05 Мая 2024
search

О деле замминистра обороны Иванова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBm1YL
Муж на час: http://remont.youdo.com/st778383/, быстро и недорого.
Услуги плиточников: http://remont.youdo.com/tile/toilet/, подробнее >>
Рекомендуем: http://remont.youdo.com/st107934/, подробнее >>
youdo.com


Аналитика все материалы

По следу в небе и на земле

Накануне в немецком Франкфурте разразился скандал: у пилота авиакомпании "Сибирь" в крови перед полетом обнаружили остаточные явления алкоголя. Перевозчик начал собственное расследование, обещав уволить сотрудника, если тот действительно пил. Однако авиационная безопасность – не та сфера нашей жизни, ЧП в которой могут обойтись внутренним расследованием. Министерство транспорта РФ уже высказалось за ужесточение наказаний в подобных случаях. Логика проста – лучше завести уголовное дело до перелета, чем закрыть его после расследования катастрофы. Увы, последний вариант – не редкость в России. О том, кто и что расследует в отечественном небе и на российской (и не только) земле – в материале Накануне.RU.

Как сообщили нашему агентству в пресс-службе Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, надзорное ведомство начало проверку по факту обнаружения алкоголя в крови пилота авиакомпании "Сибирь" на предрейсовом осмотре. Прокуроры намерены изучить "исполнение аэропорт самолет боинг boeing авиакомпания s7|Фото: Накануне.ruзаконодательства о медицинском обеспечении полетов гражданской авиации ОАО "Авиакомпания Сибирь". Другими словами, даже такой перевозчик как S7 (второй по объемам перевозок в России), к сожалению, не может обеспечить 100-процентную безопасность, что уж говорить о десятках авиакомпаний поменьше и победнее. Однако отсутствие средств – не главная и не единственная проблема. Оказывается, и надзорные органы, проводящие проверки от лица государства, также неидеальны, но уже не по финансовой причине.

12 октября авторитетная общественная организация авиаторов – фонд "Партнер гражданской авиации" в очередной раз заявил о том, что большинство указаний авиационных властей "увязает в "болотах" чиновничьих кабинетов". "Существующая ситуация становится нетерпимой. Почти 40 % правового поля, определяющего всю деятельность гражданской авиации, занято документами государства, которое не существует около 20 лет. Это мощный тормоз на пути развития гражданской авиации страны, и обеспечения безопасности полетов", - отмечают в фонде. Эксперты говорят, что готовы были помочь Минтрансу разработать важный нормативный документ – "основные термины и определения в гражданской авиации". "Разработка такого документа, несомненно, позволила бы гармонизировать используемую терминологию с принятыми определениями в ИКАО и исключить двойное толкование. Для любого профессионала очевидно, что, изменение значения термина искажает его смысл и отрицательно влияет на безопасность полетов. Используемые в настоящее время произвольные термины и определения в документах гражданской авиации зачастую противоречивы и не отражают истинного значения смыслового содержания", - говорят в фонде. Но все письма и поданные заявки на разработку документа были или отклонены, или остались без ответа. "Удивляет и поражает, то, что министр постоянно требует наведение порядка в нормативно правовой сфере гражданской авиации, заместитель министра Окулов и руководитель департамента Тасун (департамент по правовым вопросам Минтранса РФ – прим. Накануне.RU), как профессионалы авиаторы, официально поддерживают наши предложения, но нижестоящие чиновники, не будучи летными профессионалами, игнорируют мнения руководства Минтранса. Возникает вопрос, кто руководит и отвечает за безопасность полетов в стране, Министр или юрист?", - заключают в "Партнере гражданской авиации".

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Между тем, согласно наиболее свежим данным Госавианадзора, 2009-й год не слишком отличается от своего предшественника по количеству авиационных происшествий. Например, в первом квартале текущего года катастроф было столько же, сколько и в аналогичный период 2008 г., погибло 11 человек (в I квартале 2008 г. – 13), повреждений воздушных судов на земле вообще стало больше, при всем этом списано только два воздушных судна. В Росавианадзоре считают, что "снижению аварийности в гражданской авиации в I квартале 2009 г. способствовало повышение эффективности проверок авиапредприятий и авиакомпаний и ужесточение мер инспекторского реагирования". Что ж, хорошо если так. Но пока статистики за последующее время нет, так что говорить о кардинальных изменениях в надзоре за ГА рано. К тому же надо учитывать, что из-за кризиса снизилось и количество перевозок, многие компании обанкротились, а те, что выжили, стараются не использовать старые, неэкономичные ВС, соответственно, с ними не происходит и ЧП.

Тем временем Межгосударственный авиационный комитет (МАК) расследует катастрофы прошлых лет. На то, чтобы определить причины крушений, уходит зачастую не меньше года. Например, окончательный отчет о катастрофе Boeing-737-500 под Пермью в сентябре прошлого года появился в открытом доступе на сайте МАКа только в мае 2009 г. Самый "свежий" отчет МАКа посвящен аварии вертолета Ми-8Т в Якутске (29 июля этого года). Расследование было проведено в весьма короткие сроки – всего за месяц. Согласно отчету комитета, ЧП произошло из-за "человеческого фактора": пилот превысил предельно допустимую скорость и высоту, а затем не смог исправить свои ошибки при гашении скорости перед приземлением.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Но еще сложнее, чем МАКу, приходится следственным управлениям и транспортным прокуратурам, поскольку комитет расследует только происшествия, закончившиеся катастрофой. Недавно в Екатеринбурге прошел всероссийский семинар, посвященный как раз таки отработке действий следователей при крушении воздушного судна. Именно на Урале в последнее время происходили катастрофы с большими человеческими жертвами, так что у Уральского следственного управления на транспорте имеется бесценный опыт. Всего за два года с момента образования СКП РФ на Урале произошло 12 катастроф, в которых погибло 130 человек. С сентября 2007 г. уральские следователи провели 155 доследственных проверок, в результате было возбуждено 12 уголовных дел.

В Екатеринбурге заместитель председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ Юрий Нырков рассказал журналистам, что на семинаре были приняты конкретные решения, связанные опять же с изменением нормативной базы. "Предложено и признано необходимым создание документа, регламентирующего на федеральном уровне взаимодействие специализированных органов, участвующих в устранении причин и обстоятельств авиакатастроф, расследовании преступлений по авиасобытиям. Принято решение о разработке методических рекомендаций о тактике расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации авиатранспорта и взаимодействии со специализированными органами", - рассказал он. Хочется верить, что эта инициатива не повторит судьбу документов, которые предложили разработать в фонде "Партнер гражданской авиации".

Во время семинара следователи не раз подчеркивали, что работа на месте катастрофы и определение причин ЧП с каждым годом усложняются, при этом сроки расследования сокращаются. "Все участники нашего семинара работали на месте катастрофы Boeing-737 под Пермью. Там условия были ужасными – шесть дней под проливным дождем", - рассказал журналистам глава Уральского следственного управления на транспорте СКП РФ Дмитрий Путинцев. А Юрий Нырков добавил, что на опознание тел потребовалось всего 35 дней, при этом было исследовано более 1500 фрагментов тел, установить личности погибших можно было только с помощью генетического анализа. Напомним, в этой катастрофе погибли 88 человек.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Кстати, до сих пор продолжается расследование катастрофы самолетов Су-27 пилотажной группы "Русские витязи", произошедшей накануне открытия авиаслона МАКС-2009. По словам представителей ВВС, официальные выводы будут обнародованы не раньше ноября этого года, но в прессу уже просочилась информация о том, что без "человеческого фактора" отчет не оставят.

Для справки: Авиационное происшествие (ранее — летное происшествие, общепринятое сокращение: ЛП) — событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна. Авиационные происшествия делятся на аварии (авиационное происшествие без человеческих жертв, вследствие которого воздушное судно было утрачено) и катастрофы (авиационное происшествие, приведшее к гибели людей).


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС