Валерий Язев: Я бы не боялся включать печатный станок
Расчеты всевозможных сценариев, как развернется в России кризис, продолжаются, между тем, рубль вновь начал свое уверенное падение вниз, и падение это ставит рекорды. Предвестие ли это "второй волны" кризиса? О том, почему мы продолжим проедать Резервный фонд, какой будет цена на нефть и газ, зачем нам может потребоваться включать печатный станок и о возможности своего губернаторства на Среднем Урале в эксклюзивном интервью Накануне.RU рассказал вице-спикер Госдумы РФ, президент Российского газового общества Валерий Язев.
Вопрос: На минувшей неделе Вы выступали на конференции машиностроителей в Екатеринбурге, эта отрасль, как известно, оказалась в тяжелейшем состоянии. Хотелось бы услышать Ваше мнение как законодателя относительно господдержки реального сектора в целом – кризис идет уже больше полугода, а механизма поддержки, доведения денег до предприятий не найдено. В чем здесь проблема?
Валерий Язев: Я не согласен с тем, что механизма не найдено. На мой взгляд, для поддержки реального сектора экономики много сделано и еще делается. Даже поддержка ликвидности банковской системы направлена на обеспечение деятельности реального сектора. Кошмаром была бы ситуация, если бы остановилось осуществление платежей между предприятиями. Мы сохранили платежеспособную банковскую систему, и не было проблем с перечислением денег теми, у кого они есть. Другой вопрос, у кого сейчас есть деньги. Фундаментальная проблема сегодня – отсутствие спроса на продукцию. Если говорить о машиностроительных предприятиях, то урегулирована часть вопросов с возвратом НДС и уплатой НДС по авансовым платежам в машиностроительном комплексе, выделены реальные деньги авиастроителям, судостроителям, "Ростехнологиям", РЖД, принимаются меры и по снижению ставки рефинансирования в банковской системе до 11% с недавних 13,5%. В сфере малого бизнеса введена упрощенная система налогообложения.
В целом для поддержки реального сектора меры принимаются, но кризис никто не отменял. Если бы все, что я говорю, принять в условиях отсутствия кризиса, это было бы сильным импульсом для развития машиностроения. А в условиях кризиса и всего этого оказывается недостаточно. Нужно искать новые пути, но в этом случае мы уже встаем на путь колоссальных затрат и масштабного реформирования и модернизации машиностроительного комплекса. На это нужны сотни миллиардов рублей.
Вопрос: Многие говорят о том, что в кризис следовало бы проводить масштабную политику госзаказов – это сразу бы дало эффект и позволило бы загрузить предприятия. Согласны ли Вы с этим?
Валерий Язев: Нет, не согласен. Госзаказы должны быть там, где они обоснованы – это оборонка, государственные нужды. Еще есть бюджет, который у нас сформулирован впервые с дефицитом почти в 3 трлн, есть социальные обязательства бюджета. Не самоцель найти огромное количество денег только для того, чтобы загрузить завод и реализовывать продукцию, которая зачастую по соотношению "цена-качество" существенно хуже производимых аналогов за рубежом.
Здесь нужна очень взвешенная политика, я против огульного подхода – лишь бы загрузить завод. Где-то выгодней социально поддержать рабочих, чем поддерживать мертвый завод, который не имеет никаких перспектив. Сейчас же вопрос еще идет и о смене технологий, структурной перестройке, то есть, какие-то заводы просто оказываются не нужны, и не нужно, чтобы они выживали. Но необходимо решить судьбу рабочих на этих заводах.
Вопрос: На Среднем Урале не так давно появилось свое "Пикалево", когда работники фарфорового завода в Богдановиче пошли перекрывать федеральную трассу после отключения подачи газа на предприятие. На Ваш взгляд, стоит ли газовикам идти на такие крайние меры в подобных случаях?
Валерий Язев: Конечно, надо отключать. Не может быть другого выхода. Нужно платить за газ, за электроэнергию, за природопользование, налоги платить и выдавать зарплату. Это вопрос эффективности собственников. Сегодня выживут только эффективные заводы, а на таких предприятиях самым эффективным путем может быть только банкротство и смена собственника.
А у газовиков тоже ситуация очень непростая – нарастают объемы неплатежей, падает потребление газа. Если государство считает, что градообразующее предприятие должно быть сохранено, оно должно компенсировать энергетикам поставки энергоресурсов – тепла, газа, электроэнергии.
Вопрос: На минувшей неделе Вы побывали на выставке вооружений в Нижнем Тагиле. Какие у Вас впечатления от выставки и, по Вашему мнению, как меняется ситуация на "Уралвагонзаводе" с приходом команды Олега Сиенко?
Валерий Язев: На выставке я, к сожалению, не увидел новых образцов техники. Может быть, начинка и меняется, но то, что было здесь десять лет назад, то и осталось.
Что касается "Уралвагонзавода", то смена руководство только-только произошла. Я встречался с Сиенко, и мы два часа обсуждали проблемы завода. У предприятия колоссальная закредитованность, близкая к годовому объему реализации: кредитов набрано в три-четыре раза больше, чем должно быть на нормально функционирующем предприятии, а ведь их объем должен составлять не больше 25% от объемов реализации. Впрочем, отмечу, что у Олега Сиенко в рассуждениях сквозил оптимизм – и по вопросам гособоронзаказа, и по реализации подвижного состава, также он много говорил о смене команды. Я надеюсь, что позитивные изменения на УВЗ будут.
Вопрос: А как бы в целом оценили проблему моногородов? Сейчас в правительстве РФ готовится федеральная целевая программа их поддержки, знакомы ли Вы с разработками, что она должна в себя включать, по Вашему мнению?
Валерий Язев: Да, такой документ готовится. Я говорил с Александром Жуковым (вице-премьер - примечание Накануне.RU), известно, что он находится на выходе. Мы не можем в настоящее время делать какие-то налоговые послабления градообразующим предприятиям, поскольку это противоречит Налоговому кодексу. Речь идет все же о формировании заказов для этих предприятий, но они в любом случае будут обоснованы реальной потребностью и не могут быть надуманными, потому что нельзя проблему перекладывать из одного бюджета в другой. Нет худа без добра – кризис усугубил эту проблему, и ее решением стали заниматься.
Вопрос: А когда программа может быть принята и, главное, когда она может заработать?
Валерий Язев: Программа должна быть принята в этом году, но принять программу – это одно, ее нужно еще финансировать. Думаю, что она в бюджете 2010 года уже должна быть.
Вопрос: Кстати, минфин РФ заложил в бюджете 2010 года прогноз цены на нефть в 55 долларов за баррель. Следующий год и по бюджетному наполнению, и в целом, будет тяжелее или легче, чем этот?
Валерий Язев: Напомню, что в этом году, в скорректированном варианте бюджета, заложена цена на нефть в 41 доллар за баррель. 55 долларов, на мой взгляд, – это реалистичная цена. Мы ожидаем, что цены на нефть к концу года сложатся на уровне 65-70 долларов, и на следующий год мы прогнозируем рост цены. Цена в 55 долларов обоснована, но бюджет следующего года тоже будет очень напряженным, хотя он и смотрится более наполненным. Впрочем, говорить о том, что следующий год будет легче, не приходится.
Вопрос: А какими Вы прогнозируете объемы поставок российского газа на европейские рынки в этом году, какой будет цена?
Валерий Язев: Цена на газ зависит от цены на нефть, думаю, цена на нефть в следующем году будет находиться в районе 70 долларов, что будет приемлемым для того, чтобы цена на газ была в пределах 280 долларов за 1 тыс. куб.м газа. Объем продаж газа тоже зависит от выхода экономики из кризиса. Потребление газа в Европе упало на 6-8%, но при этом потребление российского газа упало на 30%. Это – особенность применения формулы цены на газ. Сейчас Европа "съедает" дешевый газ из хранилищ, берет более дешевое топливо на спотовых рынках, но к концу года тенденция выправится. Думаю, что в пределах 140 млрд "кубов" российского газа Европа возьмет.
Вопрос: Согласны ли вы с прогнозами, что Резервный фонд РФ иссякнет в середине 2010 года или даже в его начале? Что тогда будем делать, ведь модернизировать экономику в кризис (а о таких намерениях заявлялось) мы явно не успеваем?
Валерий Язев: Мы модернизируем экономику непрерывно, но пока мы ее модернизируем, мир снова уходит вперед. Не говоря уже о том, что мы имеем производства 60-х годов, те, которые мы модернизировали в 90-е, тоже сейчас устаревают. Процесс этот перманентный, и я с Вами согласен в том, что мы не успеваем ее модернизировать.
В следующем году все, что будет свыше прогнозируемой цены на нефть в 55 долларов, будет складываться в Резервный фонд. Поэтому от состояния экономики – нашей, мировой, от цены на нефть и на газ будет значительно зависеть доходная часть бюджета. Мы будем проедать Резервный фонд, при этом нужно увеличивать заимствования, нужно занимать деньги, пока еще есть Резервный фонд, и не пугаться этого. Например, в Швейцарии внешний долг намного больше ВВП. Главное, чтобы условия кредитования были нормальными. Я бы не боялся и печатать деньги, как печатают США, может, и к этому все же придем в реализации крупных инфраструктурных проектов. Напечатать деньги и взять их в кредит за рубежом, по сути, – одно и то же, это оказывает то же влияние на инфляцию. Но пока наши финансовые власти в этом вопросе очень осторожны.
Вопрос: Валерий Афанасьевич, если говорить о ближайшей перспективе, прогнозируете ли Вы "вторую волну" кризиса осенью или это лишь нагнетание паники в обществе?
Валерий Язев: А что ее нагнетать? Тяжело прогнозы строить, есть много неопределенных факторов. Но я считаю, что осень будет очень тяжелая, по крайней мере, волна невозврата кредитов совершенно очевидна. Путин, Медведев акцентируют внимание на том, что банки должны выдавать кредиты. Это понимание со стороны высшего руководства того, что волна невозвратов произойдет и нужно, чтобы она не вылилась в новую волну в реальном секторе, что приведет к волне банкротств, сворачиванию объемов производства.
Вопрос: Кстати, о финансовых властях и о Кудрине, в частности, как главном пессимисте правительства. Его прогнозы немало шокируют общественность.
Валерий Язев: Он по должности должен быть главным пессимистом, я его за это нисколько не обвиняю. Если все у нас будут оптимистами, то как бы нам не просчитаться. Поэтому надо спокойно относиться к тому, что дискуссия идет и в правительстве. У Минэкономразвития – свой взгляд, у Минфина – свой, у Минрегиона – третий, Минэнергетики – четвертый. Они же должны отвечать каждый за свою сферу, а уже дело руководства страны – принимать окончательные решения.
Вопрос: В августе, насколько известно, "Единая Россия", в высший совет которой Вы входите, начнет консультации по кандидатурам на пост губернатора Свердловской области. Если Вам предложат стать одним из кандидатов, Вы согласитесь?
Валерий Язев: Если предложат, посмотрим. Создана специальная комиссия, и с 21 августа должны начаться консультации.
Вопрос: То есть Вы готовы рассмотреть такой вариант?
Валерий Язев: Я готов любое предложение рассмотреть. Я не рвусь на эту должность. Если будет решение совета партии, буду рассматривать. Мне интересна моя сегодняшняя работа, она масштабная, фундаментальная, я работаю на общероссийском, на евразийском и мировом уровне, веду очень серьезные проекты по поручению руководства страны.
Вопрос: И последний вопрос. "Ява-трофи" в этом году снова пройдет в Екатеринбурге в связи с юбилеем корпорации. Какие перспективы Вы видите у регаты?
Валерий Язев: Отмечу, что этот проект вывел яхтинг в России на очень высокий уровень, в том числе, это касается и молодежного яхтинга, и спорта высших достижений. Но я для себя этот проект закрыл, им занимается мой сын. В 2011 году есть решение провести регату в Германии, куда придет Nord Stream, а в 2010 году – Выборге, откуда пойдет этот газопровод. Я только приветствую проведение регаты в Екатеринбурге, и если буду здесь, то с удовольствием приму в ней участие.