Виктор Садовничий: ЕГЭ в корне меняет философию нашего образования
10 декабря Минюст РФ зарегестрировал новый порядок приема в вузы в 2010 году. Между тем, не прекращаются ни дискуссии по поводу ЕГЭ, ни работа по его совершенствованию в специально созданной Президентом РФ комиссии. По словам ректора МГУ им. Ломоносова, президента Российского союза ректоров Виктора Садовничего, главное направление корректировки – максимальный учет особенностей учащегося. Об этом и многом другом Виктор Садовничий рассказал в эксклюзивном интервью Накануне.RU.
Вопрос: Виктор Антонович, некоторое время назад был утвержден новый порядок приема в вузы в 2010 году...
Виктор Садовничий: Да, 10 декабря этот порядок зарегистрирован Министерством юстиции России.
Вопрос: Насколько мы можем судить, согласно новым правилам ЕГЭ остается главной формой приема в вузы, несмотря на то, что весь год по этому поводу шли невероятные дискуссии...
Виктор Садовничий: Дискуссии действительно были. Главный их итог состоит в том, что на сегодняшний день усилия ректорского корпуса, академического сообщества в целом, Министерства образования и науки России консолидированы в направлении совершенствования механизмов единого госэкзамена.
Вопрос: Это нормально, что работа над ошибками столь масштабна?
Виктор Садовничий: Это - рабочий процесс, которым сопровождаются все серьезные реформы. Поверьте, вузовское сообщество с пристальным вниманием подходило к оценке ЕГЭ. И тем более важным является итог – нынешняя совместная работа по оптимизации единого госэкзамена. Сегодня в этом направлении ведется большая работа.
Вопрос: А почему вопрос ЕГЭ так важен для общества, почему вызывает к себе такой интерес?
Виктор Садовничий: Я уже говорил, что ЕГЭ – это не просто инструмент аттестации школьника и поступления в вуз. ЕГЭ в корне меняет философию нашего образования на многие десятилетия вперед. Поэтому вполне понятно, что наши сограждане не могут оставаться равнодушными к изменениям, с которыми связано их будущее и будущее их детей.
Вопрос: А что конкретно будет меняться в ЕГЭ?
Виктор Садовничий: Системную позицию государства по совершенствованию ЕГЭ обществу представит созданная Президентом России специальная комиссия – руководит ею глава администрации Президента Сергей Нарышкин. Я также вхожу в эту комиссию и могу отметить исключительную серьезность ее работы.
Сегодня я могу лишь указать направление, в котором обсуждается совершенствование ЕГЭ. Это – максимальный учет индивидуальных особенностей учащегося, в том числе через введение Паспорта достижений школьника, развитие творческой компоненты экзамена, особенно в отношении гуманитарных предметов, усиление роли олимпиад и других видов интеллектуальных соревнований школьников.
Считаю, что важным итогом дискуссий вокруг ЕГЭ должно стать сохранение механизмов поддержки и реализации творческого потенциала наших детей. В этом – залог развития нашей страны.
Вопрос: Что, помимо уже внесенных в сентябре предложений по совершенствованию ЕГЭ, планируют предложить ректоры?
Виктор Садовничий: Мы выступаем за открытость единого госэкзамена профессиональному сообществу. В частности, Российский Союз ректоров намерен проводить регулярный мониторинг всех этапов ЕГЭ и анализировать его влияние на образовательные процессы и общество в целом.