20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgCAGnr
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/city/moscow/dlv/mskreg/, выбирай!
Цена покраски крыши дома за квадратный метр на http://remont.youdo.com/decorator/roofs/.
youdo.com


Аналитика все материалы

БРИК покажет лик

В середине июня в Екатеринбурге состоится первый официальный саммит БРИК (Бразилия-Россия-Индия-Китай). Даже, несмотря на мировой кризис, эксперты оптимистичны в прогнозах относительно роста этих быстроразвивающихся экономик, да и, собственно, с кризисом страны справляются довольно успешно (и могут выйти из него первыми). За исключением России, которая стоит в этом "особняком". В РФ серьезно падает ВВП, стремительно тают запасы на "черный день" (с начала года Резервный фонд уменьшился на 1,2 трлн руб.), при этом деньги не поступают в экономику, а кредиты выдаются под "бешенные" ставки. Но наш Минфин не унывает и продолжает поддерживать экономику американцев. Впрочем, и коллегам из "четверки" министр Кудрин, наверно, мог бы преподать несколько уроков спасения от кризиса, как недавно это было с белорусами. Какие есть перспективы у БРИК, чем отличаются наши антикризисные сценарии и какую "благую цель" преследует Кудрин, "подкупая" американцев за наши с вами деньги – читайте в интервью Накануне.RU с президентом фонда "Политика" Вячеславом Никоновым.

Вопрос: Вячеслав Алексеевич, Вы являетесь координатором российского экспертного общества по перспективам БРИК. Каковы эти перспективы, что может такое сотрудничество в формате БРИК дать в кризис, и на какие уже имеющиеся структуры БРИК будет походить?

никонов вячеслав алексеевич президент фонда политика|Фото: Накануне.ruВячеслав Никонов: Действительно, в эпоху кризиса координация действий крупнейших развивающихся экономик достаточно важна. Было много сомнений в различных странах, насколько этот формат может быть жизнеспособным и до сих пор эти сомнения есть, но, не попробовав, нельзя оценить, насколько такое сотрудничество будет влиять на жизнеспособность стран организации.

Понятно, что она не станет чем-то вроде Европейского союза, но она может стать чем-то похожим на "большую восьмерку" – неформализованная организация, которая существует для того, чтобы поддерживать взаимодействие между странами по важнейшим вопросам и проводить регулярные встречи для "сверки часов". То есть, это клуб, в котором есть люди, ответственные за координацию, есть шефы, обеспечивающие взаимодействие. В дальнейшем это может привести к какой-то более серьезной интеграции интересов. Пока же это будет клуб крупнейших развивающихся экономик мира, в перспективе – очень влиятельных.

Вопрос: При этом, видимо, можно говорить о том, что у России среди стран БРИК получается бороться с кризисом хуже других…

Вячеслав Никонов: Да, у России хуже получается бороться с кризисом, чем другим странам БРИК. В Китае, Индии кризиса нет – там продолжается рост экономики, просто темпы роста стали ниже. То же самое – и в Бразилии. Россия – единственная крупная развивающаяся экономика, где показатели резко упали. Конечно, кризис нас слегка отбросил назад, но в отношении России прогнозы пока по-прежнему сохраняются достаточно хорошие. Если мы успешно выйдем из этой стадии кризиса и вернемся на ту траекторию развития, на которой были до его начала, то вполне можем решить задачу, которая ставилась в "стратегии-2020" по вхождению в пятерку крупнейших экономик мира уже в 20-е годы.

китай пекин(2011)|Фото: Фото: Накануне.ru Но мне кажется, что российская экономическая политика сейчас явно уступает, например, китайской. Китайская антикризисная программа весьма продуманная, она очень крупная. Китай с начала кризиса добавил к своим бюджетным расходам еще 600 млрд долларов. Россия по не вполне объяснимым причинам их сокращает.

В период кризиса надо делать две вещи: стимулировать спрос и стимулировать предложение. Стимулирование спроса следует осуществлять за счет увеличения бюджетных расходов, а они у нас не растут. Увеличение предложения – это, прежде всего, обеспечение свободного доступа к кредиту. Россия – единственная страна в "двадцатке", которая повысила учетные кредитные ставки в период кризиса, тогда как во всех развитых странах они почти нулевые. У нас даже после небольшого снижения, они составляют 13%.

Вопрос: Вот Вы говорите о траектории экономического развития, которая была до кризиса. Траектория эта связана со стоимостью энергоресурсов и экспортом, надо полагать? Пока, честно говоря, не очень просматривается, как Россия выйдет из кризиса с модернизированной экономикой.

Вячеслав Никонов: Нет, траектория связана не столько со стоимостью энергоресурсов, ведь уже сейчас они стоят столько, сколько стоили в 2004-2005 годах, когда мы росли с темпами 10%. То есть, нынешней цены на энергоресурсы уже достаточно для этого. Здесь же нужна целенаправленная государственная политика, а также политика корпораций, которая бы позволила инвестировать во все отрасли экономики, прежде всего, в наукоемкие.

Вопрос: А как бы в целом оценили перспективы быстроразвивающихся экономик по выходу из кризиса? Какую роль они будут играть в мировом масштабе?

Вячеслав Никонов: Баланс сил на мировой арене меняется быстро. Сейчас такие центры силы, как Китай, Россия, государства Персидского залива располагают большими золотовалютными резервами, чем все государства Запада, вместе взятые. Новые растущие державы демонстрируют даже в условиях кризиса растущие темпы ВВП. Однако Россия, действительно, имеет наихудшие показатели среди развивающихся экономик.

Страны, которые еще десять лет назад просили США о помощи, сейчас сами помогают им остаться наплаву. Не секрет, что огромный американский государственный долг финансируется за счет внешних займов, которые им представляют, в основном, развивающиеся страны, на первом месте в этом списке стоит Китай, на втором – Япония. Также поддерживают американскую экономику и Бразилия с Россией. Многим это не нравится, но тем не менее, Россия поддерживает США в размере 120 млрд долларов, это превышает весь объем американских инвестиций, когда либо сделанных США в российскую экономику.

Вопрос: Почему политика Минфина РФ в этом вопросе остается непоколебимой, когда собственной экономике нужны вливания?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Вячеслав Никонов: Видимо, это в определенной степени создает нам некоторые преимущества в отношениях с США. С другой стороны, я соглашусь с тем, что эти же деньги, вложенные в российскую экономику, дали бы больший антикризисный эффект.

Вопрос: А о каких преимуществах идет речь?

Вячеслав Никонов: Во всяком случае, США в большей степени готовы прислушиваться к мнению России.

Вопрос: Разве это происходит?

Вячеслав Никонов: Нынешняя администрация в большей степени стремится к этому, нежели предыдущая.

Вопрос: Но ведь и "курс" у Обамы несколько иной. Это, пожалуй, вопрос не только денег, поступающих от нашего Минфина.

Вячеслав Никонов: Да, не только, но, тем не менее, это остается одним из факторов.

Вопрос: Вы уже сказали, что сейчас баланс сил в мире меняется довольно быстро. А приходит ли это осознание, например, к США?

Вячеслав Никонов: Да, в США сейчас происходит осознание того, что однополярного мира больше нет, и мир вступил в постоднополярную эпоху. Ирак, Афганистан, экономический кризис достаточно четко обозначили пределы американского могущества. США не в состоянии справится со всеми вызовами, тем более, одновременно.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС