на негосударственных вузах. Что касается последствий: экономический кризис, сказавшийся на платежеспособности населения, повлиял и на финансовое состояние многих негосударственных вузов. Высокая арендная плата, спад платежеспособности населения, уменьшение количества абитуриентов, - все это ухудшило их финансовое положение.
Повторюсь, те вузы, у которых нет собственной материальной базы, наиболее остро ощутили это на себе, поскольку стоимость аренды, особенно в Москве, их подкосила. Многие негосударственные вузы находятся на гране банкротства, в ближайшее время многие из них будут вынуждены просто закрыться.

Есть мнение, что эти процессы - самоочищение негосударственной вузовской сферы. Понимаю, что такое очищение крайне необходимо – давно пора избавляться от "подвальных вузов". Но, к сожалению, во многом тяжелая участь постигла крепкие вузы с высоким уровнем образования – вузы с профессиональными преподавателями, хорошей материальной базой и т.д.

Вопрос: Видите ли Вы перспективы решения этой проблемы?

Екатерина Добренькова: Я думаю, что всегда есть возможности решить любую проблему. Но для этого нужна политическая воля, прежде всего, воля государства. Если государство расценивает негосударственный сектор высшего образования как все-таки важное для страны дело, эта проблема будет решаться. Если государство считает, что его зоной влияния является только сектор государственных вузов, а негосударственные вузы пусть барахтаются сами по себе, то шансов выжить у негосударственных вузов очень мало.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Важно не допустить ошибок, случившихся в начале кризиса, когда первыми получили поддержку монополии, которые и так вполне могут выжить по причине хорошего финансирования из государственного бюджета. А о малом и среднем бизнесе тогда никто не думал. А ведь негосударственные вузы, по сути, тоже относятся к сектору малого и среднего бизнеса: мы обеспечиваем работой и заработной платой огромную армию преподавателей, обучаем очень большое число студентов, за которыми стоят их родители – наши с вами сограждане. И именно поэтому государство должно задуматься о том, что будет, если большое количество негосударственных вузов закроется.

Вопрос: Вы, по сути, упреждаете мой следующий вопрос о том, как себя чувствуют негосударственные вузы в системе образования?

Екатерина Добренькова: Неважно, очень неважно себя чувствуют негосударственные вузы. Общая атмосфера – это атмосфера настороженности. Негосударственные вузы чувствуют себя брошенными. И понимают, что спасение утопающего – дело рук самого утопающего, как это было в 90-е годы.

Вопрос: Если говорить о государственной поддержке, то, в каком виде она должна выражаться? Какие еще меры могли бы укрепить негосударственную вузовскую сферу?

Екатерина Добренькова: Негосударственные вузы никогда не претендовали на бюджетные деньги. Единственная государственная поддержка, которая нам нужна, это поддержка политическая - чтобы нас не воспринимали как "незаконнорожденных детей", чтобы правила для всех субъектов российского образования были одинаковыми.

В этом смысле вселяют надежду слова Президента, который в последнем Послании Федеральному Собранию заявил о том, что будет законодательно закреплено равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений. Если эта практика распространится на высшую школу, это будет существенный шаг!

единый государственный экзамен егэ|Фото: sz.aif.ruЧто касается "ручного режима" поддержки негосударственных вузов, я бы предложила государству снизить квоту на платное образование в государственных вузах, особенно на гуманитарные специальности. Потому что в условиях, кода в России количество выпускников равно количеству бюджетных мест, возникает вопрос: а зачем нужны платные места государственным вузам, если у нас еще хватает абитуриентов на бюджетные? Это же нонсенс. А когда государственные вузы стремятся набрать только на платное отделение, но при этом они в полной мере получают государственное финансирование на бюджетные места, то спрашивается, что остается негосударственным вузам?
Вопрос: Получается, что у негосударственных вузов изначально занижены конкурентные позиции?

Екатерина Добренькова: Да. Сегодня единственная возможность негосударственных вузов конкурировать с государственными - это понижение стоимости обучения. Но мы же тоже не можем понижать стоимость обучения до бесконечности. Есть себестоимость, ниже которой не опускаться нельзя. Мы должны платить зарплату преподавателям, платить аренду, платить издержки учебного процесса, которые очень велики. Поэтому здесь и возникает вопрос выживаемости. Насколько долго негосударственные вузы смогут протянуть на "голодном пайке" и смогут ли они пережить эти кризисные времена сами?

И закрывать на эту проблему глаза нельзя. Государство не должно "списывать" людей, которые в 90-е годы, фактически, помогли выжить государственным вузам. Ведь тогда негосударственный сектор образования был создан государственной системой, именно государственные вузы стали учредителями всех негосударственных вузов. Связано это было с тем, что в те времена государственные вузы не имели возможности набирать на платное отделение. И заработная плата преподавателей была настолько низкой, что для их удержания нужна была возможность дополнительного заработка. Можно сказать, что возможности, открытые в тот период негосударственным сектором в образовании, помогли выжить и сохраниться корпорации профессоров и преподавателей вузов. А теперь мы не нужны. Теперь государственные вузы сами вполне состоятельны: они получают финансирование из госбюджета, сейчас у них есть платные отделения и получается, что мы стали им конкурентами. Но ведь мы решаем одни и те же государственные задачи!

При этом каждый из моих коллег скажет, что мы же не нахлебники, которые сидят на шее у государства. Мы существуем на самофинансировании и ничего не просим. Только взвешенной политики государства в отношении нас.

Вопрос: Какие надежды Вы связываете с 2010 годом? Как может развиваться ситуация с негосударственными вузами?

вуз институт университет абитуриент вступительные экзамены|Фото: Владимир Новиков www.itogi.ruЕкатерина Добренькова: Я всегда оцениваю будущее оптимистично. И свои надежды я связываю с последними выступлениями Президента и премьер-министра о необходимости концентрации общих усилий на решении задач нашего образования.

В отношении негосударственных вузов, я надеюсь, будет выработана четкая позиция государства об их месте в системе образования, а также будут предложены для них паритетные правила деятельности. В конце концов, все мы, вне зависимости от того, где и кого мы учим, служим Отечеству. Главное, делать это честно.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС