20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC3FjU
Бытовой ремонт: http://perevozki.youdo.com/city/cargo/, подробности...
Здесь http://remont.youdo.com/repair/flat/other/firmy/, лучшие цены тут.
Услуги мастера: http://perevozki.youdo.com/country/geo/belgorod/, лучшие цены.
youdo.com


Аналитика все материалы

ШОС, БРИК или КРЯК?

Сегодня в Екатеринбурге стартует саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). 16 июня президенты подпишут Екатеринбургскую декларацию ШОС, в которой будет сказано про важность международного сотрудничества в решении и проблем продовольственной безопасности, и проблем изменения климата, отдельной строкой будет обозначен и мировой финансовый кризис. Но стоит ли возлагать надежды на ШОС в совместной борьбе с кризисом? Заинтересован ли Китай в появлении новой резервной валюты, о необходимости которой в последнее время все чаще говорят российские власти? Какими будут результаты этой встречи? Об этом в интервью Накануне.RU рассказал замдиректора ИМЭМО РАН Василий Михеев.

Вопрос: 15-16 июня в Екатеринбурге будут проходить саммиты ШОС и БРИК. На Ваш взгляд, какие вопросы на этих встречах станут первоочередными?

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Василий Михеев: Конечно, не нужно смешивать ШОС и БРИК. ШОС – это организация, а БРИК – это пока еще маловразумительный переговорный формат. Я не устаю повторять, что нам лучше бы развивать не БРИК, а КРЯК, то есть формат Китай- Россия-Япония-Южная Корея. В БРИК нет никаких институтов, это имиджевая организация, в ней позиции сторон по каким-то вопросам могут совпадать, но таких групп, в которых присутствует Россия, много. А в имиджевом плане нам лучше быть в "восьмерке" или, как я уже сказал, в структуре КРЯК, потому что Китай, Япония и Корея уже что-то делают. Поскольку БРИК – институт не институализированный, на саммите будут сплошные декларации о координации усилий в условиях кризиса.

Что касается ШОС, то тут совсем другое дело. Эта организация продолжает находиться в состоянии глубокого концептуального кризиса, суть которого заключается в том, что на площадке Центральной Азии действуют три организации – ЕврАзЭС, ОДКБ, где нет Китая, и ШОС, где Китай есть. Применительно к Центральной Азии они занимаются практически одними и теми же вопросами, за некоторым исключением в военной составляющей. До сих пор нет четкого видения, как обеспечить эффективное "разделение труда" между тремя организациями. В этих условиях Китай идет своим путем – развивает двусторонние отношения со странами Центральной Азии вне формата ШОС. Эти проблемы предопределяют малую эффективность ШОС, что и сами ШОСовцы признают – у них выполняются менее 10% соглашений, у ШОС нет ни валютного фонда, ни реального механизма аккумулировать средства для их использования в условиях кризиса.

Необходимо, чтобы эти условия как-то затрагивались и конкретно решались, как хотя бы в ЕврАзЭС, где договорились о создании резервного фонда в сумме 10 млрд долларов. Но ШОС об этом даже речи не ведет.

Вопрос: А может ли финансовый кризис стать той проблемой, которая подтолкнет страны ШОС к решению таких вопросов?

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RUВасилий Михеев: Может, но у ШОС нет ни концепции, ни ресурсов, ни способов их использования. Более того, Китай уже показал, в каком направлении он хочет двигаться – Китай хочет увеличить свою долю в МВФ с 3,7 до 6,2%, чтобы стать держателем большего пая, чем Япония. Конкретно на региональном уровне – это соглашение между Китаем, Японией и Кореей, которые создали фонд для АСЕАН в размере 120 млрд долларов, и Китай внес туда 38% средств. МВФ имеет сейчас 250 млрд на весь мир, а Китай, Япония и Южная Корея создали фонд для 13-ти стран в сумме 120 млрд долларов.

Вопрос: Кстати, об антикризисном фонде ЕврАзЭС. Он создан на минувшей неделе на заседании премьеров в Москве, возглавил его министр финансов РФ Алексей Кудрин. Нужен ли подобный фонд ШОС, можно ли ожидать, что он будет создаваться?

Василий Михеев: Этот вопрос должен бы ставиться, но я не думаю, что это произойдет. Россия делает ставку на ЕврАзЭС и ОДКБ в Центральной Азии, а Китай – на двусторонние связи. Выход из этого тупика представляется действительно довольно сложным.

Вопрос: Все же, какие-то конкретные решения по борьбе с кризисом в рамках ШОС будут?

Василий Михеев: Заявления будут, но их реализация очень проблематична.

доллар, деньги, банкноты(2018)|Фото: Фото: Накануне.RU Вопрос: В последнее время российские власти все чаще говорят о необходимости создания новой региональной резервной валюты. Может это решение поддержать Китай?

Василий Михеев: Я считаю такие заявления исключительно политико-мотивированными и оторванными от реальности. О каких властях идет речь? Например, министр финансов Кудрин сказал о том, что никого не заставишь хранить деньги в какой-то новой резервной валюте, создай их хоть тысячу новых. В чем хотят страны хранить свои резервы, в том и будут хранить. Сейчас №1 – это доллар. №2 – это евро. Другие – понемногу. Жизнь сама подскажет, к чему есть большее доверие у ведущих стран. Эта постановка теоретически неправомерна, а практически – бесперспективна.

Вопрос: А Китай по-прежнему заинтересован в создании азиатской валюты?

Василий Михеев: Очень важно, что Китай, Япония и Южная Корея создали фонд странам АСЕАН. Это путь к реальной финансовой интеграции в Восточной Азии и я думаю, если что-то и произойдет (хотя не надо ждать, что это случится в ближайшее время), то это будет создание в Азии валюты "asia", о которой давно говорят. Это реальная, но долгосрочная перспектива, и там еще много подводных камней, прежде всего, это неконвертируемость китайской валюты. А придумать искусственные проекты можно, но если страны не признают эту валюту надежной, то никто не будет в ней хранить резервы.

Вопрос: Будут ли на саммите ШОС обсуждаться международные конфликты? Так, на прошлогоднем саммите пришлось коснуться вопроса о войне на Кавказе, а теперь некоторые эксперты склонны полагать, что ШОС может выступить посредником в переговорном процессе по северо-корейской проблеме.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Василий Михеев: Проблема Кавказа встала год назад, потому что резко обострилась ситуация, поэтому ШОС должна была как-то реагировать. Россия была заинтересована в определенных действиях со стороны стран ШОС и их, кстати, не получила. В случае с Северной Кореей ни в каком посредничестве нет необходимости – там есть ООН, есть механизм шестисторонних переговоров, где Россия и Китай и так участвуют, ШОС здесь совершенно ни при чем.

Вопрос: В итоге, какой будет результативность саммита ШОС?

Василий Михеев: Все будет как обычно - ни больше и не меньше, в этом смысле ШОС является очень стабильной организацией. Никаких прорывов не будет.

Главная задача для организации – выйти из концептуального тупика, создать реальные фонды, механизмы аккумулирования и использования средств. Без этого ШОС будет оставаться хорошей площадкой для встреч лидеров, деклараций, заявлений о намерениях.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС